Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.
статья

Савчук Людмила Васильевна

Метод базальной стимуляции используется в коррекционно-педагогической работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в жизнедеятельности из-за ограничения функционирования всех частей тела. С помощью данного метода можно помочь ребенку с ТМНР привести в действие его органы восприятия и обработки информации, наполнить окружающий мир доступным содержанием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод базальной стимуляции34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (ТМНР)

      Проблема обучения, воспитания и абилитации лиц с ТМНР в условиях современного образования вызывает множество вопросов, педагоги испытывают трудности в организации обучения данной категории детей. Главный вопрос, который возникает у педагога, работающего с такими детьми – с чего начать и чему в первую очередь следует учить ребенка с умеренной, глубокой или тяжелой умственной отсталостью.

       Группа детей с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет невозможность освоения академических (школьных) знаний даже на уровне начального образования, а также значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.

        Требования к реализации образовательных программ для обучающихся с ТМНР представлены в нескольких разделах ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО:

ФГОС НОО для обучающихся

с ОВЗ

ФГОС для обучающихся

с умственной отсталостью

вариант 1.4 (для глухих обучающихся)

вариант 2

вариант 3.4 (для слепых обучающихся)

вариант 6.4 (для обучающихся с НОДА)

вариант 8.4 (для обучающихся с РАС)

         Основным вектором специального образования детей с ТМНР является подготовка к независимой жизни в условиях, которые обеспечивают достоинство личности, способствуют её уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества. Под независимой жизнью понимают отсутствие постоянной зависимости от посторонних в основных областях жизнедеятельности: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.

Производными от ограничений детей с ТМНР являются их образовательные потребности.  Основные образовательные потребности детей с ТМНР можно разделить на четыре больших группы:

  • осознание собственной личности;
  • сознание другой личности;
  • осознание окружающего предметного мира;
  • осознание окружающего социального мира.

        Определение ограничений жизнедеятельности и связанных с ними образовательных потребностей осуществляется индивидуально для каждого ребёнка с ТМНР. Удовлетворение образовательных потребностей осуществляется как через взаимодействие ряда специалистов (учитель-дефектолог, учитель, учитель-логопед, воспитатель, психолог, социальный педагог, медицинский работник и др.) с самими ребёнком и его семьёй, так и через выполнение необходимых для него средовых преобразований.

        Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей организуется и осуществляется согласно ряду принципов:

  • принцип нормализации;
  • принцип социально-практической направленности обучения;
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
  • деятельностный принцип;
  • принцип полисенсорной основы обучения;
  • принцип единства диагностики и коррекции нарушений;
  • принцип коммуникативной направленности.

        Выделяются основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР:

  • физическое развитие;
  • развитие коммуникации и речи;
  • развитие умений по самообслуживанию, бытовых и трудовых умений;
  • развитие игровой и продуктивных видов деятельности;
  • познавательное (сенсорное) развитие;
  • социально-эмоциональное развитие.

        Указанные направления коррекционно-развивающей работы охватывают области жизнедеятельности ребёнка с ТМНР и обеспечивают формирование основных групп жизненных умений.

        Применительно к детям с ТМНР образовательная среда модифицируется с целью обеспечения таких необходимых характеристик как безбарьерность, адаптивность, развивающий характер, личностная ориентированность. Данная модификация направлена на создание условий, облегчающих процессы восприятия окружающего, осмысления полученной информации, передвижения и пространственной ориентировки, осуществления коммуникации.

        Осознание собственного тела и, как следствие, собственного "Я" является базовой образовательной потребностью для ребёнка с ТМНР.

Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:

  • восприятие и осознание границ собственного тела;
  •  восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия;
  •  восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.

        Развитие восприятия и осознания собственного тела способствует развитию моторики и рассматривается как необходимое условие формирования познавательных, бытовых и трудовых, коммуникативных и социальных умений ребенка. Чем обширнее ребёнок приобретает опыт в данной области, тем интенсивнее происходит развитие его отношений к себе, другим людям, предметному и социальному миру.

       В качестве основного метода развития восприятия и осознания собственного тела рассматривается, прежде всего, «базальная стимуляция» или «раздражение». Этот метод используется в педагогической работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в жизнедеятельности из-за ограничения функционирования всех частей тела. Концепцию базальной стимуляции разработал в 70-х годах в Германии Андреас Фрёлих.

