Статья. Советы дефектолога "Как научить ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью работать на компьютере"
статья
В нашем центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью ведется работа по абилитации и социализации в различных направлениях – и одно из них компьютерная грамотность.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные базовые знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_int_nedost_i_kompyuter.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ЦССВ «Сколковский»
учитель-дефектолог О.Б.Зотова
Советы дефектолога: «Как научить ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью работать на компьютере».
В нашем центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью ведется работа по абилитации и социализации в различных направлениях – и одно из них компьютерная грамотность.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные базовые знания.
В устройство компьютера входят три основные части:
- системный блок ;
- монитор - устройство компьютера, предназначенное для отображения текстовой или графической информации на экране.
- клавиатура и мышь - устройство компьютера, способное вводить символы в компьютер и управлять некоторыми функциями
Для того, чтобы у ребенка с низкой познавательной активностью возник интерес и желание
работать на компьютере нужно, в первую очередь, заинтересовать его.
Что для этого нужно делать?
- Включить компьютер. Пусть ребенок посмотрит - как загораются цветные кнопки включателя, монитора и т.д.
- Послушать, как шумит процессор, загорается монитор и на нем появляется картинка.
- Объяснить ребенку, что эта машина – его друг, который хочет помочь ему в обучении (игре, освоить грамоту и т.д. в зависимости от задач, которые вы ставите перед конкретным ребенком)
Далее
- Объясняем ребенку правила безопасного поведения при работе на компьютере. Дети с выраженной интеллектуальной недостаточность, не всегда умеют адекватно вести себя в окружающей обстановке. Они могут начать дергать за провода, грызть их, хватать хаотично мышку, пинать процессор и т.д.
- Для того, чтобы не произошло несчастного случая с самим ребенком и не вывести машину из строя, нужно твердым, хорошо поставленным голосом объяснить ребенку, что так делать нельзя! Взять его руку в свою и показать КАК правильно нужно обращаться с машиной. При попытках повторить неадекватные действия - отлучить ребенка от компьютера и не допускать до тех пор, пока неадекватные действия будут продолжаться.
Следующий шаг
Демонстрация возможностей компьютера.
- Дайте ребенку послушать детские песенки, продемонстрируйте картинки, посмотрите мультики.
- Затем откройте программу Word, напишите буквы (если задача - обучить навыкам чтения, письма, набору текста)
- В программе Power Point можно демонстрировать слайды, вылетающие картинки, знаки, буквы, которые исчезают или появляются под звуковое сопровождение.
После демонстрации возможностей компьютерных программ нужно приступить к знакомству ребенка с самим компьютером.
Следующий шаг.
Формируем знания о том, из чего состоит компьютер.
Важно:
- Ребенку необязательно знать об устройстве всех микросхем и механизмов.
- Ему достаточно только той информации, которая необходима ему для работы на компьютере.
Мышь = наша помощница, или любимое животное
Любимые животные в доме приносят нам радость от игр с ними, доставляют много радости. Мышь, как наше любимое животное, помогает нам радоваться от работы на компьютере. Поиграйте мышкой, поводите курсор по странице. Поменяйте вид курсора: стрелочка, кружок и т.д. Заострите внимание, что мышка таким образом играет с нами, приглашает нас к работе. Исследование: отключите мышку. Пронаблюдайте, можно ли работать на компьютере без нее. Почему? Поищите - куда девался курсор. Затем включите мышку и поиграйте на странице снова.
Клавиатура = руки. Без клавиатуры, как без рук, невозможно работать на компьютере.
Задайте ребенку вопрос «Что будет с человеком, если не будет рук?». Поиграйте в игру «Достань предметы без рук». Проанализируйте, как трудно обходиться без помощи рук в самых простых ситуациях (взять чашку, одеться и т.д.). Демонстрация возможностей клавиатуры. Набор букв, цифр, автофигур, клавиши «пробел», «enter», стрелки и т.д.
