Использование приемов нейрогимнастики и нейромоторики с детьми, имеющими нарушения развития (СДВГ, ЗПР, РАС и УО)
методическая разработка
Выступление на МПО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование приемов нейрогимнастики и нейромоторики в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими трудности развития
(СДВГ, ЗПР, РАС и УО)
Ни для кого не секрет, что нейрогимнастика и нейромоторика – это универсальная система упражнений для крупной и мелкой моторики, которая применяется не только в коррекции для детей с особенностями развития, но и также для развития высших психических функций у нормотипичных детей.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения.
Какие же инструменты нам предлагает эта система?
- Пальчиковые упражнения. Под пальчиковыми упражнениями я имею ввиду все мелкомоторные упражнения, где мы используем наши ручки.
- Крупная моторика. Подключаем не только пальцы, но и кисти, руки, ноги.
- Различные упражнения с предметом. Это могут быть мячики, шарики, фломастеры, мешочки, фишки, все что угодно.
- Различные нейротренажеры, специальные приспособления, которые нам помогают натренировать координацию, внимание и остальное.
- Двуручное или моторное рисование и сенсорные игры. Это такое более творческое направление. Есть дети, которым это очень нравится. Очень хорошо подходит для завершения занятия.
Как строить занятие? Можно посвятить все занятие моторному развитию, а можно использовать лишь в отдельных фрагментах. - главное, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Рассмотрим главные моменты, которые нужно учитывать при работе с более чаще встречающимися видами нарушений.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Что важно? Необходима четкая структура занятия, частая смена условий.
Основная работа с координацией и ритмом (метроном, зрительный и слуховой ряд).
Работаем с несколькими модальностями одновременно. Создаем условия «специальной отвлеченности внимания». Например, задания с одним или двумя предметами, выполнение заданий под музыку.
Акцент на снятие уровня моторного напряжения и возможность ребенка сбалансироваться. Например, задания с мячиками на балансире (усложнение).
Начинаем с крупной моторики, далее уменьшаем время крупной двигательной активности, включаем больше мелкой, больше спокойной и монотонной работы и т.д.
Схема, по которой мы усложняем упражнения перед вами:
- Внимание + эмоции
- Внимание + эмоции + память
- Внимание + эмоции + память + пространство + время
- Внимание + эмоции + память + пространство + время + переключение
Большую часть занятия (до 90%) отводить работе с моторикой, остальное на познавательное развитие.
Задержка психического развития (ЗПР)
В первую очередь начинаем работать с телом это поможет ребенку лучше ощущать свое его в пространстве, контролировать и распределять усилия.
Можно использовать дыхательное ползание, различные двуручные задания и упражнения для развития тактильного восприятия и вестибулярной системы.
Разбиваем объемные задания на несколько более простых, при необходимости важно делать паузу, давать ребенку чаще отдыхать.
В целом, дети с ЗПР могут овладеть всеми моторными движениями, но они могут быть замедленными, угловатыми, больше времени может уйти на овладение ими.
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Первостепенная задача так построить игру, чтобы привлечь внимание ребёнка, стать для него важным. источником удовольствия.
Определить предпочитаемую ребенком сенсорную модальность.
Сначала выполняем задания «рука в руке», затем постепенно отдаляем ребенка, учим выполнять рядом со взрослым, затем по словесной инструкции без демонстрации и тактильного сопровождения (если это доступно).
Ищем альтернативные средства коммуникации именно через движение.
Умственная отсталость (УО)
С такими детьми не всегда можно проводить педагогические мероприятия, тем более двигательные. Некоторые движения м. б. недоступны, например, прыжки, попеременное ползание и т. д.
Работа строится, на простых упражнениях, поэтапности, разделении сложных задач на несколько простых, размеренном темпе, больше повторений, больше наглядности, при необходимости - работа рука в руке.
Тактильные игры, рисование, движения под музыку и т.д.
Все перечисленные категории детей нуждаются во введении ритуалов начала и конца занятия. Это позволяет им проще включиться в занятие и завершить его.
