Рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение" с КТП 5 класс, надомное обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_ktp_5_kl_muz_i_dvizh_nadomnoe_obuchenie_.docx | 84.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение" предметной области "Искусство" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Участие обучающегося в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации обучающегося. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: "Слушание музыки", "Пение", "Движение под музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
Общая характеристика предмета.
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса обучающегося.
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающимся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием,
«звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Особое внимание обращается на стимулирование обучающихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности обучающегося. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость детей. Поэтому следует переключать их с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения. В содержание уроков входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений о музыкальных произведениях. Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку динамической координации движений обучающихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» стимулируют эмоциональное развитие обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» в соответствии учебным планом ГКОУ С(К)Ш на 2023/2024 учебный год рассчитана на 34 урок в год, 1 раза в неделю (0,5ч) (исходя из 34 учебных недель)
Содержание учебного предмета "Музыка и движение" представлено следующими разделами "Слушание музыки", "Пение", "Движение под музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
Раздел "Слушание музыки".
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Раздел "Пение".
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Раздел "Движение под музыку".
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание или поднимание предмета, подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом. Выполнение движений разными частями тела под музыку: "фонарики", "пружинка", наклоны головы. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Раздел "Игра на музыкальных инструментах".
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
Планируемые результаты
- пропевать попевки с различной интонационной, динамической окрашенностью;
- сочетать пение с мимикой и пантомимикой;
- пропевать свое имя;
- подражать голосам животных;
- различать звучания музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов;
- выполнять простейшие движения, сопровождаемые подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с простейшими ударными и шумовыми инструментами;
- выполнять простейшие движения под музыку в пространстве кабинета •уметь характеризовать звук по различным критериям звучания;
- слушать и слышать учителя;
- выполнять под музыку ритмические движения;
- уметь петь соло и хором;
- подбирать иллюстрацию к произведению;
- слушать и узнавать музыкальные звуки, мелодии, песни;
- уметь отвечать на поставленные вопросы.
Название раздела | Количество часов по четвертям | Проведено за год | ||||
I ч | II ч | III ч | VI ч | |||
1 | Мониторинг | 1 | - | - | - | 1 час |
2 | Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен | 1 | - | - | 1 | 2 часа |
3 | Пение | 1 | - | - | - | 1 час |
4 | Музыкально-ритмические движения | 4 | 4 | 6 | 7 | 21 часов |
5 | Игра на музыкальных инструментах | - | 2 | 3 | - | 5часов |
6 | Тестирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 часа |
Итого: | 8 часов | 7 часов | 10 часов | 9 часов | 34 час |
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Музыка и движение» на 2023-2024 уч.год (33 урок, 16,5ч.)
№ | Содержание программного материала | Кол -во часов | Дата Проведения | Планируемый результат | Средства обучения | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа |
I четверть - 8часов | |||||||
1 | Мониторинг | 1 | 4.09.23 | ||||
2 | Песня | 1 | 11.09.23 | Умеют различать и сравнивать характерные особенности звучания песен и танцев | компьютер, CD, Иллюстрации | Слушают песни совместно с педагогом. Просмотр танцев | Развитие двигательного и слухового восприятия |
3 | Танец | 1 | 18.09.23 | ||||
4 | Пропевание попевок с различной интонационной, Динамической окрашенностью (громче-тише) | 1 | 25.09.23 | Умеют пропевать в заданной тональности короткие фразы, произнося, слова нараспев. | Аудиозаписи с различными мелодиями, компьютер | Пропевают короткие фразы | Развитие слухового восприятия |
5 | Разучивание пляски «Сени, мои сени.» | 1 | 2.10.23 | Умеют передать с помощью выразительных движений сюжет игры | ТСО, аудиозапись, словесная инструкция | Выполняют движения в соответствии с сюжетом танца | Развивать воображение |
6 | Музыкально- ритмическая игра «Волк и заяц». | 1 | 9.10.23 | Умеют выполнять упражнения ритмично, под музыку | ТСО, аудиозапись, словесная инструкция | Выполняют движения в соответствии с сюжетом игры | Развивать воображение и общую моторику |
7 | Игры на ориентировку в пространстве "Верх- низ", "Что, где?» | 1 | 16.10.23 | Умеют ориентироваться в пространстве. | ТСО, аудиозапись | Выполняют заданное упражнение | Развивать воображение и общую моторику |
8 | Творческая работа | 1 | 23.10.23 |
Первое полугодие II четверть – 7 часов | |||||||
9-10 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами | 2 | 13.11.23 20.11.23 | Умеют ритмично воспроизводить заданный рисунок мелодии | ТСО, аудиозапись, словесная инструкция | Выполняют заданное упражнение | Развитие аудиального восприятия |