Исследование: отключите клавиатуру и попробуйте работать без нее. Обсудите с ребенком результат. Что можно сделать без клавиатуры?
На этапе знакомства ребенка с компьютером и его составляющими устройствами можно предложить детям поиграть в различные игры, закрепляя полученные знания.
Подвижные игры - изобрази как работает компьютер, как компьютер издает звуки, как бегает мышка и т.д. Важно, чтобы ребенок осознал в действии принцип работы составляющих устройств.
Настольные игры – можно дать детям разрезные картинки составляющих устройств и попросить «собрать» из них компьютер. Можно использовать цветные картинки, отображающие выключенный и включенный компьютер, попутно закрепляя цвета и формы.
Соотносящие настольные игры – ребенку можно предложить разрезные картинки с устройствами компьютера и картинки с ассоциациями (колонки – уши, принтер – язык и т.д. ). Нужно соотнести их по принципу ассоциаций. Можно нарисовать это на листе и предложить стрелочками соединить картинки при помощи ассоциаций.
При знакомстве ребенка с компьютером важно знать сколько времени может проводить за ним ребенок.
Занятия с использованием компьютеров для детей с интеллектуальной недостаточностью 8 -17 лет следует проводить не более одного часа в течение дня, и не чаще трех раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 8-12 лет не должна превышать 15-20 минут и для детей 12-17 лет - 30 минут.
Следующий шаг.
Овладение способами управления компьютером.
Этап практической деятельности с компьютером.
- Учим ребенка правильно сидеть за компьютером.
- Сажаем его за выключенный компьютер и учим правильно, в определенной последовательности включать и выключать его через программу ПУСК, а не выдергивать шнур из розетки. Нужно объяснять ребенку, что от этого компьютер может сломаться
- Формируем умение работать на рабочем столе. Учим открывать и закрывать нужные папки. Если ребенок плохо читает (по разным причинам) можно каждую папку обозначить свои особым значком.
- На этом же этапе учим ребенка работе с левой и правой клавишами мыши.
- Когда ребенок научиться включать компьютер, открывать нужные папки можно переходить к следующему этапу.
Следующий этап – освоение клавиатуры для работы в программных редакторах (Word)
- Нужно приучать детей работать 2 руками (если это возможно). Для этого визуально делим клавиатуру на 2 части – правую и левую. Можно разделить по цвету - обвести маркером, наклеить с разных сторон цветные фигурки. Слева - красную, справа- синюю. Для облегчения можно надевать детям на руки самодельные браслеты таких же цветов.
Это нужно для лучшего усвоения расположения букв и клавиш на клавиатуре.
- Расположение букв можно запоминать и зарисовывать в альбомах, тетрадях и т.д. И сверять с настоящей клавиатурой. Детям такое рисование очень нравится. Так же можно использовать аппликацию «Кто где живет?» и другие виды продуктивной деятельности
Конечно, кроме удовольствия, работа на компьютере поможет развить у ребенка мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память и речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью по ознакомлению с окружающим
Данное календарно-тематическое планирование составленно для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста находящихся на индивидуально-дифференцированом обучении, проживающ...
Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях детских домов - интернатов. Рабочая ...
Статья для печати "Развитие меторики, графомоторных навыков у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью"
Развитие моторитки предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут. Для развития мелкой мотори...
Доклад «Создание коррекционно-обучающей среды для развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью».
О коррекционно-обучающей среде....
Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с умеренной и выраженной интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке» является одним из направлений комплекса социально-реабилитационных услуг, оказываемых отделе...
Статья по теме: Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса для детей со ССД и выраженной интеллектуальной недостаточностью
Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса для детей со ССД...
Рабочая программа «Логопедической помощи в социальной адаптации и реабилитации детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью «Учимся говорить и общаться»
Введение, Пояснительная записка, Содержание программы, Планирование логопедических занятий...