"Библиотерапия"
статья
Сама жизнь подсказала библиотекам необходимость осуществления новой функции - библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому обучающемуся с ОВЗ "лекарство для души".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Библиотерапия | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Библиотерапия»
Выполнила:
Некрасова Галина Вениаминовна,
педагог-библиотекарь
ГКОУ «Общеобразовательная
школа-интернат для слепых
и слабовидящих обучающихся»
г. Троицка.
Слайд 1:
Наверное, каждый из нас задавался вопросом, как научить современных детей общению с окружающими, любви и пониманию, сочувствию и сопереживанию? Как мы, взрослые, можем помочь им найти свое «Я» и свое место в обществе, не навязывая образцов и стандартов? И как прививать детям с ранних лет любовь к своей земле, ее доброй мудрости, накопленной веками культуре?
Слайд 2:
Найти ответы на все эти вопросы нам помогает книга. «Книга – это есть мир, видимый через человека» – говорил писатель Исаак Бабель.
Слайд 3:
Сама жизнь подсказала библиотекам необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому обучающемуся с ОВЗ «лекарство для души».
Понятие «библиотерапия» образовалось от слияния двух слов: латинского «biblio» – книга и греческого «therapia» – лечение, т.е. «лечение книгой».
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Библиотерапия – перспективная область деятельности, которая объединяет достижения в медицине, психологии, педагогике и библиотечном деле.
В России основоположником библиотерапии считается книговед и культуролог Николай Рубакин, а в более ранние времена она зародилась в монастырях, в монастырских библиотеках, где пастырь лечил словом Божьим.
По мнению библиотековедов, она находится на стыке библиотековедения и медицины. В библиотековедческом контексте библиотерапия чаще всего рассматривалась и рассматривается как одно из направлений педагогики чтения.
Слайд 4:
Цели библиотерапии для детей с ОВЗ весьма специфичны: отвлечь ребенка от испытываемого им дискомфорта, способствовать активизации его развития и успешной интеграции в социальную среду.
Задачи библиотерапии:
- Информационно-психологическая защита личности.
- Адаптация и коррекция поведения.
- Помощь в дискомфортных и кризисных ситуациях.
- Руководство чтением, учитывающим проблемы личности.
- Развитие личности.
Слайд 5:
Главные принципы библиотерапии:
- Произведение должно быть увлекательным и заставлять думать.
- Ситуации, в которые попадает герой, должны быть схожи с вашими.
- Книга должна вселять оптимизм и веру в лучшее.
Важный элемент библиотерапевтической методики, оказывающий эффективное корректирующее воздействие, — творческое воплощение чувств, желаний, возникших в результате прочитанного, инсценирование текста, создание иллюстраций к книге, домысливание судьбы героя, сочинение стихов, сказок, синквейнов, рассматривание картин природы, картин художников.
Такие методы работы получили самое широкое применение в библиотерапии. С их помощью стимулируются и обогащаются чувства юного читателя, происходит «претворение словесного ряда в «зрительный и слуховой», что способствует более полному самовыражению читателя.
Слайд 6:
Библиотерапию можно условно разделить на 2 вида:
- Целенаправленная – способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.
- Нецеленаправленная – служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.
Библиотерапия:
- Индивидуальная (билиотерапевт учит самопониманию через чтение).
- Групповая (возрастная градация: 5—6 лет; 7—11; 12—15 и 16— 18 лет. Количественный состав группы — 8—12 человек, предпочтительнее разнополые группы. В одной группе могут состоять дети и подростки с различными формами отклоняющегося поведения).
Педагог, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью. Он должен учитывать, что особенно эффективным и актуальным влияние художественного произведения будет, если имеется сходство ситуации художественного произведения с ситуацией, в которой оказался ребёнок.
Основой воздействия детской литературы на психику ребенка являет процесс его отождествления с положительным героем. Такая идентификация стимулирует нравственное развитие и позволяет перенимать желательные социальные модели поведения. Ребенок пытается понять мотивы действий героев. Это помогает ему оценить собственное поведение и управлять им.
