Родительское собрание "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"
методическая разработка (9 класс) на тему

Марина Алексеевна Чоповская

Цели собрания:

Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.

Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.

Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Форма проведения собрания: дискуссия

Оборудование: Презентация, карточки с ситуациями, карточки для теста “Роль родителя”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

Цели собрания:

Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.

Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.

Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Форма проведения собрания: дискуссия

Оборудование: Презентация, карточки с ситуациями, карточки для теста “Роль родителя”

Ход собрания:

       Уважаемые родители! Мы вновь собрались сегодня вместе, чтобы обсудить наболевшие проблемы, поделиться успехами в воспитании собственных детей, приобрести багаж новых знаний, которые будут нам полезны в дальнейшей повседневной жизни.

А начать наше собрание я хотела бы притчей Елены Раяновой «Притча о родителях и детях».

Как вы уже поняли мы в очередной раз будем говорить о наших взаимоотношениях с детьми. А чтобы определить тему собрания, предлагаю вам решить кроссворд:      

1. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. Бывает физическая  КУЛЬТУРА.

2.Возлагаемое на кого-л. или взятое кем-л. обязательство отчитываться в каких-
л. своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

3. Поучение, внушение нравственных правил. Читать кому-н. а также в басне. НРАВОУЧЕНИЕ

4. буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость  ФИЛОСОФИЯ

5. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения  ЛЮБОВЬ

6. Мыслительная способность человека, его умственное начало.  ИНТЕЛЛЕКТ

7. Она спасет мир.  КРАСОТА

8. Одно из качеств русского народа, бывает слишком долгим или совсем отсутствует, всегда желают при поздравлениях. ТЕРПЕНИЕ.

Ключевое слово в теме – конфликт.

             Итак, сегодня мы с вами поговорим о конфликтах.     Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчуждённостью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, чтобы с нами не случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, культуре и терпению. Но, вот парадокс, именно в семье чаще всего и происходят конфликты.  Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что такое конфликт?

Запишите на листочках ваши ассоциации к слову КОНФЛИКТ.

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

А теперь несколько мудрых мыслей.

Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.                         Ульям Линкольн

« В семейном конфликте виновен больше не тот, кто взрывается, а тот, кто нажимает кнопку. » Илья Шевелев

Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют : «Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.   Амели Нотомб. Любовный саботаж 

Человек так устроен, что, если поместить его в психологически комфортную, абсолютно бесконфликтную среду, он начнёт генерировать стрессовые ситуации из-за ерунды.     Анна Борисова. Vremena goda 

«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно.» Фромм Э

От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов.       Сенека

У нас каждое дело должно пройти пять стадий: шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание невиновного и награждение непричастного.      Идея Паркинсона

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Давайте сначала посмотрим, в чём видят причину конфликтов с родителями наши ученики
Причиной конфликта между родителями и детьми может быть...

Непонимание – 43%

Родители хотят уберечь детей от ошибок, а дети хотят учиться на своих – 20%

Распределение свободного времени – 14%

Плохая успеваемость – 9%

Непослушание – 9%

Бытовые проблемы – 6%

– Каковы же психологические причины конфликта «отцов и детей»? Существует несколько точек зрения на природу конфликта между поколениями, одна из доминирующих говорит о том, что в основе конфликта поколений лежит непонимание  Обратите внимание, как это соотносится с тем, что ответили опрошенные нами учащиеся.
В чём, на Ваш взгляд, причины этого непонимания?

Заполните пробелы в таблице:

Ценности

«Отцы»

«Дети»

Благосостояние

Результат труда

 …

Работа, труд

 …

неизбежность

Принятие решения

На симпатиях и антипатиях

Жизненный компас

Социальные нормы

 …

Какие выводы об отношениях поколений в обществе, в семье можно сделать на основе сравнения различий между поколением отцов и детей?

