ПОНЯТИЕ «ДЕФЕКТИВНОСТЬ» И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С НЕЮ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (НОЯБРЬ 1917-1923)
статья
Рассмотрим становление олигофренопедагогики в первые годы СССР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ «ДЕФЕКТИВНОСТЬ» И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С НЕЮ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (НОЯБРЬ 1917-1923)
Дореволюционная система народного образования игнорировала дело воспитания и обучения умственно отсталых детей. К началу Великой Октябрьской социалистической революции в России имелось только несколько вспомогательных классов, школ и приютов для умственно отсталых детей. Вследствие, неудовлетворительного состояния здравоохранения, низкой культуры, тяжелого материального положения трудящихся в царской России, Советская Россия получила значительное количество детей, страдающих физическими и психическими недостатками. Росту числа аномальных детей также способствовали: гражданская война, голод и эпидемии. Поэтому вопросы борьбы с детской дефективностью стали в центре внимания Советского государства. Эта борьба сливалась с борьбой с беспризорностью и детской преступностью, представляя собой единую государственную проблему. Понятие "дефективность" включало не только физические и психические недостатки, но и моральные, такие как нарушение норм поведения и антисоциальность [17]. Большинство беспризорников считались морально дефективными из-за особых черт характера и поведения, таких как воровство, наркомания, алкоголизм и бродяжничество. В совокупности все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, на профилактику этих явлений, на общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной детства».
Одним из первых мероприятий Советского государства по охране детства была ликвидация всех благотворительных, филантропических обществ, ведомств, братств и передача подведомственных им детских учреждений государству. Для осуществления мероприятий по охране детства в ноябре 1917 года при Наркомпросе был создан «Школьно-санитарный совет». В задачи этого совета входило обсуждение вопросов охраны здоровья детей, постановка физкультурной работы, организация воспитания и образования отсталых и дефективных детей и работы по исправлению дефектов речи. В состав «Школьно-санитарного совета» входили представители ЦИК и профсоюзов, врачи, педагоги. При «Школьно-санитарном совете» с 20 декабря 1917 года начал работать исполнительный орган - «Школьно-санитарный отдел» Наркомпроса, при котором был создан «Подотдел дефективных детей». Этот подотдел возглавил всю работу по борьбе с детской дефективностью. Первым организатором и руководителем «Школьно-санитарного отдела» была врач Вера Михайловна Бонч-Бруевич (Величкина). Она рассматривала дефективность только как резерв преступности и предлагала выделять дефективных детей в особые школы и группы, устраивать санатории-школы для них и бороться с детской преступностью через предупредительные меры и попечительство над уклоняющимися от нормы учащимися и подростками [10].
Программа деятельности "Школьно-санитарного отдела" Наркомпроса была утверждена на I Всероссийском съезде представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 15 июня 1918 года. Она предусматривала создание Института дефективного ребенка, который занимался изучением и исследованием детской дефективности и социальных факторов, связанных с ней. Также программа включала подготовку новых специалистов и распространение информации о воспитании дефективных детей. В. М. Бонч-Бруевич выступила с этой программой на I Всероссийском съезде по просвещению, который проходил в Москве с 25 августа по 4 сентября 1918 года. Программа отражала новые принципы Советской власти в отношении аномальных детей и ставила целью обеспечение самостоятельного трудового и счастливого существования для всех, включая слабых и дефективных. Вся перестройка дела обучения и воспитания умственно отсталых, как и других аномальных детей, проводилась путем преобразования приютов в детские дома.
На I Всероссийском съезде деятелей по охране детства в феврале 1919 года были определены новые принципы заботы об аномальных детях. Анна Ильинична Елизарова подчеркнула, что в коммунистическом государстве все дети должны быть детьми всего государства, и что воспитание в детских домах должно основываться на трудовом начале. Съезд обсудил вопрос предпочтения общественного или семейного воспитания, и было признано, что обе формы являются приемлемыми. Было предложено иметь дифференцированную систему учреждений для детей с различными видами дефективности [7].
