Воспитательское занятие "Чудо, которое всегда рядом"
план-конспект занятия (5 класс)

Вода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Алтайская общеобразовательная школа – интернат»

               Методическая разработка воспитательного мероприятия

                          Тема: «Чудо, которое всегда рядом». 

                                                      (6+)

      Подготовила: Тырс Л.Ю.

      воспитатель

                                             2024 г. декабрь

Тема: «Чудо, которое всегда рядом».

Тип занятия. Занятие –исследование.

Цели :Обеспечить условия для ознакомления обучающихся в ходе исследовательской работы со свойствами воды, раскрытия значения воды в природе и в жизни человека, обогащения жизненного опыта, активизации их деятельности и пополнения словарного запаса, расширение кругозора через формирование культуры учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, без запаха,  без вкуса, вода-жидкость, прозрачная;

2.Обучать детей навыкам проведения простейших опытов;

3.Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Коррекционно – развивающие :

-Развивать у детей фонематический слух;

-Активизировать  и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Воспитательные:

-Развивать социальные навыки: умение работать в паре(группе), учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

-Беседа с детьми о значении воды;

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

-Просмотр презентации на тему «Почему воду нужно беречь»

Методы: наблюдения, демонстрация опытов; метод самообучения (метод открытий);эвристическая беседа; диалога; педагогической поддержки; создание ситуации выбора и успеха.

Формы работы: парная, коллективная, фронтальная.

Условия, необходимые для проведения занятия:

КСО для воспитателя:

-стакан с молоком, графин, баночка; аромомасло, глобус, деревянная палочка.

--альбом «Времена года»П.И.Чайковского, ключи с выводами ;

КСО для обучающихся:

-стаканы с чистой водой, чайные ложки, цветные полоски картона (красные, синие, жёлтые, белыё, зелёные), соль, сахар;

                                                   

                                    Содержание занятия:

Этап занятия

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Методический комментарий

I.

Организационный момент.

(Соединили перед собой раскрытые ладошки)

(Тянут руки вверх)

(Качают из стороны в сторону поднятые руки)

(Соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

(Разводят поочерёдно руки в стороны)

(Показывают на себя и делают поклон головой)

Дети приветствуют гостей и друг друга улыбками.

Коммуникативные УД:

Работать с соседом по парте, распределять между собой работу,  выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!

Сегодня у нас на занятии гости, поприветствуем их и подарим им свою улыбку.

Я надеюсь, что это занятие принесёт вам не только новые открытия, но и радость от совместной работы.

Распределение ролей: заведующий лаборатории, научные сотрудники

 

Организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включении в деятельность.

Организовать коммуникацию школьников по поводу нового материала

II.

Введение в тему. Постановка УЗ

Проблемные вопросы

Вода

Дети отвечают (Это специальное место, где проводят опыты и эксперименты)

Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И,  одно, из наиболее замечательных из них, всегда рядом.

Послушайте загадку.

Я и туча, и туман,

Я  ручей и океан,

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

-Верно – вода.

Тема занятия «Чудо, которое всегда рядом»

-А хотите узнать больше о воде?

Почему человек не может обходиться без воды? Какие свойства воды делают её незаменимой в жизни человека и природы?

Для того, чтобы получить новые сведения о воде, нам с вами надо пройти в лабораторию.

-А вы знаете, что такое лаборатория?

Правильно!

-Можно, я возьму на себя роль заведующей лаборатории и старшего руководителя?

-А вы, сегодня,  будете научными работниками и ваша задача фиксировать все выводы.

-Учёные пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать технику безопасности.

-А какие правила нужно соблюдать, мы сейчас узнаем.

Пр.№1.

Внимательно слушаем старшего руководителя

Пр.№2.

На столах ничего не трогаем без разрешения руководителя

Пр.№3.

Соблюдаем тишину, не мешаем работать другим.

Пр.№4.

Бережно обращаемся с оборудованием. Поработал – убери на место.

Пр.№5.

В конце опытов делаем выводы и составляем по порядку.

В начале урока предлагаются проблемные вопросы, высказанные предложения уточняются в процессе практической работы.

.

Включаются в игровую ситуацию; Актуализируют знания о воде. Учатся слушать и понимать, удерживать учебную задачу.

Планирование сотрудничества со сверстниками, наличие устойчивых познавательных интересов.

III.

Реализация плана.

Практическая работа.

Демонстрационный опыт

2.Физминутка

Демонстрационный опыт

Демонстрационный опыт

2.Гуманитарный фон

Демонстрационный опыт

Выскажи предположение.

Вода не имеет запаха.

Помощник фиксирует на доске свойства воды, затем обучающиеся сверяют свои ответы с помощью ключа.

Вода не имеет запаха.

Вода течёт

Дети отвечают (текучесть)

Потому что вода жидкая

Помощник фиксирует на доске свойства воды, затем обучающиеся сверяют свои ответы с помощью ключа.

Вода- это жидкость, она текучая

Дерево и камень – твёрдые, с ними можно что угодно сделать(положить, бросить и форма от этого не изменится).

Если налить воду в стакан, она примет форму стакана; если наполнить водой ведро, то она примет форму ведра.