Итак, конфликты неизбежны, причины непонимания – в различии интересов, жизненных целей, обусловленных возрастной разницей поколений.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:

Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;

Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Давайте посмотрим какую же роль играет родитель в воспитании своего ребенка.

Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается (“запечатлевается” - говорят специалисты) в психике ребёнка.

Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

“Что же тут страшного?” - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.

Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.

Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.

Давайте посмотрим каковые же бывают причины конфликтов, а отсюда и их разновидности.

Конфликт неустойчивого родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок,  все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть другой ребенок - послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

Диктатура родителей

Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Мирное сосуществование — скрытый конфликт

Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Конфликт опеки

По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.

Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

   Подведём итог сказанному: назовём основные причины возникновения конфликтов.

Подростки в конфликте:

кризис переходного возраста;

стремление к самостоятельности и самоопределению;

требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

борьба за собственную власть и авторитетность;

отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

неподтверждение родительских ожиданий.

  Анализ анкетирования родителей.

Продолжите предложения:

1, Конфликт — это

2. Причиной конфликта может быть

3. Конфликт может привести к тому, что

4. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть

5. Для того, чтобы избежать конфликт, нужно  

Проведение теста “Роль родителя”

- Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.

- Я задаю вопрос, а вы проставляете на карточках баллы сразу, то есть выбираете тот вариант ответов, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.

- Можете ли вы (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла;
могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл):

- Итак, внимание, вопросы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста. Результат вы можете прочитать на обороте картоки.

Если вы набрали:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

- Уважаемые родители! Каждый из вас теперь имеет представление о себе как о родителе.

Анализ и решение конфликтных ситуаций.

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”

Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”

Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3

У ребенка много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”

Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”

Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.

Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобном конфликте?

Давайте подытожим все сказанное сегодня и посмотрим какие же существуют методы  выхода из конфликта:

Для выхода из конфликтной ситуации можно:

Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;

Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;

Поставить себя на место другого человека;

Осознать право на существование иной точки зрения;

Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

Что же делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подрастающих детей:

Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность,
сколько право на нее.

Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

 Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали,  то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

- Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

В заключении предлагаю посмотреть вам небольшой видеоролик.

- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения

Слайд 2

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления . Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов . Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Слайд 3

Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона . Уильям Линкольн

Слайд 4

« В семейном конфликте виновен больше не тот, кто взрывается , а тот, кто нажимает кнопку . » Илья Шевелев

Слайд 5

Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют : «Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же. Амели Нотомб .

Слайд 6

У нас каждое дело должно пройти пять стадий: шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание невиновного и награждение непричастного. Идея Паркинсона

Слайд 7

Причиной конфликта между родителями и детьми может быть... Непонимание – 43% Родители хотят уберечь детей от ошибок, а дети хотят учиться на своих – 20% Распределение свободного времени – 14% Плохая успеваемость – 9% Непослушание – 9% Бытовые проблемы – 6%

Слайд 8

Заполните пробелы в таблице: Ценности «Отцы» «Дети» Благосостояние Результат труда … Работа, труд … неизбежность Принятие решения … На симпатиях и антипатиях Жизненный компас Социальные нормы …

Слайд 9

Итак , конфликты неизбежны, причины непонимания – в различии интересов, жизненных целей, обусловленных возрастной разницей поколений.

Слайд 10

Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным: проблемы физического плана, связанные со здоровьем; проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.); проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Слайд 11

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению. Это - умение: 1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»; 2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержание, а не человеческие качества своего партнёра; 3.Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Слайд 12

«Роль родителя» Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.

Слайд 13

Не забывайте слова И.В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках»

Слайд 14

“ Как здорово, что ты у нас есть !” “ Я люблю, когда ты дома ” “ Рада тебя видеть»

Слайд 15

Конфликт неустойчивого родительского восприятия Статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок.

Слайд 16

Диктатура родителей Д иктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Слайд 17

Мирное сосуществование — скрытый конфликт Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы.

Слайд 18

Конфликт опеки Э то забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

Слайд 19

Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия” Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением.