        Базальная стимуляция – метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, «пробивающими» ограничения, раздражителями с целью оказания ребёнку помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей» (А. Фрёлих).

Слайд 9.

        Данный метод помогает привести в действие имеющиеся органы восприятия и обработки информации, наполнить окружающий мир доступным содержанием, дать возможность ребёнку пассивно пережить различный опыт. Базальная стимуляция – метод обучения на самом элементарном уровне в ситуациях, когда у детей с ТМНР никаким другим способом нельзя сформировать опыт обращения с воспринимаемыми из окружающего мира раздражителями. Базальный (от греч. basis – основа, база) означает, что используемые раздражители очень просты и сокращены до минимума: тактильные (прикасания, обхватывания), вестибулярные (покачивания и поворачивания отдельных частей тела, движений тела вверх и вниз, ускорения и замедления некоторых движений), вибраторные (колебания, надавливание).         Дети с ТМНР не всегда могут самостоятельно получить из внешнего мира этот полезный многообразный опыт, поэтому для того, чтобы ослабленные органы чувств могли прореагировать на раздражение, требуется более сильная, чаще повторяющаяся стимуляция, производимая в отсутствие других воздействий. Стимуляция (от лат. stimulare – побуждать) происходит при помощи пассивных раздражителей, количество, тип и длительность которых определяются педагогом с учётом исходного состояния и личных предпочтений ребёнка.

      Жизнь человека с ограничениями должна быть организована настолько нормально, насколько это возможно. Мы должны исходить из того, что развитие таких детей практически во всех областях затруднено. Они имеют ограничения в следующих сферах:

все виды чувственного восприятия, движения (моторика), речь, мышление, мотивация, Я-концепция, социальная интеракция.

       Я хочу поделиться опытом работы специалистов нашего учреждения и рассказать о применении метода базальной стимуляции, который является наиболее эффективным в работе с детьми с ТМНР.

         Ученик с расстройствами аутистического спектра и ТМНР, присутствовал на уроке, но не проявлял практически никакого интереса к тому, что происходит. Применяя метод базальной стимуляции, использовались упражнения с различными щетками и массажными шариками для рук. Прикасаясь различными стимуляторами к ладоням, ученик реагировал спокойно, но при этом не демонстрировал никакой реакции. Мы задались вопросом, а имеет ли данное воздействие вообще какой-либо смысл, и можно ли его проводить так, чтобы у ребенка вызвать интерес. Во время данных упражнений мы начали мыть руки ученика в миске с теплой водой, используя жидкое мыло, губку и щетку. Через неделю мальчик впервые улыбнулся, когда его руки опускали в воду. А еще через неделю проявил желание самостоятельно намочить тряпку и вымыть пол.

        Наш эксперимент доказал, что основная цель базальной стимуляции: посредством развития восприятия собственного тела дать понять ребёнку с тяжелыми и множественными нарушениями развития, что он в состоянии самостоятельно оказывать влияние на окружающий мир.

        В процессе базального воздействия стимулируются следующие области восприятия: соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная.

        Соматическая базальная стимуляция – развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Для детей с ТМНР соматическая стимуляция – один из немногих каналов развития. Педагог своими руками воздействует на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. Многие дети с ТМНР реагируют на прикосновения очень негативно, что относится к тактильной защите. Нужно соблюдать определённые правила соматической стимуляции. Рекомендуется следующая последовательность данной стимуляции:

        а) туловище,

        б) конечности (руки, ноги),

        в) лицо.

          Для соматической стимуляции можно использовать вспомогательные материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей (материя, шерсть, кожа); подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; фен.  

Слайд 13.    

        Вестибулярная базальная стимуляция – развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях:

  1. движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево);
  2. движения в вертикальной плоскости (вверх и вниз);
  3. поступательно-возвратные движения (вперед и назад).

        Дети с ТМНР не всегда адекватно реагируют на изменение положения тела в пространстве. Слишком быстрые покачивания, повороты или другие движения могут привести к головокружению, тошноте, перевозбуждению или беспокойству (следует избегать вращательных движений). Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально, необходимо следить за тем, чтобы треть времени занятия уходила на отдых. Вспомогательные средства вестибулярной стимуляции: надувные предметы мячи, батут, подушки и др.