Вода не имеет форму, а принимает форму сосуда, в котором находится.

Вода не имеет формы.

Наблюдают, анализируют, делают выводы, проверяют ответ.

Опустить в стакан с водой чайную ложку.

Ответы детей

В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.

Ложка видна, потому, что вода прозрачна, а молоко нет.

Делают вывод.

Вода прозрачна.

Повторяют движения за воспитателем.

Вода бесцветна.

Включаются в активную познавательно-речевую деятельность – рассуждают, отвечают на вопросы, делятся мнением, выстраивают логическую цепочку эксперимента. Ответы детей

Слушают сказку.

Развитие любознательности, личностного смысла учения, желания продолжать учёбу.

Вода в стаканах стала солёной (сладкой), значит, они присутствуют в воде, но только в растворённом состоянии. Вода растворила их.

Пробуют воду на вкус.

Отвечают на поставленные вопросы, знания соотносят со своим жизненным опытом.

  1. Ноша первого осла после купания стала легче, так как соль растворилась в воде.
  2. Вата намокла в воде и от этого ноша второго осла стала тяжелее.
  3. Если бы второй осёл нёс сахар, то он так же как и соль растворился.

Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды – растворять.

Предполагаемые ответы детей:

Хочу сказать, что у аквариумов делают стеклянные стенки, так как вода прозрачная, и можно наблюдать животный мир аквариума.

Вода растворитель и так как у неё нет запаха, это позволяет человеку готовить пищу, делать соки, солить суп

-Свойства воды.

Опыт 1.

-Каков запах воды?

Когда мама печёт пироги,  аппетитный запах почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

А чем пахнет чистая вода? Пододвиньте к себе 2стакана с водой. Сейчас я добавлю вам в  один стакан ароматическое масло. Размешайте его палочкой и понюхайте.

-Что вы можете сказать о запахе воды?

_А теперь понюхайте стакан с чистой водой. Есть ли запах у чистой воды?

-Какой вывод мы сделаем?

 

«Ключ» к практической работе.

Открывается первый ключ:

1.Вода не имеет запаха.

Опыт 2.

-А теперь, попробуем перелить воду из одного сосуда в другой сосуд.

Мы будем лить её тоненькой струйкой.

-Вы видите, что происходит с водой?

Правильно, вода течёт.

-Кто знает, как называется это свойство?

-Почему вода течёт?

Правильно, вода жидкая.

-Итак, следующее свойство у воды- текучесть

Давайте сделаем вывод:

2.Вода- это жидкость, она текучая

Опыт 3

-Чем отличается вода от куска дерева или камня?

-А имеет ли какую-нибудь форму вода?

-А теперь, подойдите к столу для опытов, попробуем перелить воду из одного сосуда в другой сосуд.

Поставьте перед собой три ёмкости, обратите внимание на их форму.

Налейте немного воды в стакан.

Что происходит с водой?

Перельём воду в другую ёмкость. Что происходит с водой?

Сделайте вывод.

Открывается третий  ключ:

3.  Вода не имеет собственной формы.

 Опыт 4

-Какова прозрачность воды?

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

Какой можно поставить опыт?

-В стакан с водой опустим ложку. Видна ли ложка?

-А теперь возьмём стакан с молоком, опустим ложку в стакан .

Видна ли ложка?

Сделайте вывод из опыта.

Открывается ключ:

4. Вода прозрачна.

Поднимает руки класс- это «раз»

Повернулась голова – это «два»

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»

Руки в стороны по-шире, развернулись на «четыре».

С силой их к плечам прижать –это «пять»

Всем ребятам надо сесть –это «шесть»

Опыт 5

-Какого цвета вода?

-На столе у вас лежат цветные полоски картона. С их помощью вы проверите цвет воды.

-Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

-Можно ли сказать, что вода….(без цвета)

-Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов.

-Каков же цвет воды?

Открывается пятый  ключ.

5. Вода бесцветна.

Есть такая сказка. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл навьюченный  солью, остановился в воде и  стал купаться: он,  то ложился, то снова становился на ноги. Когда осёл, вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

-Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

-Что произошло бы, если бы второй осёл, нёс не вату, а сахар?

Ответить на поставленные вопросы вам помогут опыты.

Опыт 6

У вас на столе стоят стаканы с чистой водой.

 Пододвиньте к себе два  стакана.

Теперь возьмите ёмкость с сыпучим веществом и высыпьте в один стакан. Возьмите ложку и размешайте до полного растворения.

Давайте попробуем воду из стакана.

-Какая она на вкуса? (сладкая, солёная)

-А теперь, попробуйте чистую воду.

-Какая она?

-Ответьте на поставленные вопросы.

Сделайте вывод.

Открывается шестой ключ:

Соль, сахар растворились.

6.

Вода –растворитель.

Вода универсальный растворитель. Растворяет почти всё.

Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

Выскажите предположение: Где используют свойства воды?

Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.

На протяжении всего занятия  воспитатель формулирует вопросы на уточнение результатов наблюдений.

В ходе занятия педагог оказывает доверие, проявляет уважение,  обеспечивает успех.