Слайд 20

Подростки в конфликте: кризис переходного возраста; стремление к самостоятельности и самоопределению; требование большей автономии во всем – от одежды до помещения; привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье; бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Слайд 21

Родители в конфликте нежелание признавать, что ребенок стал взрослым; боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы; проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте; борьба за собственную власть и авторитетность; отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка; неподтверждение родительских ожиданий.

Слайд 22

Тестирование «Роль родителя» Варианты ответов: Могу и всегда так поступаю – 3 балла ; Могу, но не всегда так поступаю – 2 балла ; Не могу – 1 балл .

Слайд 23

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Слайд 24

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Слайд 25

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Слайд 26

Анализ и решение конфликтных ситуаций

Слайд 27

Методы выхода из конфликта Для выхода из конфликтной ситуации можно: Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других; Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте; Поставить себя на место другого человека; Осознать право на существование иной точки зрения; Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

Слайд 28

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей? Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

Слайд 29

Разрешение конфликта – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон Извините!



Предварительный просмотр:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитание и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас –вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Тестирование родителей.

Можете ли вы?

Варианты ответов:

Могу и всегда так поступаю – 3 балла

Могу, но не всегда так поступаю – 2 балла

Не могу – 1 балл.

  1.  –
  2.  –
  3.  –
  4.  –

Итого:

Тестирование родителей.

Можете ли вы?

Варианты ответов:

Могу и всегда так поступаю – 3 балла

Могу, но не всегда так поступаю – 2 балла

Не могу – 1 балл.

  1.  –
  2.  –
  3.  –
  4.  –

Итого:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитание и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас –вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

Как вы поступите в такой ситуации?

___________________________________________________________

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую  музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого.  В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Ваше решение в подобной ситуации?

___________________________________________________________

Ситуация 3

У ребенка много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!»

Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»

Как решить подобную ситуацию?

____________________________________________________________

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

Как поступить в такой ситуации?

____________________________________________________________

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобном конфликте?



Предварительный просмотр:

                        Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте
    над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте
    проблему, а не сводите счеты.
  1. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  2. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  1. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы
    потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
  1. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  2. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента
  1. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти
    на конфликт с тем, кто слабее вас.

Полезная информация

Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его ли-
    шиться.
  2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность,
    сколько право на нее.
  3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать

          так, чтобы он сам этого захотел.

    4.    Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

  1.  Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали,

    то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

  1. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие
    человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

    За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

  1. За то, чтобы перестать быть ребенком.
  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  3. За утверждение среди сверстников.
  4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу
    его физической взрослости.

   Советы для родителей:

     *помочь подростку найти компромисс души и тела;

     *все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не ис-   пользовать ярлыков;

     *подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;

   необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и

  ждёт помощи его душа

Причины конфликтов родителей с подростками.

Подростки в конфликте:

  1. Кризис переходного возраста;
  2. Стремление к самостоятельности и самоопределению;
  3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
  4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в
    семье;
  5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

  1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
  2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
  1. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  2. Борьба за собственную власть и авторитетность;
  3. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
  4. Неподтверждение родительских ожиданий.

Методы выхода из конфликта.

Для выхода из конфликтной ситуации можно:

  1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
  2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
  3. Поставить себя на место другого человека;
  4. Осознать право на существование иной точки зрения;
  5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

               

«Воспитание – великое дело: им

решается участь человека».

В.Г. Белинский

Памятка для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

В данном материале представлены ход собрания на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения", тесты для учащихся и родителей, анкета для родителей, памятка для родителей, специально по...

Родительское собрание по теме "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

Цели собрания: 1.Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.2.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.3.Предоставить родителям возм...

Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения

Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.3, Предоставить родителям возможность с помощью теста ...

Выступление на родительском собрании по теме: "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения" с презентацией

Материал подготовлен для родителей учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната....

Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"...

Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

Цели собрания:Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.Предоставить родителям возможность с пом...