11 | Музыкальная игра «Руки - ноги-голова» | 1 | 27.11.23 | Умеют выполнять упражнения ритмично, под музыку | ТСО, аудиозапись, словесная инструкция | Выполняют движения в соответствии с сюжетом игры | Развитие общей и речевой моторики |
12 | Использование мимических и жестовых движений в связи с интонацией и музыкальным ритмом | 1 | 4.12.23 | Умеют передать с помощью выразительных движений сюжет игры | |||
13 | Творческая работа | 1 | 11.12.23 | ||||
14-15 | Выполняют движения в соответствии с сюжетом игры | 2 | 18.12.23 25.12.23 | С помощью учителя смогут исполнять знакомые песни под аккомпанемент | Компьютер, CD, аудиозаписи | Совместно с учителем исполняют песню | Развитие слухового и речевого восприятия |
III четверть - 10часов | |||||||
16-18 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | 3 | 15.01.24 22.01.24 29.01.24 | Умеют воспроизводить ритм и темп в соответствии с музыкальным сопровождением | ТСО, аудиозапись, словесная инструкция | Выполняют заданное упражнение | Развитие чувства ритма и темпа |
19-20 | Разучивание пляски | 2 | 5.02.24 12.02.24 | Умеют передать с помощью выразительных движений сюжет игры. | ТСО, аудиозапись. | Выполняют движения в соответствии с сюжетом потешки, | Развитие общей и речевой моторики. Развитие чувства ритма и темпа |
21-22 | «Куклы» | 2 | 19.02.24 26.02.24 | Принимать роль и воспроизводить характер героев | ТСО, аудиозапись, словесная инструкция. | Развитие чувства ритма и темпа | |
23-24 | Танец-игра «Мы пойдем налево» | 2 | 4.03.24 11.03.24 | Умеют передать с помощью выразительных движений сюжет игры. | ТСО, аудиозапись. | Выполняют движения в соответствии с сюжетом игры. | Развитие чувства ритма и темпа |
25 | Творческая работа | 1 | 18.03.24 | ||||
Второе полугодие IV четверть – 9 часов | |||||||
26 | Прослушивание и инсценирование аудиосказки «Курочка и петушок». | 1 | 8.04.24 | Умеют принимать на себя роль и артистично еѐ исполнять | ТСО, аудиозапись, словесная инструкция | Выполняют движения в соответствии с сюжетом игры | Развитие аудиального восприятия |
27 | Музыкально- ритмические движения. «Кати- лови». | 1 | 15.04.24 | Умеют выполнять упражнения ритмично, под музыку | ТСО, аудиозапись, словесная инструкция | Выполняют заданное упражнение | Развитие координации движений |
28-29 | Пляска «Два лягушонка» | 2 | 22.04.24 27.04.24 | Умеют выполнять упражнения ритмично, под музыку | ТСО, аудиозапись | Выполняют совместно с учителем. | Развитие аудиального восприятия |
30 | Творческая работа | 1 | 6.05.24 | ||||
31-32 | Музыкально- двигательные | 1 | 13.05.24 20.05.24 | Умеют выполнять упражнения | Выполняют совместно с | Развитие координации |
упражнения. Подражаем животным | ритмично, под музыку | учителем. | движений | ||||
33-34 | Игра «Прогулка под зонтиком» | 1 | 27.05.24 29.05.24 | ТСО, Аудиозапись. | Развитие слухового и речевого восприятия. |
Предметно-развивающая образовательная среда: Технические средства обучения.
- ноутбук;
- колонки;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, скалки, тренажѐры;
- детские шумовые музыкальные инструменты;
- аудио и видеозаписи;
- мягкие игрушки, костюмы; куклы, маски и т.д.
Ритмические упражнения и игры под музыку (видеотека).
- «Пальчики и ручки» - русская народная мелодия.
- «Игра с куклой» - муз. В. Карасѐвой.
- «Ловкие ручки» - муз. Е. Тиличеевой.
- «Ходим - бегаем» - муз. Е. Тиличеевой.
- «Мишка ходит в гости» - муз. М. Раухвергера.
- «Гуляем и пляшем» - муз. М. Раухвергера.
- «Мы флажки свои поднимем» - муз. Вилькорейской.
- «Пружинка» - русская народная мелодия.
- «Маленький танец» - муз. Н. Александровой.
- «Не выпустим» - русская народная плясовая «Полянка», обработка Н. Метлова.
- «Прощаться - здороваться» - чешская народная песня.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Музыка" включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные. Музыкальные инструменты: гитара, барабаны, бубны, маракасы, бубенцы, тарелки, ложки, трещетки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, компьютер, Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Музыка и движение":
- Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально- танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:
интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;
умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
- Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:
умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с тяжелой ,умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптиро...
Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" для 0 - 3 классов по ФГОС О с у/о для обучающихся с ТНМР (вариант II) на 2019 – 2020 учебный год
Программа составлена на основе: Программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛ...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 0 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2020 – 2021 учебный год
Программа составлена на основе: АООП образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).Программы образования учащихся с умеренной и тяже...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 1 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2021 – 2022 учебный год
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП образования обучающ...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...
Рабочие программы по учебному предмету "Музыка и движение"
Рабочая программа "Музыка и движение" 2 классРабочая программа "Музыка и движение" 3 классРабочая программа "Музыка и движение" 4 классРабочая программа "Музыка и дв...