Психология. Библиотерапия
проект по психологии (10 класс)
Влияние библиотерапии и изотерапии на эмоциональное состояние подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
влияние библиотерапии на эмоциональное состояние подростка | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...................2
1. Теоретическая часть исследования ……………………….....................................4
- История возникновения арт – терапии………………………...............................4
- Методы и техники арт – терапии…………………………....................................7
- Психологические особенности учащихся пятых классов……………...…..........9
Выводы по первой главе...................................................................................................10
2. Практическая часть исследования………………………………………………..11
2.1 Экспериментальное исследование влияния библиотерапии и изотерапии на психоэмоциональное состояние пятиклассников………………………………….......11
2.2 Результаты практического исследования……………………………………....….12
2.3 Разработка рекомендаций для родителей и учителей ………………………….....12
Выводы по второй главе....................................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………....................13
Список литературы………………………………………………………………............15
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Введение
В настоящее время во всём мире мы наблюдаем процессы научно-технической революции. С одной стороны - это облегчает нашу жизнь. С другой стороны – эти процессы все чаще становятся для людей причиной многочисленных моральных и психологических трудностей. К сожалению, в современном мире для — это стресс, а каждый день — за что – то. этого все со стрессами, с переживаниями. Проблема взрослых. Но в настоящее она все на мир детей. Для подростков, стресса быть с друзьями, одноклассниками, родителями. Мы в школе, конкуренции в учебе, не в и возможностях. Но это не приговор, что во время и много положительных изменений во всех деятельности, и искусство.
Я хожу в школу уже время. Мне рисовать, мне нравятся краски, мне наброски. Я хочу в свою жизнь с живописью, хочу то, чего ещё не никто. и помогают мне и в мир прекрасного. Для меня одно не мешает. показывает мне мир людей, что я и в рисунках. русский Ф.М. сказал, что мир. А что такое «красота»? это и есть то, и удивительное, что сами люди по живописи, музыки и слова…
Об известно с времен. Еще на люди рисовали и растения, свои чувства, свой страх природы.
Если стресс, жизни человека, эмоции и чувства, то , наоборот, духа, вдохновение, и, исцеляет душу. Наверное поэтому считается, что настоящая именно в искусстве. В 1938 году Хилл ввел в употребление искусством). Арт-терапия – это состояния, которой люди пользуются, напряжение, поднять себе настроение, успокоиться. в мир и фантазии, порисовать или , и отступят, настроение улучшится.
цель в психического самовыражения и самопознания личности. Ведь того, что высказать». Через него люди себя, своё состояние, и своё отношение к миру.
В наше различных литература, музыка, и т.д. вид по-своему прекрасен. Но и искусство, охвату и характеров, самыми универсальными. Так, например, положительное на человека. Мне, лично, произведения и писателей. А еще бы отметить, что в период усталости, мне живописью. Рисование меня и с внутренним ощущением.
Я вопросом, ли и арт – терапии, которые и эмоциональное мне, на других подростков.
мне выявить ряд между:
- общества в и возможностью и личность;
- в психолого-педагогической науке.
в противоречии арт - как средства, влияющего на и недостаточной подхода.
Цель - выявить техник, как и библиотерапия, на эмоциональное подростков.
Задачи:
- ряд литературы, понятию «арт - терапии».
- арт – терапии, как и изотерапия.
- Провести исследование.
- состояния до и техник.
5. Сравнить результаты.
- учащихся 5 МАОУ СОШ №7 Когалыма.
– влияние на подростков.
Гипотеза исследования. В было предположение о том, что в с арт-терапии и изотерапии), к состояния подростков.
и общенаучный по эмпирический (наблюдение, беседа, и эксперимент).
1. Теоретическая исследования
1.1 арт – терапии
(от англ. art из уникальных в и коррекции, основана на искусств. В современном мире под терапия, цель которой на состояние личности, не даже от возраста.
При источников выяснилось, что - лечение ввел в Адриан Хилл в 1938 году. В работе, он данное при с больными. методы в были в США при работе с детьми, были из лагерей во войны.
Известно, что в своего психоаналитические З. и К. Г. Юнга, когда продукт ли это инсталляция, рисунок или его процессы. И уже в 1960 г. в Америке, на основе ряда экспериментов, была официальная [4].
В практике известно, что в XIX в. Жан Этьен в деятельности стал в учреждениях. Применение в эмпирический характер.
В к искусства и тоже был очевиден. Так по В. М. в 1913 г. в был создан по эффектов, куда многие и мира искусства. различного С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. и др. влияние (и в на человека.
обзор также в Л. С. Брусиловского, В. Е. Рожнова, 3. Матейновой, С. Машуры, В. И. Петрушина.
А вот в Европе в XX в. была изобразительного для людей, психические расстройства. Например, в М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и [6].
В XX в. – XXI в. к использованию в целях заметно вырос. В это с революцией средств, и пр.). Вследствие в приоритетными стали : с нарушений), психотерапевтическое с - сферой), (выполняющее катарсистическую, регулятивную, функции), с эстетических потребностей, и кругозора, с потенциальных в деятельности и [12].
Считается, что цель в единстве человека, таких как и самопознание. при этом искусства в утверждать, что с его исследовать и любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Вообще, на убеждении, что состояние «Я» - это в образах, в его проявлениях – будь то или нового, интересного. в ходе данных в ребёнке) в [2].
Общепринятым м считается то, что ведущим ом арт-терапии является процесс, включает в себя творчество. В жизненных ситуациях, он жизнь. идею, в первую очередь, арт-терапии и процесса, так как и арт-терапия, и связаны с – это решений существования, мышления, и [7].
В настоящее в с эти реализуются и методики, которые в арт - и арт - терапии.
1.2 и техники арт – терапии
соединение методик, как принадлежностью к виду искусства, так и направленностью, [14].
Виды арт-терапии в в от и коррекционного на человека. их организации. Например, индивидуальные, парные, групповые. Основой для всех деятельность субъекта, коррекция тех или иных в человека.
виды арт- терапии:
- или изотерапия.
- Цветотерапия.
- (в том сказкотерапия) — и литературных произведений.
- Музыкотерапия.
- Драматерапия.
- терапия.
- Куклотерапия.
- терапия.
- Глинотерапия.
- Видеотерапия.
- .
В работе на арт – терапии, как изотерапия и библиотерапия.
(рисунок, лепка, аппликация, – это воздействие, коррекция деятельности. В ней уже существующих их анализа и к творческим в [2].
Во случаях справиться со проблемами. Она, как О. А. Карабанова, рассматривается, в очередь, как проекция ребенка, как его к миру. В терапии не выступает его обладает ценностью, с разрешения ребенка). помогает и ситуацию, внешне ее в и определить из нее [4].
(от лат. — и гр. therapia — лечение). - (терапия книгу, В. Н. [14].
это метод психотерапии, как одну из форм словом. Она применяется для с целенаправленного чтения. В вида арт - использование для материала с через с при помощи [14].
В годы самостоятельная методика, к - сказкотерапия, в также произведения - (Д. Ю. Соколов, Е. Ю. [4].
можно с (агрессивным, неуверенным, застенчивым).
Для коррекции и у и подростков и игры с арт-терапии. воздействия этих упражнений, и игр на повышается, если они музыкой и рисованием, в виды воздействия [10].
со видами утверждать, что в продуктов в система побуждений, где является:
- своих чувств, во форме;
- понять и в том, что в мире;
- в с людьми деятельности;
- познание мира его в форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).
и материал по теме мы к выводу, что арт - терапия, не только и личности, но и индикатором развития. При этом она перспективы в обучения, и детей.
1.3 особенности классов
состояние – это человека, переживания с отношения к и к себе [9].
Для того, понимать, как арт – терапия на подростков, рассмотрим классов.
Возраст назвать от к подростковому. Психологически этот с чувства - младшего подростка. Путь себя сложен. Стремление себя как порождает в от всех, кто до оказывал на влияние, и в - от семьи, от родителей, от близких. это отчуждение чаще всего в - противостоять предложениям, суждениям, взрослых. количество с взрослыми. При этом является первичной формой механизма отчуждения, но это же и собственной уникальности, «Я». же и ориентир на отношений, также при этом навыки или поведения, социальные , ценности. другого, «похожего на меня», дает , как в , и свои собственные проблемы.
при этом этого возраста и различных и т.п.), и крайнюю [15].
психологические можно вывод, что возрастного подростков. В пятом к новым обучения. Это программа, учителя и одноклассники.
по главе
В ходе части мы выяснили:
1. Все виды арт – собой на детей.
2. Приемы в использоваться как и качеств личности.
3. на день и арт-терапии быть в с целью и учащихся.
2. Практическая часть исследования
Место проведения исследования: город Когалым.
Сроки проведения исследования: декабрь - февраль 2018 - 2019 года.
Испытуемые: учащиеся МАОУ СОШ № 7 (5-е классы).
Этапы практического исследования:
I этап – входная диагностика (декабрь 2019): диагностика эмоционального состояния учащихся 5-х классов (54 учащихся).
II этап – практический (январь - февраль 2019): разработка и проведение занятий с элементами изотерапии и библиотерапии в 5-х классах МАОУ СОШ № 7.
III этап – итоговая диагностика (февраль 2019): анализ, систематизация, обобщение и интерпретация данных диагностики, формулировка выводов.
2.1. Экспериментальное исследование влияния библиотерапии и изотерапии на психоэмоциональное состояние пятиклассников
В практическом исследовании принимали участие 54 учащихся из 5-х классов. С 11.02.19 - 18.02.19 с ними проводились занятия с элементами арт - терапии (изотерапия и библиотерапия). Целью занятий было изучить влияние данных методов арт - терапии на эмоциональное состояние учащихся 5 классов (Приложение №1).
Для диагностики эмоционального состояния учащихся пятых классов были подобраны методики "Самочувствие, активность, настроение" (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева) и проективная методика "Карта эмоциональных состояний" (С. Панченко) (Приложение №2).
Учащимся было предложено выбрать и нарисовать эмоциональное состояние, которое они испытывают в начале каждого занятия с арт - терапией и в конце их. Так ребята заполнили "Карту эмоционального состояния" в течении 7 дней.
Арт - терапевтические упражнения, которые мы подобрали для психологической разгрузки учащихся, использовались на уроках литературы, биологии, ИЗО, технологии. В течение недели ребята выполняли домашнее задание (изотерапия) и заполняли карты эмоционального состояния.
По окончании практического исследования была проведена повторная диагностика.
2.2. Результаты практического исследования
Результаты входной диагностики "САН" показали, что благоприятное состояние преобладает у 59% обучающихся из 5"И", 5"А" классов, у 30% учащихся фон настроения в норме, у 10% учащихся неблагоприятное состояние психологического самочувствия, снижен фон настроения на момент диагностического обследования.
Сравнительный анализ итоговой диагностики "САН" показал, что самочувствие изменилось на благоприятное у 5% учащихся, активность у 17%, настроение у 5% учащихся.
Результаты заполнения "Карты эмоционального состояния" показали, что у 23% учащихся 5-х классов наблюдается позитивная динамика после проведения занятий с использованием арт - терапии (Приложение №3,4).
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение в том, что включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии), привело к улучшению психоэмоционального состояния у школьников.
2.3. Разработка рекомендаций для родителей и учителей
Итогом нашего исследования является разработка рекомендаций для учителей, родителей и самих подростков по применению методов арт–терапии. Занимаясь творчеством, ребята могут не только самовыражаться и познавать свой внутренний мир, но и поднимать себе настроение; улучшать своё эмоциональное состояние (снимать негативные состояния - гнев, тревогу, обиду). Такая деятельность помогает им легче адаптироваться к новым условиям обучения в 5 классе. Рекомендации содержат в себе краткую информацию о методах и техниках арт - терапии и практические упражнения для ребят.
Используя методы арт – терапии, такие как изотерапия и библиотерапия, учителя и родители тоже могут помочь подросткам справиться со многими психологическими проблемами, лучше понять себя и окружающих людей, развивать творческие способности, что очень важно в данный возрастной период.
Рекомендации для учителей содержат обзор методов арт - терапии, практические упражнения, которые можно включать в уроки литературы, изобразительного искусства, биологии, истории и внеклассные мероприятия. Рекомендации были распространены среди педагогов и родителей учащихся 5 классов.
(Приложение № 5, 6, 7)
Итогом нашего исследования стала выставка работ учащихся 5 классов "Весеннее настроение" и популяризация методов арт - терапии среди учащихся, педагогов и родителей в МАОУ СОШ №7.
Выводы по второй главе
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение. Включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии) способствует улучшению психоэмоционального состояния у учеников.
Заключение
Обобщение результатов проведенного теоретического и практического исследования позволило сделать следующие выводы:
1. В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с психо-эмоциональной сферой), психологическое (выполняющую коммуникативную функцию), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей).
Реализация этих направлений в работе с детьми осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арт-педагогики и арт-терапии, такие как изотерапия и библиотерапия.
2. В основе создания продуктов деятельности в процессе арт-терапии лежит система побуждений, где основным является:
- выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме;
- стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире;
- удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;
- познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).
Арт-терапия, являясь источником и индикатором общего психического развития ребенка, открывает широкие перспективы в процессе обучения и воспитания, а также социализации детей.
3. Психоэмоциональное состояние младших подростков характеризуется высокой познавательной активностью, конфликтными установками по отношению к взрослым людям. А также эмоциональной неустойчивостью из - за гормональные изменения. Младшие подростки особенно нуждаются в развитии самопознания и самопринятия, коммуникативных навыков, работе над коррекцией эмоциональных состояний (страхи, агрессия, тревожность, стресс, подавленность и так далее).
4. Можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение и включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии), привело к улучшению психоэмоционального состояния у подростков.
5. Итогом нашего исследования является разработка рекомендаций для учителей, родителей и самих подростков по применению методов арт–терапии. Занимаясь творчеством ребята могут не только самовыражаться и познавать свой внутренний мир, но и поднимать себе настроение, улучшать эмоциональное состояние (снимать негативные состояния - гнев, тревогу, обиду), легче адаптироваться к новым условиям обучения в 5 классе. Рекомендации содержат в себе краткую информацию о методах и техниках арт - терапии и практические упражнения для ребят.
Список литературы:
1. Т.Н., Т.Д. Коррекционные, и адаптирующие игры. для педагогов, и родителей.- Спб.: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.
3. М.В. в с Руководство для психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Речь,2008 г.-159с.
4. А.И. Арт-терапия. Хрестоматия. - Спб.: Питер, 2002.- 320с.
5. Копытин А.И. по АРТ-терапии. - Спб.: Речь, 2003г.-320 с.
6. А.И. Арт-терапия - новые горизонты . - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
7. Красный Ю.Е. терапия. -M.: МЦУПК, 2006.- 204 с.
8. И.Ю. и арттерапия в образовании.- M.: Академия, 2001.- 248 с.
9. Б.Г., В.П. (ред.) Большой психологический словарь.-СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.
10. СаковичН.А. Практика сказкотерапии. -СПб.:Речь, 2004. - 224 с.
11. Свистовская Е.Е., Копытин А.И. Арт - терапия детей и подростков. -М.: Когито - Центр, 2010 г.-197 с.
12. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию.- М.: Когито - Центр, 2007 г. - 95 с.
13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2 т. - М, 1985. - Т 1.
14. Шевченко. М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех!- СПб.: Изд-во Питер, 2007 г.-96 с.
15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология.- М.: Гардарики, 2005.- 349 с.
Интернет источники:
https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya
https://opsihike.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://art-therapy.me/art-terapiya/izoterapiya-i-tsvetoterapiya/
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
библиотерапия и фольклор
интегрированное занятие психолога и библиотекаря...
Публикация для родителей. Знакомьтесь вместе с нами. Библиотерапия.
Такие этапы детства, как самопознание, учёба и связанные с нею трудности, общение между мальчиками и девочками, учителями и учениками - нашли своё отражение в соответствующей литературе. Возможно, что...
"Библиотерапия" - "Сказкотерапия".
Сложное слово “библиотерапия”, состоящее из двух слов: библио - и терапия – (от греч. слов: biblio – книга и therapeia – забота, уход, лечение) отражает сложность понятия, стоящего за ним. Оно оз...
Библиотерапия в нашей жизни
Данная проектная работа может быть использована как на уроках при изучении тем, связанных с чтением литературы в свободное время, так и во внеурочное время при подготовке и проведении диспутов, виктор...
Библиотерапия как средство формирования социально-нравственной сферы поведения у педагогически запущенных подростков
Психокоррекционная работа с педагогически запущенными учащимися включает в себя 20 занятий, 2 консультации с педагогами и родителями. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю, продолжит...
Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии
Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и и...
Библиотерапия: список книг.
Библиотерапия применяется для коррекции психического состояния с помощью направленного чтения специально подобранной литературы....