Важнейшими результатами вестибулярной стимуляции являются:

  1. достижение зрительной внимательности;
  2. понижения тонуса мышц;
  3. приобретение опыта движений в различных направлениях;
  4. создание межличностных отношений.

        Вибрационная базальная стимуляция – развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Этот вид чувствительности можно назвать «контактным слухом». При вибрационной стимуляции на тело (или его часть) оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие игрушки, кресла, электрические приборы (электрическая зубная щётка, массажёр), камертон, музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью и др. Дозировка вибрационных воздействий должна быть индивидуальной.

          Сейчас давайте немного отдохнем. Закройте глаза, настройтесь на звуковую волну, послушайте звуки природы. Что вы услышали?  Какие эмоции испытали? (положительные эмоции). Вы уже догадались через какой анализатор происходило воздействие на наш организм (слуховой). «Музыкальная энергия», пение птиц нормализуют ритм нашего дыхания, пульс, давление, снижает мышечное напряжение. Такой прием часто используют не только для музыкальной терапии, но и для слуховой стимуляции детей с ТМНР.

     Слуховая стимуляция - воздействие на слуховое восприятие детей.  Для данной стимуляции можно использовать лёгкую спокойную музыку, воспроизведение с помощью ТСО приятных звуков (шум реки, пение птиц и др.).

    К примеру, ребенок с ТМНР (слепой) слушая пение птиц, шум дождя и шелест листьев, в буквальном смысле испытывает восторг, на его лице появляется улыбка. Наблюдая за ним, в момент прослушивания музыки, я заметила, что все его тело замирает и он испытывает сильные положительные эмоции. Мальчик начинал рассказывать о том, что он представляет, что любит больше всего. В работе с детьми с ТМНР слуховая стимуляция дает положительный эффект, у ребенка формируется механизм речевого слуха, он учится понимать смысл речи, воспринимаемой на слух.

      Визуальная стимуляция используется для привлечения внимания к получению обучающей информации. Если у ребенка с ТМНР снижено зрение или зрение фрагментарно, важно особым способом подбирать для него зрительные стимулы. Для зрительной стимуляции подходят контрастные изображения (чередование черных и белых полос, клеток, фигур), подсвеченные фигуры, игрушки с различными световыми эффектами. Такой прием применяют для воздействия на зрительное восприятие детей и при тренировке зрительных навыков.

    Оральная стимуляция – повышение чувствительности рта ребенка к новому положительному опыту. Одним из разновидностей вкусового развития детей с ТМНР является знакомство с различными вкусами продуктами. Такое знакомство не должно происходить во время обычного приема пищи, так как это развивающее стимулирование. Цель такого стимулирования – знакомить с новым вкусом, учиться его отличать от других, развивать свой собственный вкус. Это направление работы существенно улучшит качество жизни ребенка.

      Следует отметить, что не все виды базальной стимуляции можно применять в условиях нашего образовательного учреждения или обучении на дому, по возможности, необходимо выбирать доступные, индивидуально- ориентированные элементы данного метода. Все действия с ребёнком нужно сопровождать эмоционально-смысловыми комментариями, предварительно оповещать о них. Очень важно в процессе стимуляции наблюдать за ребёнком, выделяя те раздражители, приёмы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Базальная стимуляция является средством профилактики таких состояний, как аутостимуляция, стереотипия и аутоагрессия.

      Фрёлих отмечает, что невозможно выразить свои впечатления от восприятия без соответствующих двигательных способностей. Он выделяет 7 сфер коммуникации: визуальную, тактильную, вибрационную, термическую, соматическую, коммуникацию запахами и вкусами.

    Проведем упражнение «Узнай предмет по контуру».

 Вам надо закрыть глаза. Мы дадим вам в руки вырезанную из картона фигурку. Попробуйте угадать, что это за предмет.

      Как вы думаете, какая из сфер коммуникации была задействована? (тактильная). Таким образом, происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы тактильного анализатора.

      У детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития коммуникация, построенная на взаимодействии с телом, а также на использовании мелодики и тембра голоса, располагает значительно большими возможностями, чем контакт с помощью речи и письма.