На I Всероссийском съезде деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью, который проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года, был сделан акцент на проблеме борьбы с преступностью и беспризорностью. На съезде выступали В.П. Кащенко и А.С. Грибоедов, которые предлагали сосредоточить все дело борьбы с дефективностью в отделе охраны детства Наркомпроса и иметь «Медико-педагогический совет» с представителями наркоматов здравоохранения и юстиции. В. П. Кащенко и Д. В. Фельдберг докладывали о необходимости организации подготовки «дефективистов» в государственном масштабе [12]. А. Н. Граборов выступил с докладами об умственной дефективности, о типах умственно дефективных и о принципах трудового воспитания умственно отсталых детей. Он рассматривает умственную отсталость как качественно своеобразное состояние интеллекта, при котором неравномерно нарушаются психические функции. Причины умственной отсталости он видит в отягощенной наследственности, инфекционных заболеваниях, травмах и социальных факторах. Он также отметил, что Декрет о всеобщем обучении должен распространяться и на умственно отсталых детей, и рекомендовал строить систему учреждений для умственно отсталых в соответствии с характером их дефекта. А. Н. Граборов считал самым важным развитие у воспитанников воли, пробуждение интереса, выработку самоконтроля. Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью подчеркнул значимость использования наглядности и вовлечения умственно отсталых детей в разнообразную деятельность [14]. М. П. Постовская рассказала о вспомогательных школах, рекомендуя создание классов для умственно отсталых и повторительных классов для педагогически отсталых [10]. С. Я. Рабинович предложила создание трех типов детских домов для умственно отсталых детей: дошкольных, школьных и профессиональных [7]. Съезд подчеркнул необходимость всеобщего обучения умственно отсталых детей, организацию дошкольных учреждений и защиту личности умственно отсталых после школы. Он также решил считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей. Итогом данного съезда стало необходимым организовать специальные высшие учебные заведения и курсы — как длительные, так и краткосрочные по подготовке работников в учреждения для всех видов детской дефективности.
В 1920 году в. Москве при Наркомпросе и Наркомздраве открылись институты по подготовке учителей-дефектологов; эти институты в 1923 году слились в один институт. В 1925 году этот институт был преобразован в дефектологическое отделение при педагогическом факультете Второго МГУ. Во многих городах были проведены курсы по подготовке учителей и воспитателей для специальных школ.
Таким образом, с ноября 1917 по 1923 год Советское государство сформулировало те исходные принципы, которыми определялась его политика в области борьбы с дефективностью. Основные из этих принципов: государственная забота об аномальных детях, обеспечение их такими условиями воспитания, которые дают им возможность стать полезными гражданами, распространение всеобщего обучения и на аномальных детей. К концу 1923 года были в значительной степени преодолены материальные и организационные трудности, связанные с созданием системы учреждений для аномальных детей, определены формы государственного руководства этими учреждениями, положено начало подготовки педагогических кадров для работы с аномальными детьми. Правильная постановка дела воспитания и обучения аномальных детей в этот период существенно затруднялась тем, что врачи и педагоги еще не владели диалектико-материалистической трактовкой научно-методических вопросов дефектологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые преобразования Советской власти
Презентация по истории 9 -11 кл....
Борьба с коррупцией в первые года советской власти
Материал для использования на уроках истории в рамках антикоррупционного воспитания....
презентация на тему "Октябрьская революция 1917 года.Становление советской власти."
Презентация предназначена для изучения темы "Октябрьская революция 1917 года. Становление советской власти." по курсу "История России" в 9 классе. Рассматриваются причины, ход событий Февральской рево...
Роль школьного музея истории села Исенбаево в изучении темы «Исенбаевцы - учащиеся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти»
Исследовательская работа...
Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) .Октябрь 1917. Первые декреты советской власти.
Данная презентация на тему:" Октябрь 1917. Первые декреты советской власти" составлена для проверки знаний событий Октября 1917 г. в России в виде теста и хроники событий первых ...
СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
Среди протестантов и других не православных христиан популярны рассказы о страданиях их братьев и сестёр, полученных от советской власти с начала 30-х годов XX века. Но почему-то в...