«Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения»
статья
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога. В тесном взаимодействии они осуществляют разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями, практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения» | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»
Доклад на МО
Тема: «Взаимодействие учителя и специалистов
психолого-педагогического сопровождения»
Н.Н. Никифорова,
учитель математики, руководитель МО
2023 – 2024 учебный год
Взаимодействие учителя и специалистов
психолого-педагогического сопровождения
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и физическом развитии учащихся, их социальную адаптацию.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога. Эти специалисты в тесном взаимодействии осуществляют разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями, практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Наличие в школе специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Взаимодействие учителя, специалистов сопровождения не сразу и не всегда становится по-настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения. Скоординированная работа включает в себя:
- профессиональную и личностную поддержку друг друга;
- единый методологический подход в работе со всеми участниками
образовательного процесса;
- взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в
подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;
- единый профессиональный язык;
- достоверную информацию о продвижении ребенка, динамике его развития,
представляемую специалистами и учителями друг другу, активная позиция в
формировании запроса;
- скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в
проблемных, критических ситуациях;
- привлечение дополнительных методических ресурсов;
- участие в ППк, методических объединениях и других педагогических сообществах.
В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую и др. При этом все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и
реализации Программы коррекционной работы как части адаптированной образовательной программы школы, индивидуального образовательного маршрута (плана) ребенка с ОВЗ.
Учитель является полноправным и основным участником команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение
ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса.
Психолог:
- разъясняет учителю, администрации школы о тех или иных
особенностях поведения ребенка с ОВЗ, его причинах;
- определяет зону ближайшего развития;
- выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;
- оказывает помощь учителю в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним;
- отслеживает динамику адаптации ребенка в социуме;
- выявляет затруднения как у ребенка и его родителей, так и у учителя класса;
- проводит коррекционно-развивающие занятия.
Учитель-дефектолог:
- разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка, планы индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним;
- осуществляет коррекционно-развивающую работу, способствующую развитию когнитивных функций у детей с трудностями обучения, формированию учебных навыков на материале учебных дисциплин.
- проводит индивидуальные занятия по коррекции когнитивных нарушений.
Учитель-логопед:
- устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения;
- разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;
- проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).
В то же время имеет место ряд задач, которые выходят за рамки
компетенции ППк, и которые должны решаться непосредственно педагогами с привлечением других специалистов (по крайней мере, на первом этапе их решения) в «мини-командах».
К таким задачам следует отнести:
- сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения
программы обучения: вычислительных навыков, навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и психолога, в частности;
- кратковременные проблемы поведения, связанные, в первую очередь, с ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием, «отклоняющимся» психическим статусом, которые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);
- разработку программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.
Одним из важных механизмов организации взаимодействия учителя и
специалистов психолого-педагогического сопровождения (особенно при работе в «мини-командах» по определенному направлению) является формирование запроса и работа с ним.
Понимая специфику деятельности каждого специалиста, учитель
обращается к нему с вопросом в рамках его компетентности. При этом учитель должен осознавать, что возникшее затруднение, проблема действительно не может быть решена им самим.
Примерная схема работы с запросом учителя в тройке «учитель – психолог - дефектолог» (если дефектолога в школе нет, работа
ведется учителем и психологом). Содержание запроса может быть, например, таким: ребенок отказывается выполнять письменную работу на уроке.
1 этап. Осознание проблемы педагогом, формулирование запроса.
На этом этапе учитель:
1. Отмечает появление нового в поведении ребенка (на предыдущих уроках
выполнял письменную работу, а сейчас отказывается);
2. Отмечает для себя, насколько часто и регулярно повторяется такое поведение (на всех уроках, только на некоторых — например, если урок у учителя первый или последний в расписании, на определенном этапе урока — например, в начале урока или в конце и т. д.)
3. Анализирует возможные явные причины появления такого поведения, взаимодействуя с классным руководителем, воспитателями, родителями ребенка (это могут быть :
- причины, связанные с актуальным состоянием здоровья ребенка - болезнь, усталость, изменение схемы медикаментозной поддержки и т. д.,
- причины, связанные с определенными событиями - переезд, праздники и
т. п.;
- причины, связанные со сформированностью тех или иных общеучебных навыков у ребенка - ему трудно писать, ребенку трудно сориентироваться в задании, и т. д.;
- причины, связанные с организацией работы на уроке - ребенок недостаточно мотивирован на выполнение письменных заданий, не успевает за темпом работы класса, излишне критично относится к результатам своей работы, учитель не отмечает его старания, мало спрашивает;
- причины, связанные с организацией взаимодействия детей на уроке - ребенку не нравится учебное место, сосед по парте и т. д.).
На этом этапе педагогу важно вспомнить, выделить из общей массы фактов наблюдаемого «проблемного» поведения, что конкретно послужило
причиной его «запуска» на уроке.
4. Пробует внести те или иные изменения в организацию работы на уроке
(применить иные способы мотивации, снизить объем письменного задания,
предложить выполнять письменное задание на карточке, пересадить ребенка на удобное для него место и т. д.);
5. Отмечает, изменилось ли поведение ребенка после этих действий учителя
(например, ребенок с удовольствием выполняет письменные задания на карточке с четким, коротко сформулированным заданием).
6. Если поведение ребенка не изменилось, учитель обращается к психологу и дефектологу или логопеду). При обращении к специалистам важно сформулировать, что конкретно в поведении ребенка мешает организации работы на уроке, описать, какие действия предпринял сам учитель, родители (с их слов) для изменения ситуации.
2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана
1. Психолог и дефектолог проводят наблюдение за поведением ребенка и класса, формулируют гипотезу (предположение) о возможных его причинах. В крайне необходимых случаях проводят дополнительную психолого-педагогическую диагностику.
2. Вся «миникоманда» собирается для обсуждения результатов наблюдения,
вырабатывается общая стратегия и план совместных действий - учителя на уроке, возможно - психолога и (или) дефектолога на коррекционно-развивающих занятиях.
ВАЖНО: при составлении плана действий всегда учитываются имеющиеся у
ребенка возможности, его сильные стороны. А содержание этой работы необходимо довести до родителей и заручиться их поддержкой.
3 этап. Реализация плана действий в классе.
Учитель «проверяет», насколько действенны те или иные меры, приемы,
предложенные специалистами, по отношению к ребенку, организации работы всего класса. На апробирование идей, реализацию первоначального плана отводится ограниченное время — например, неделя или две. Затем специалисты и учитель вновь встречаются для обсуждения результатов, наличия или отсутствия изменений в поведении ребенка.
4 этап. Если проблема не решена, поведение ребенка остается таким же
проблемным или еще больше усугубляется (например, ребенок отказывается писать не только на уроке одного предмета, но и на других предметах), ее обсуждение выносится на заседание экстренного или планового психолого- педагогического консилиума школы. При этом задача специалистов консилиума сводится не только к новым предложениям по решению проблемы в классе или даже школе. Возможно, решением ППк будет привлечение внешних ресурсов - оценка состояния ребенка на ПМПк или других видов помощи.
Литература
- bulgakova_vzaimodeystvie_specialistov_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx
- http://edu-open.ru/Portals/0/Specialistam/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования
В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....
Семинар специалистов психолого-педагогических консилиумов
Обсуждение вопросов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе. Специфика работы с ребенком, роль каждого специалиста в определении...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
План взаимодействия со специалистами психолого-педагогического сопровождения (ст., подг. гр.)
План коррекционной работы...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, д...