День солнца
план-конспект

Таборская Любовь Михайловна

Коррекционное занятие, направленное на формирование лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День солнца22.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКУ «ЦСПСиД Асиновского района»

Конспект  коррекционного занятия  

«День солнца»

                                                                                                 Занятие подготовила и провела

Л.М.Таборская, учитель-логопед(дефектолог)

Асино

2024

Цель: формирование грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить усвоению грамматической категории рода (он, он) и числа (они).
  • Отрабатывать навык  сочетания притяжательного местоимения мой с существительными.
  • Учить сочетать числительные с существительными в счете до 5.
  • Учить образовывать и употреблять существительные с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
  • Учить различать геометрические фигуры: выбирать круг из других форм.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать неречевые ВПФ (внимание, память, воображение, мышление).
  • Развивать мелкую моторику.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать интерес к занятиям.
  • Прививать навыки тактичного общения.
  • Воспитывать нравственные качества (трудолюбие, любовь к труду).
  • Воспитывать умение работать в сотрудничестве с педагогом и другими детьми.

Оборудование:

Вязаные круги желтого и оранжевого цвета, деревянные морковки, фетровые пособия «Морковки» и «Яблоня», прищепки; лото «Формы»; оборудование «Грядка»; мячи-смайлики; резиновый мяч.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая.

Ход занятия:

  1. Орг.момент. Приветствие. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Мы будем работать над одной интересной темой, а они будут за нами наблюдать и в конце занятия скажут нам  хорошо ли мы проработали эту тему. А вот что за тема? Я загадаю загадку, а вы отгадайте.

Кто живёт на небе чистом,

Называется лучистым?

 Греет, светит, глазки «слепит»,

Его очень любят дети. (Солнце).

Молодцы. Правильно. Значит, какова тема нашего занятия? Да, солнце. Будем говорить  о солнце и обо всем том, что с ним связано.

  1. Основная часть. НОД.

Посмотрите на смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Выбирают). Как думаете, смайлик похож на солнце? Почему? (ответы) Мы его уберем в сторонку и начнем работать. Сначала скажите мне, что вы знаете о солнце. (Ответы). Знания у вас есть. Но еще другие знания вы получите сегодня.  

А) Упражнение на развитие мелкой моторики.

У тебя на столе лежат кружочки. Какого они цвета? Почему? Правильно, как солнце. Я предлагаю разложить их по порядку: маленький, побольше, самый большой. А теперь в обратном порядке: от самого большого к самому маленькому. Показываю прищепку: «А вы знаете, как называется этот предмет? Это прищепка. Ребята, прищепка – она или он? Какого она рода?» А если мы пристегнем к одному из кружков прищепки, то у нас получится предмет, похожий на…солнце. Вот такое чудесное солнце будет сопровождать нас  на занятии. Давайте посчитаем прищепки (счет от 1 до 5, согласование числительных с сущ-ми). Молодцы. Прищепка – она, а несколько прищепок – как сказать? Они. Молодцы.

Б) Упражнение на различение геометрических фигур.

Ребята, посмотрите на солнце еще раз. Скажите, какую форму оно имеет? На что оно похоже? На круг. Посмотрите на планшеты и найдите круг. Какие предметы имеют форму круга? Приклейте их и назовите. Молодцы. (Попутно называют местоимение он,  она, и говорят, какого рода существительные,  сочетают с местоимением мой).

Чтобы нам не устать, надо пальчики размять.

                          Пальчиковая гимнастика “Дай нам, солнышко, тепла”.

Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули.
 (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была.
 (Делают движение пальцами, словно маня к себе. )
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, 
(Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, 
(Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, 
(Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. 
(Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

В) Упражнение на сочетание числительных с именами существительными; на развитие внимания, мышления.

Ребята, скажите еще раз, какую пользу дает солнце людям и всему, что есть на Земле? Да, если бы не было солнца, то растения не смогли бы расти. Какие овощи мы садим в огороде? (называют. Выделяю морковку.) Представьте, что на нашем огороде выросла вот такая чудесная, полезная  морковка. Посмотри, на ботве у морковок есть цифры. Назовите их и скажите, почему именно такие цифры приклеены на эти морковки? (по количеству кружочков). Предлагаю  разделить морковки поровну. Чтобы их было равное количество у каждого, добавим вот таких морковок (добавлю деревянные) (Раскладывают). Сколько морковок у каждого?  Посчитайте, пожалуйста, свои морковки, проговаривая так: одна морковка, две морковки,….  Молодцы. Скажите еще раз,  где растет морковка? Да, на огороде. (Далее выполняем  задание, встав с места и подойдя к другому столу, где находится «грядка». Посмотрите на наш маленький огород и посчитайте все, что там выросло. Молодцы. Как  назовем одним словом все, что выросло на наших грядках? Овощи. А вы можете назвать несколько фруктов? Какие вы любите фрукты? А я очень люблю яблоки. Овощи растут в огороде. А где растут фрукты? В саду. У нас  под нашим солнышком выросла яблоня, а на ней яблочки. Сколько их там? 5. Посчитайте, пожалуйста, яблоки.  Молодцы.

Г) Упражнение на формирование навыка словообразования. Образование существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Ребята,  давайте поиграем. Но мы не просто так будем играть. Назовем все предметы, с которыми работали, ласково. О  чем мы  говорим сегодня на занятии? О солнце. И выяснили, что если бы не было солнца, то и жизни на нашей планете не было бы. Давай назовем его ласково: солнышко. Я бросаю вам мяч и называю предмет, а вы называете его ласково и бросаете мяч мне. Молодцы. Ребята, когда вы называли этими словами предметы, какими они стали: большими или маленькими? А теперь давай сделаем их большими. Другие слова образуем с суффиксами, которые «делают» предметы большими. Молодец. Вот так, при помощи слов,  мы сделали предметы маленькими и большими. Как волшебники.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Ну вот, наше занятие подходит к концу. Напомните, о чем мы говорили? Что делали? Понравилось ли вам занятие? Было оно для вас полезным? Обратимся к нашим гостям: хорошо ли мы проработали тему нашего занятия?  (ответы гостей). А я вам предлагаю из нескольких смайликов вновь выбрать тот, который соответствует вашему настроению в конце занятия. (выбирают, комментируем). Нам осталось попрощаться. Приглашаю гостей встать с нами  в круг и сделать  солнышко из наших рук. Ставим ладони одна на другую и говорим слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Скоро встретимся опять.

Спасибо, ребята, за работу. С вами очень приятно работать. Спасибо всем. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мороз и солнце, день чудесный!

Презентация создана к стихотворению А.С. Пушкина "Мороз и солнце!"...

День науки по географии "Япония - страна восходящего солнца"

Мероприятие необходимо готовить за несколько месяцев....

Музыкально - литературная композиция "Мороз и солнце, день чудесный!"

Музыкально - литературная композиция "Мороз и солнце, день чудесный!"...

Интегрированный урок в 4 «Б» классе «Мороз и солнце, день чудесный!»

Интегрированный урок в 4 «Б» классе «Мороз и солнце, день чудесный!»...

День Солнца

Ежегодно День Солнца праздник проводится  3 мая с 1994 г. по инициативе Европейского отделения Международного общества солнечной энергии. Цель праздника – привлечь внимание людей к безграни...

Коррекционное занятие "День солнца"

Конспект коррекционного занятия "День солнца" с ребенком с расстройством  аутистического спектра....

Игровая программа «День солнца»

Игровая программа «День солнца» Цель: познакомить детей с праздником  - Днём солнца и его традициями; создать для  детей радостное, праздничное  настроение.Задачи. - за...