Доклад по теме: «Знакомство с особенностями проведения русских народных праздников, как один из методов формирования творческой личности ребёнка с ОВЗ»
статья
Русская народная культура является богатейшим материалом для знакомства ребенка с миром искусства и традициями русского народа. Она способствует развитию речи, восприятия, мышления, воображения в процессе художественно-эстетического воспитания, а также умения видеть красоту и гармонию, формирует эстетическое восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2022-2023.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»
Доклад по теме: «Знакомство с особенностями проведения русских народных праздников, как один из методов формирования творческой личности ребёнка с ОВЗ»
Подготовила: Толстоухова Е.И., воспитатель 8 класса
2022-2023 учебный год
Русская народная культура является богатейшим материалом для знакомства ребенка с миром искусства и традициями русского народа. Она способствует развитию речи, восприятия, мышления, воображения в процессе художественно-эстетического воспитания, а также умения видеть красоту и гармонию, формирует эстетическое восприятие.
Одной из важнейших задач предлагаемой модели в области образования является формирование духовно-нравственного самосознания, основанного на национальных ценностях России, целенаправленной деятельности, на становлении патриотических чувств: любви к Родине, культуре, народу.
Выготский JI. C. отмечал, что «врастание в культуру ребенка с нарушением развития требует специально созданной культурной формы; для того чтобы осуществить культурное развитие дефективного ребенка, необходимы специальные способы, средства, условия, обеспечивающие его культурное развитие».
Народное искусство несет в себе многовековой опыт жизни народа, в основе которого стремление к красоте, к идеалам истины и добра. Ребенок, у которого формируется осознание своеобразия и уникальности отечественной культуры, впитывает ее самобытность. Образ окружающего ребенка мира наполнен прошлым и настоящим, а также представлениями о будущем.
Дети с проблемами психического развития включаются в социокультурные отношения уже на ранних этапах онтогенеза.
Взаимодействие ведет к развитию ребенка, от совместных взрослым форм поведения через подражание к самоконтролю поведения.
Овладение системой истинных ценностей национальной культуры способствует национальному самоопределению личности, действующей в конкретной этнокультурной среде, пробуждению и развитию национального самосознания.
Полноценное и достойное существование человека с психо-физическими особенностями в детском возрасте невозможно без включения его в социальные отношения, без поддержки становления его индивидуальности.
Задачи, которые я ставлю в работе, это прежде всего своевременное приобщение детей к народной культуре, способствующего всестороннему развитию школьников, воспитание у них патриотических чувств, знакомство с миром прекрасного, формирование художественного вкуса, эстетического восприятия, определение своего места в окружающем мире, особенно актуальны, когда речь идет об обучении и развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с интеллектуальной недостаточностью).
В этой связи содержание коррекционно-педагогического процесса определяется моделью работы по приобщению школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к русской традиционной культуре, что повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Предлагаемая модель направлена на реализацию основных линий развития личности ребенка: социально-нравственной, познавательной, художественно-эстетической, физической, - т. е. полноценное и всестороннее развитие, обеспечивая, таким образом, его социальную адаптацию.
Мною коррекционная работа проводится с учетом психофизических особенностей, характерных школьников с ОВЗ.
При этом я использую различные формы взаимодействия:
- совместную образовательную деятельность детей друг с другом (праздники, досуги, развлечения, игры, трудовая деятельность, просмотр мультфильмов);
- непосредственно организованную образовательную деятельность (НООД) (в форме педагогических ситуаций, дидактических игр, игр-занятий, игр-развлечений, проектных мастерских, масер-классы);
- самостоятельную деятельность детей (игры) под наблюдением взрослого.
Данная работа в целом ориентирована на компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и коррекцию вторичных недостатков, что, в свою с очередь, положительно отражается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.
Сохранение традиционной праздничной культуры.
Традиционная праздничная культура представляла собой яркую, живую, многообразную сторону жизни русских людей и являлась объединяющим началом для коллективного творчества. Активная роль в праздниках народного календаря или семейных торжествах отводилась детям. В настоящее время эта роль приобрела пассивный потребительский характер. Современные праздники зачастую не восполняют детского желания поиграть, быть центром внимания взрослых на больших торжествах.
С помощью поиска новых педагогических технологий и выстраивания системы работы по приобщению детей с ОВЗ русской традиционной культуре достигаются высокие показатели готовности воспитанников к обучению в школе.
Принцип дифференцированного подхода, в т. ч.:
- изучение склонностей, задатков, способностей каждого ребенка;
- работа корригирующей (исправляющей), инспирационной (воздействующей) функций.
Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты:
- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
- у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
- у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
- у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;
- развита эмоционально-волевая сфера;
- воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Доклад "Воспитание патриотизма и формирование творческой личности ребенка на уроках кубановедения"
Описание работы по воспитанию патриотизма и формированию творческой личности....
Доклад на тему: «Формирование творческой личности на уроках технологии»
Районная августовская секция учителей технологии...
Роль внеурочной деятельности в формировании творческой личности ребёнка
Во внеурочной деятельности формируются знания, которые человек умеет применять на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «проп...
Проект: «Нравственное воспитание- один из методов формирования личности»
laquo;Для воспитания детей нужен не великий ум, а больше сердце-способность к общению, к признанию равенства ...
Доклад на тему: «Формирование творческой личности на уроках технологии»
laquo;Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда...