Доклад на МО учителей коррекционной школы Формирование жизненно важных компетенций у учащихся с интеллектуальными нарушениями
статья
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Призерская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Тема:
Формирование жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР.
Доклад подготовила учитель
1 квалификационной категории
Алексеева Ю.А.
Дата: 31.03.2022. 10.30.
Приозерск 2021-2022 уч.год.
Исходя из концепции специального Федерального государственного образовательного стандарта, первоочередными задачами образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются формирование компонента «жизненной компетенции»: накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность. Реализация данных задач - важный составляющий компонент в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ментальными нарушениями, как в условиях образовательной организации, так и в семье.
Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением. Поэтому формирование жизненно важных компетенций у такого ребёнка выступает на первый план.
Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов:
− жизненная значимость;
− практическая необходимость.
Поэтому важная педагогическая задача состоит в оказании помощи, направленной на приобретение ими компетентности, которая поможет им ориентироваться в жизненных ситуациях. Конечно, мы с вами понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Но конечной целью работы всего педагогического коллектива по формированию жизненно- важных компетенций у детей с умственной отсталостью - научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными членами общества. При этом мы решаем следующие задачи:
- дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);
- научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;
- сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
Главным показателем работы (прогнозируемые результаты) является то, что у детей появляется:
- желание посещать школу,
- находиться в коллективе детей,
- взаимодействовать друг с другом,
- общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы,
- посильно принимать помощь специалистов,
- принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.
- обращаться за помощью к взрослым.
Работу в этом направлении можно вести на всех уроках, мероприятиях, в любое время дня. Прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения педагога, моно составить карту или схему действия. Такую работу можно увидеть, как правило, на уроках трудового обучения, когда учителя предлагают поработать с технологической картой. Использование таких карт или схем, поможет выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально-бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.
При организации нашей работы за основу взяты принципы:
Научности – применение современных технологий, направленных на коррекцию развития.
Системности и непрерывности – обеспечение последовательности и системности занятий, преемственности между ними.
Здоровьесбережения – чередование умственных и физических упражнений с целью повышения функциональных возможностей организма.
Наглядности – эффективность зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке материала.
Доступности – учет индивидуальных особенностей развития и возможностей ребенка (от легкого к сложному, от известного к неизвестному).
Сознательности, активности – воспитание у детей осознанного отношения, активности при выполнении заданий.
Методы и приемы
Словесный метод - рассказывание, беседа. Приемы: образец, проговаривание, подсказывание, объяснение, многократное повторение, напоминание.
Наглядный метод – показ, рассматривание, презентация. Приемы: личный показ, пояснение, многократное повторение, задание, вопросы, выполнение игровых задач.
Практический, игровой метод. Приемы: игры подвижные (направленные на расслабление) и спокойные, дидактические игры, упражнения и задания, совместные действия, выполнение поручений, активное действие при выполнении заданий.
Проекты- проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Практические упражнения
Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни.
При проведении практических работ решаются задачи воспитания:
· личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
· организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
· развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности.
Игра– важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни.
Сюжетно-ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.
В игре обучающийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью. В сюжетно-ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.
Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально-бытовую компетентность детей с интеллектуальной недостаточностью. С этой целью у нас проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, декады, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены.
Поэтому, можно сказать, что жизнь обучающихся в школе-интернате подчинена формированию социальных (жизненных) компетенций. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий, что благотворно влияет на его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование жизненно -важных компетенций старшеклассников в условиях социальной практики в Швеции"
Данный материал является анализом практики, которую я придумала, спланировала и реализовала, попутно получив сама многие новые для меня компетенции....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».
В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями&ra...
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...