Оборудоваение:2 стакана с водой, аромомасло, палочки

Воспитатель обучает школьников исследовательскому методу познания.

Оборудование: два сосуда для воды

По ходу выполнения работы, на основании беседы с обучающимися, воспитатель открывает на доске понятия, отражающие свойства воды

Воспитатель обогащает жизненный опыт детей через предметно- практическую деятельность.

Оборудование:

Три ёмкости разной формы

Оборудование:

2 Прозрачных стакана,ложка,вода,молоко

Воспитатель опускает ложку в стакан с водой.

Воспитатель опускает ложку в стакан с молоком.

Воспитатель использует педагогические технологии, ориентированные на укрепление здоровья, через создание щадящего режима учебной деятельности, среды развития каждого ребёнка, физкультурной паузы.

Оборудование:

Цветные полоски картона, стакан с водой

Оборудование:

2 стакана с водой, соль, сахар, деревянная палочка

Воспитатель выступает в позиции организатора –консультанта, организует выработку и соблюдение правил совместной деятельности,  принимает диалогический метод взаимодействия.

IV.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Составляют характеристику

Примерная характеристика воды:

Вода бесцветная, без запаха, текучая, испаряется, является растворителем, принимает форму сосуда.

Вода – это жизнь

Берегите воду.

-Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного об удивительных свойствах воды.

-Давайте ещё раз вспомним и закрепим эти знания с помощью

игры «Дополни предложение»

Вода –это(жидкость, которая не имеет…(формы, цвета, вкуса)

Она и (прозрачна и текучая)

Назовите тему занятия одним словом…(жизнь)

Молодцы, я хочу закончить наше занятие стихотворением.

Что такое вода? Это струйки из крана

Это волны и шторм на морях, океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да бывает вода в состоянии разном,

В жидком, в твёрдом она. Даже в газообразном.

Мы не видим её или не замечаем.

Но, когда её нет, тяжело ощущаем.

Спасибо за занятие!

По окончании работы, ученики обобщают установленные свойства.

Воспитатель помогает окончательно установить связь между свойствами воды и её значением в жизни человека и в природе.

Значение прозрачности для животных и растений, обитающих в воде, роль воды как растворителя для питания растений, животных, человека, для хозяйственной деятельности людей.

Значения перехода воды в различные состояния,  для накопления её в природе,  для жизни живых организмов.

Таким образом, получают окончательное  разрешение проблемных вопросов, поставленных перед  обучающимися,  в начале работы.

Список использованных источников:

«Необычное об обычной соли» nsportal.ru ap/libral/drugoe

«Загадочная соль» (окружающий мир). Infourok.ru

Приложение:

«Чудо, которое всегда рядом»

Пр.№1.

Внимательно слушаем старшего руководителя

Пр.№2.

На столах ничего не трогаем без разрешения руководителя

Пр.№3.

Соблюдаем тишину, не мешаем работать другим.

Пр.№4.

Бережно обращаемся с оборудованием. Поработал – убери на место.

Пр.№5.

В конце опытов делаем выводы и составляем по порядку.

Ключи

1.Вода не имеет запаха.

2.Вода- это жидкость, она текучая

3. Вода не имеет собственной формы.

4. Вода прозрачна.

5. Вода бесцветна.

6.Вода –растворитель.

Вода – это жизнь

Берегите воду.    

Картинки о воде.

Что такое вода? Это струйки из крана

Это волны и шторм на морях, океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да бывает вода в состоянии разном,

В жидком, в твёрдом она. Даже в газообразном.

Мы не видим её или не замечаем.

Но, когда её нет, тяжело ощущаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9 классе «Быть всегда рядом»

Материал содержит выступление учителя по ходу собрания, анкету для родителей, памятку семейного воспитания....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 9 КЛАССЕ «БЫТЬ ВСЕГДА РЯДОМ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 9 КЛАССЕ «БЫТЬ ВСЕГДА РЯДОМ»Октябрь 2012 Повестка собрания:« Быть всегда рядом»- кл.рук. Шишкова Е.А.Разное ( выступление учителей предметников).Цель: обсудить с родителям...

Родительское собрание на тему "Всегда рядом"

Методическая разработка собрания,  целью которго является обсудить с родителями проблемы воспитания подростков в семье, обменяться опытом семейного воспитания....

Родительское собрание "Быть всегда рядом с детьми"

Подростковый возраст- это самый сложный  период в жизни подростков, происходят разительные перемены  в детях, иногда и не в лучшую сторону. Почему наши дети так неузнаваемо и быстро менятся ...

Цикл уроков "Истина всегда рядом". Предмет: русский язык

Цикл состоит из 9 уроков, на которых используется технология к.п.н. О.Орловой "Педагогическая мастерская". Данный цикл уроков поможет в подготовке к ОГЭ и устному экзамену по русскому языку....

Родительское собрание на тему:"Быть всегда рядом."

Родительское собрание на тему:"Быть всегда рядом."...

Классный час ГОРЯЧИЕ СЕРДЦА ВСЕГДА РЯДОМ!

Помогать окружающим - долг каждого!...