Слайд 7:
Библиотерапевтические методики используют с целью коррекции у детей и подростков:
- отношения к себе, к своему «Я»;
- отношения к другим;
- адаптации в коллективе;
- отношения к жизни.
Начальный этап библиотерапевтической работы начинают с чтения той литературы, которая входит в круг читательских предпочтений данной возрастной группы.
Библиотерапия с детьми младшего школьного возраста имеет свои отличия и сложности: небольшой словарный запас детей, проблемы устного выражения, ограниченный опыт и кратковременное внимание.
В работе с подростками и старшеклассниками можно использовать критическую и философскую литературу, что позволяет оптимизировать их восприятие, оценку и реакцию на окружающее.
Слайд 8:
Библиотерапия является направлением арт-терапии, основанным на исцеляющем воздействии слова.
Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов, психотерапевтов, педагогов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, ученик как будто получает закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.
Большую роль в работе с детьми играют иллюстрированные книги, которые дают ребенку возможность понять, что его желания, чувства, действия — это часть процесса его роста. Иллюстрации могут вызывать и негативные, и позитивные реакции. Чем больше иллюстраций, тем больше интерес к книге. Чем крупнее иллюстрации, тем активнее интерес. Значение иллюстрации в том, что она «заинтересовывает» читателя.
Слайд 9:
Большую роль играет в библиотерапии выполнение иллюстраций по прочитанным произведениям. У ребёнка происходит выражение чувств и эмоций через рисунок. После прочтения книги ребёнок вновь возвращается к понравившемуся герою, ещё раз переживает встречу с ним.
Слайд 10:
Ребята также посещают выставки художников, картины которых могут исцелить человека, помогают наставить на правильный путь и открыть в себе новые знания. Ребята посетили выставку художника Валерия Градусова, от картин которого исходит необыкновенная энергетика. «После этого человек сам пойдет к выздоровлению", - говорит художник.
Слайд 11:
Я в своей работе использую такой вид библиотерапии как написание стихов детьми. Стихи действуют как на сознание, так и на эмоции, они имеют свой ритм и размер. Мышление, обретающее этот ритм, меняет грубую энергетику.
Слайд 12:
Любой человек может стать писателем и поэтом, сочинять рассказы, сказки, синквейны и частушки, страшилки и дразнилки, и еще многое другое. Как показывает опыт, большая часть того, что сочиняют никогда ранее не писавшие люди, талантливо, красиво и, главное, помогает изменению состояния. Так в стихотворении полностью отражается проблема ребёнка, обычно связанная с какой-либо ситуацией. Стихотворение Альбины Кинжабулатовой
Коронавирус
Наступил однажды год
С цифрами 2020.
Был не слишком прост
Високосный тот год.
Ведь появился карантин.
Весь мир сидит на карантине!
Оказалось, что существует
Один такой ужасный вирус,
По имени Коронавирус!
Люди умирают друг за другом,
Но не печалюсь я с моей подругой.
Вот выходим погулять,
Обязаны снова маску надевать.
С семьёй не сходим погулять,
Не можем улететь на отдых.
Вот, наконец, 2021 год!
Казалось бы, закончилось всё это,
Но люди вновь заболевают,
И лишь о том они мечтают,
Когда закончится ковидный карантин!
Слайд 13:
Учащиеся не только сочиняют стихи, но и участвуют в конкурсах чтецов «Поэтические баталии», «Серебряное пёрышко», 1 Всероссийском поэтическом конкурсе «Рифмы», «Джалиловские чтения». Стихи благотворно действуют как на сознание, так и на эмоции ребёнка.
Слайд 14:
В своей работе к каждому возрасту, к каждому ребёнку я осуществляю свой подход, потому что различные литературные жанры и виды по-разному выполняют психотерапевтическую функцию. Правильно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, очень важна в развитии ребёнка. В библиотеке составляются рекомендательные списки литературы. Тематика различная:
- Воспитание бережного отношения ко всему живому.