   Элементами языка тела являются:

положение тела, телесный контакт, движение, позы, запах, взгляд, выражение лица.

     Коммуникация в процессе базальной стимуляции направлена на то, чтобы вызвать у ребенка реакцию на воздействие и правильно эту реакцию укрепить. Обязательным требованием взаимодействия является наблюдение за реакциями ребенка, его лицом, которое должно постоянно находиться в поле зрения взрослого. Опыт работы в области базальной стимуляции свидетельствует, что она может быть органично вписана в режим жизнедеятельности ребенка и сопровождать его обслуживание и уход, во время проведения занятий. Специально организованные занятия, не связанные с конкретными аспектами жизнедеятельности ребенка, считаются нецелесообразными.  При проведении базальной стимуляции специалисты и педагоги должны иметь четкую установку по поводу того, зачем они это делают.

     На что следует обратить внимание при проведении занятий с детьми с ТМНР:

  • любое занятие должно включать коммуникацию;
  • необходимо начинать занятие с определенного обращения (ритуал приветствия);
  • предупреждать о всех своих действиях - словами или знаками;
  • называть часть тела, к которой прикасаешься;
  • дотрагиваться до тех частей тела, которые ребёнок позволяет трогать;
  • спрашивать ребёнка о его ощущениях и называть их;
  • говорить медленно и просто;
  • внимательно наблюдать за сигналами ребёнка;
  • реагировать на сигналы ребёнка, подражая или отражая его действия;
  • можно несколько замедлять темп выполнения упражнений, чтобы стимулировать активность ребёнка.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития или с аутизмом сообщают о себе, чаще всего, звуками, движениями и прикосновениями. Педагогу необходимо приспособиться к каналам коммуникации ребенка с ограничениями. Он, как бы должен научиться говорить на его языке.

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции

  • Обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге.
  • Рисование на спине тактильными ладошками.
  • Поглаживание различных частей тела с их называнием.
  • Постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками.
  • Ощупывание тела ребёнка его руками.
  • Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.
  • Удержание вибрирующих игрушек.
  • Рассматривание себя в зеркале, на фотографии.
  • Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка.
  • Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности (дорожке).
  • Покачивание на большом мяче.

        Базальная стимуляция даёт возможность детям с ТМНР осознать себя в жизненно важных элементарных ситуациях. Этот метод взаимодействия позволяет установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребёнком. Таким детям необходимо много телесного контакта, чтобы получить прямой опыт общения и научиться воспринимать других людей. Каждому из них нужен человек, который находиться всегда рядом и помогает воспринимать мир; кто-либо, кто может понимать без слов и заботиться. Главное - не нужно сравнивать ребенка с другими (ни с таким же диагнозом, ни с детьми без особенностей) – только с ним самим, в прошлом и в настоящем: отмечать, чего добился, что пока дается не очень. Особенные дети, как правило, способны на гораздо большее, чем кажется на первый взгляд, нужно только набраться терпения.

Информационные источники.

  1. Абаева Г.А. Коррекционные технологии в процессе педагогической, социально-психологической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
  2. Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития.
  3. Елисеева И.Г. Аханова Ж.Б. Использование сенсорных упражнений в развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
  4. Пайкова А.М., КомароваМ.И. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
  5. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью.
  6. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Особенности организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР.

В презентации представлена информация об этапах работы с детьми с ТМНР, методе базальной стимуляции, комплексе специальных игр и упражнений....

Использование методов арттерапии и артпедагогики в логопедической работе с детьми

АВТОМАТИЗАЦИЯ  ЗВУКА  «С»  В  СЛОГАХ  И  СЛОВАХ ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ:*закрепить  артикуляцию  и  изолированное  произнесение...

базальная ситмуляция в работе с детьми с ТМНР

Использование коррекционных технологий в работе с детьми со множественными нарушениями развития....

Использование методов базальной стимуляции в работе с детьми с ТМНР

Материал посвящен организации индивидуальной работы с детьми с ТМНР и применением методов базально стимуляции...

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции.

У детей ТМНР нарушена чувствительность, которая выражается в неспособности адекватно воспринимать различные раздражения, которые исходит из окружающей среды или от собственных частей тела и органов. П...

Использование современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР

Для более глубокого понимания использования современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), необходимо рассмот...