Годой план учителя-дефектолога
методическая разработка (5 класс)

Зыбина Наталия Николаевна

Годовой план учителя-дефектолога на 2024-2025 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Годовой план работы учителя-дефектолога на 2024-2025 учебный год

Цель:    коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи учащихся,  повышение уровня общего  развития  детей  с ограниченными возможностями здоровья,  в условиях реализации  ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Основные задачи:

- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребенка;

- проведение индивидуальных, подгрупповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;

- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

- участие в работе методических объединений учителей начальных классов, учителей-логопедов.

Основные направления деятельности:

1. Организационно-методическое

2. Диагностическое

3. Коррекционно-развивающее

4. Просветительно-профилактическое

5. Аналитическое

Организационно-методическое направление предусматривает деятельность, которая способствует дальнейшей плодотворной практической работе учителя-дефектолога в течение всего учебного года.

Диагностическое направление предполагает проведение  фронтальной и углубленной диагностики познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования, обучающиеся, которые имеют различного рода отклонения и испытывающие трудности в обучении, зачисляются в подгруппы коррекционно-развивающих занятий и на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу.

Коррекционно-развивающее направление предусматривает проведение занятий по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся:  развитие внимания, памяти обучающихся, активизация  процессов запоминания  и воспроизведение; - развитие и активизация  мыслительных  операций; - развитие творческих способностей и обучение применению их на практике; - формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, а также важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

         В просветительно-профилактическом направлении подразумевается оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, в предоставлении рекомендаций по преодолению различного рода трудностей в воспитании и обучении детей.              

Аналитическое направление определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями обучающихся.

Содержание деятельности

№ п/п

Цели

Конкретные действия, мероприятия

Сроки проведения

I. Диагностическое направление

1.1

Выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

1. Фронтальное углубленное обследование обучающихся с ОВЗ на начало и конец 2024/2025 уч. г., определение уровня сформированности  психических процессов

2. Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения

3. Диагностика обучающихся по запросам

 4. Углубленное обследование и коррекционное сопровождение обучающихся  представленных на ПМПК.

1-15 Сентября,

15-31 Мая

В течение уч. года

В течение уч. года

По запросу в течение уч. года

1.2

Комплектование групп

Распределение детей на группы по ведущему дефекту

сентябрь

II. Коррекционное направление

2.1

Изучение и отслеживание уровня развития познавательной деятельности школьников с ОВЗ.

Построение эффективного коррекционно-развивающего обучения и развития школьников с ОВЗ.

1.Организация и проведение индивидуальных, подгрупповых коррекционных занятий с детьми, с особыми потребностями, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся 1-4 кл., а именно:

  - развитие и активизация мыслительных операций; - формирование пространственно-временных представление;

 - формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; (С использованием ресурсов сенсорной комнаты)

- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков

 - формирование  приемов умственной деятельности и способов учебной работы.

 - формирование способов социальной адаптации в обществе и развитие социальных навыков детей с ограниченными возможностями

 2. Участие детей с ОВЗ  в викторинах и олимпиадах

в соответствии с расписанием

В течение уч. года

III. Аналитическое направление

3.1

3.2

3.3

Дать сравнительную оценку качества работы. Отслеживать динамику изменений результатов от года к году.

 Сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учетом анализов результатов

1.Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающихся и оценка его эффективности.

 2. Осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ППк.

 3. Подготовка аналитического отчета по итогам работы за 2024/2025 уч.г.  

4. Корректировка программ коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка

в течение года

По плану ППк

Май-июнь

в течение года

IV. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

4.1

Консультирование педагогов

Ознакомление учителей, воспитателей с актуальными проблемами коррекционного воспитания и обучения ребенка. Разработка рекомендаций педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей.

систематически

4.2

Консультирование родителей по возникающим проблемам обучения и воспитания

Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушением развития

Выступление на родительских собраниях, пед. советах, совещаниях ( по запросу).

систематически

Посещение уроков 1-4 кл., с целью отслеживания динамики развития.

в течение года

4.3

Повышение уровня самообразования и профессионализма.

Участие во Всероссийских научно-практических конференциях, конкурсах. Работа над публикациями в различных профессиональных сообществах образовательного портала.

Взаимодействие с коллегами различных регионов в рамках всероссийских вебинаров.

Участие в МО учителей-дефектологов, Региональных семинарах для учителей начальных классов.

в течение года

V. Организационно-методическое направление

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Составление плана работы на год

 Подготовка к фронтальному обследованию обучающихся с ОВЗ.

Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося

Составление индивидуального расписания занятий.

Участие в подготовке и проведении ППк

Планирование деятельности на новый учебный год.

Подготовить теоретический и дидактический материал для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ.

По результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий

Подбор учебного материала, разработка специальных индивидуально-ориентированных, групповых коррекционно-развивающих программ.

Определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребенка

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

систематически

в соответствии с графиком проведения ППк

5.6

Участие в методических объединениях, педагогических советах

Повышение уровня профессиональной компетентности

систематически

5.7

Оформление документации:

- индивидуальная карта развития;

- карта динамики развития;

- журнал учета обследуемых детей;

- журнал движения ребенка;

- журнал посещаемости занятий;

- методическая тетрадь, отражающая посещения занятий, семинаров, педсоветов;

- тетрадь для консультаций с родителями, педагогами.

систематически

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план учителя-дефектолога

Годовой план учителя-дефектолога...

Годовой план учителя-дефектолога

Годовой план учителя-дефектолога...

Годовой план учителя - дефектолога 2021-2022 уч. год

Годовой план учителя дефектолога 2021-2022 учебный год...