- Книги о милосердии, сострадании.
- Человеколюбие.
- Смирение и строптивость.
- О добре и зле.
- Книги о дружбе.
- Поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь. Профилактика себялюбия, индивидуализма.
- О храбрости, смелости и трусости.
- О жадности и щедрости.
- О вежливости и тактичности.
- О скромности.
- О бережливости.
- Профилактика и коррекция лжи.
- Книги, которые прививают любовь к труду.
- Особые ситуации в жизни ребёнка.
Слайд 15:
Важный элемент библиотерапевтической методики, оказывающий эффективное корректирующее воздействие, — творческое воплощение чувств, желаний, возникших в результате прочитанного, инсценирование текста.
С помощью этих методов стимулируются и обогащаются чувства юного читателя, происходит «претворение словесного ряда в зрительный и слуховой», что способствует более полному самовыражению читателя.
Ежегодно в нашей школьной библиотеке проходят литературные драматизации и, дети с удовольствием воплощают на сцене различных героев.
Слайд 16:
Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Сказка является средством библиотерапии и даже переродилась в самостоятельную терапию – сказкотерапию.
Главные лекарства сказки – это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твёрдая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражён глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения.
Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные способы, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями, помогают преодолеть их. Сказка способна излечить детей от эмоциональных нарушений поведения, таких как: агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности (гнев, страх).
Слайд 17:
Лечение обучающихся с ОВЗ книгой и словом происходит во время различных мероприятий, проводимых библиотекой: литературные знакомства, литературные гостиные, поэтические вечера, беседы, музыкально-поэтические вечера, участие в различных проектах и т.д.
Слайд 18:
Своё выступление мне хочется закончить словами: «Дорога в библиотеку – это путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому».
Слайд 19:
А сейчас мы с вами займёмся практической библиотерапией. Прошу каждого из вас составить синквейн. Название – «книга».
Синквейн – это пятистрочный стих.
Схема синквейна:
- название синквейна;
- два прилагательных;
- три глагола;
- фраза;
- существительное.
Слайд 20:
А теперь займёмся сказкотерапией и обыграем сказку Габдуллы Тукая «Коза и Баран». Прошу выйти 8 человек. Распределяю роли. Гости обыгрывают сказку.
Сегодня интерес к библиотерапии заметно вырос, что можно объяснить возможностями её влияния на сознание подрастающего поколения. Изучение основ, методов и приёмов библиотерапии помогут сделать занятия с детьми с ОВЗ наиболее результативными, продуктивными и эффективными.
Благодарю вас за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
библиотерапия и фольклор
интегрированное занятие психолога и библиотекаря...
Публикация для родителей. Знакомьтесь вместе с нами. Библиотерапия.
Такие этапы детства, как самопознание, учёба и связанные с нею трудности, общение между мальчиками и девочками, учителями и учениками - нашли своё отражение в соответствующей литературе. Возможно, что...
"Библиотерапия" - "Сказкотерапия".
Сложное слово “библиотерапия”, состоящее из двух слов: библио - и терапия – (от греч. слов: biblio – книга и therapeia – забота, уход, лечение) отражает сложность понятия, стоящего за ним. Оно оз...
Библиотерапия в нашей жизни
Данная проектная работа может быть использована как на уроках при изучении тем, связанных с чтением литературы в свободное время, так и во внеурочное время при подготовке и проведении диспутов, виктор...
Психология. Библиотерапия
Влияние библиотерапии и изотерапии на эмоциональное состояние подростков....
Библиотерапия как средство формирования социально-нравственной сферы поведения у педагогически запущенных подростков
Психокоррекционная работа с педагогически запущенными учащимися включает в себя 20 занятий, 2 консультации с педагогами и родителями. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю, продолжит...
Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии
Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и и...