Практическая часть мастер-класса
- Комплекс из упражнений нейрогимнастика+нейромоторика (под музыку)
- Трем ладошки (разогреваем ручки)
- Соединяет пальчики по очереди на каждой руке, затем одновременно обеими руками (большой палец соединяется с каждым пальцем)
- Загибаем пальцы по очереди сначала на одной руке, затем одновременно двумя руками
- Одна ладонь раскрыта/вторая в кулачке (поочередно)
- Хлопки ладонями по коленям (1,2,3 хлопка)
- Наклоны головой (влево, вправо, стоя)
- Движения плечами и головой (плечи вперед, голова назад)
- Локти вместе, съезжаем вниз, вверх (обнимая ладонью).
- Соединяем руки в кистях, локти – врозь
- Нейромоторные движения пальцами. (Класс чередуем с жестом «отдать честь»)
- Движения руками
(выставляем руки вперед, чередуя - крест на крест).
- Предыдущее движение повторяется на носках ног.
- Упражнение с мячом и ладошкой
В одно руке мяч, другой рукой попеременно меняем ладонь (внешнюю сторону ладони чередуем с внутренней стороной ладони)
- Упражнение с футбольными фишками и мячиками.
Перед участником лежат 2-4 полусферы разного цвета. Ведущий бросает участнику мяч, определенного цвета (обязательно соответствующего цветам полусфер). Участник одновременно ловит мяч и наступает на полусферу такого же цвета.
Упражнение с мячиками и мешочками
Ставим две фишки основного цвета. И берем два мешочка таких же цветов в противоположные руки. Задача подкинуть мешочек, словить его и стать ногой на фишку соответствующего цвета. Можно упростить ловя двумя руками, усложнить, переворачивая мешочек.
- Упражнение с ножками (следами) и ладошками.
(Разложить ладошки и следы)
Повторюшка. Ребенок стоит на следах. Взрослый показывает гимнастической палкой на след или ладошку, ребенок дотрагивается ладонью до ладошки или стает ногой на след, не дотрагиваясь пола. Усложнить можно, поставив ребенка на балансировочную подушку.
Жучок катит мяч. Ребенок катит мяч, не отрывая его от пола, при этом наступает на следы, полусферы, балансировочные подушки, касается ладошек, но не касаясь пола.
.
Нейрогимнастика вместе с нейромоторикой слажено работают в системе.
Мне понравилась идея Нейрокалендаря, которую я позаимствовала у Елизаветы Логвиной. У меня он в виде домика (адвент-календарь), где 31 окошко. Ребенок выбирает окошко, соответствующее дню месяца, либо выбор обыгрывается по-другому. Там и лежит основное задание, которое будет отрабатываться на занятии.
Дополнительно прорабатываются пространственно-временные функции, самоконтроль, внимание. Варианты использования календаря можно менять.
Систематическое использование упражнений нейрогимнастики и нейромоторики оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья.
А также способно сделать вашу работу еще лучше и продуктивнее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НЕЙРОГИМНАСТИКА НЕЙРОМОТОРИКА
МЕХАНИЗМ МЫСЛИ
Пальчиковые упражнения
Крупная моторика
С предметами
Нейроигры и н ейротренажеры
Двуручное рисование, сенсорные игры
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ) СДВГ Четкая структура, смена условий Работа с координацией и ритмом «Специальная отвлеченность внимания» Снятие моторного напряжения
СДВГ Крупная моторика крупная моторика + мелкая моторика мелкая моторика + крупная моторика Усложнение упражнений: Внимание + эмоции Внимание + эмоции + память Внимание + эмоции + память + пространство + время Внимание + эмоции + память + пространство + время + переключение 90% - работа с моторикой 10% - познавательное развитие
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) ЗПР Работа с телом Двуручные задания Развитие тактильного восприятия и вестибулярной системы Объемные задания разбиваются на несколько простых
РАСТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) РАС Педагог – важный, источник удовольствия Ведущая сенсорная модальность «Рука в руке» Отдаление ребенка Альтернативная коммуникация через движение
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ (УО) УО Некоторые виды упражнений недоступны Простые упражнения Поэтапность Разделение сложных заданий раскладывает подробно Тактильные игры Рисование
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...
Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Представлено описание методики и картотека мнемотаблиц...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи
Чтобы заинтересовать детей сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...
Использование приемов нейрогимнастики для развития познавательных возможностей детей. Советы родителям.
Упражнения нейрогимнастики - это довольно простые, но очень эффективные упражнения, они помогают раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Всего 5 – 7 минут занятий дают высокую ...