Картотека пальчиковой гимнастики и подвижных игр по теме «Насекомые»
картотека
В картотеке представлены физкультминутки, пальчиковые игры, чистоговорки, подвижные игры необходимые при изучении материала по лексической теме «Насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_teme_nasekomye.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Насекомые».
В картотеке представлены физкультминутки, пальчиковые игры, чистоговорки, подвижные игры необходимые при изучении материала по лексической теме
«Насекомые».
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера (Взмахи перекрещенных кистями рук).
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек (На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца.)
И веселый мотылек,
Жук – жучок и стрекоза,
Как фонарики, глаза. («Колечки» - указательные и большие пальцы соединены.)
Пожужжали, полетали, (Взмахи перекрещенными кистями рук.)
От усталости упали. (Тихо кладут руки на стол.)
«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимать - разжимать пальцы в кулак.)
Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с
большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого
пальца правой руки).
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а
левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.)
«Майский жук»
Я веселый майский жук. (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец
развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
а зовут меня Жужу.
Не кусай комарик злой! (Сжать кулачок, указательный палец вперед
(«хоботок»).Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз - «лапки».)
Я уже бегу домой.
Пчела села на цветок, (Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.)
Пьет она душистый сок
«Жук»
На лужайке по ромашкам (Руки положить на стол ладонями вниз)
Жук летел в цветной рубашке; (Медленно сгибать и разгибать пальцы)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, (Развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону)
Низко, низко наклоняюсь. (Медленно наклонить руки вперед).
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
(Дети прижимают ладони друг к другу, разводят их в стороны, плавно машут ими.)
Полети на облачко. (Ставят руки на локти, делают круговые движения кистями.)
Там твои детки («Ходят» пальцами правой руки по левому предплечью.)
На березовой ветке. («Ходят» пальцами левой руки по правом предплечью.)
«Комар»
Дружно пальчики считаем (Сжимают и разжимают пальцы.)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, (Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем.)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (Прячут руки за спину.)
«Божьи коровки»
Божья коровка - (Дети машут руками)
Черная головка. (За голову хватаются)
Улети на небо, (Руки поднимают вверх)
Принеси нам хлеба. (Руки вперед)
Черного и белого (Ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (Пальчиком грозят)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут»
А за ним ходили детки. по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее
движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качаем руками (солнышко светит)).
А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке. («Паучки» ползают на голове).
Прилетела к нам вчера (Загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)
От усталости упали. (Уронить ладони на стол)
На ромашке – две букашки, (Руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять
пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела, (Пальцы одной руки в кулаке, круговые движения
Собирает мед она. указат. пальца – пчела жужжит)
***
Божья коровка, (Пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)
Полети на облачко.
Принеси нам осенью,
Что тебя попросим мы:
В огород – бобы, (Раскрывать пальцы, начиная с указательного)
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу.
Комар
Летит муха вокруг уха: жжж (Водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (Водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп! (Пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп! (Ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз (Зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая
ладошку)
Комарик
Не кусай, комарик злой! (Сжать кулачок, а указательный палец выдвинуть
вперед — «хоботок»)
Я уже бегу домой. (Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз
«лапки»)
Сороконожка
Вот бежит сороконожка (Пальцы правой руки щекочут левую ладонь в
направлении от кончиков пальцев до основания ладони)
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.
Стрекоза
Летит стрекоза,
Как горошины глаза. (Бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим
указательными пальцами показываем глаза стрекозы)
Вверх-вниз, (Сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)
взад-вперед, (Меняем направление бега)
Как прозрачный самолет. (Свободно бегаем).
Чистоговорки
За-за-за - прилетела стрекоза
Са-са-са - не дает нам спать оса
Ла-ла-ла - на цветке сидит пчела
Вей-вей-вей - травку тащит муравей
УК-ук-ук - проползает мимо жук.
Доскажи словечко
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная …..(пчела).
Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла.
Мёд готовит нам ……(пчела)!
Маленький трудяга в чаще
Дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи – друзья,
Выручайте …….(муравья)!
Мы в работе поминутно,
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий … (муравей)
Н. Шевляков
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её… (стрекоза)
Мы пошли гулять на луг,
а по лугу ползал….. (жук)
Крупенчук О.И.
Подвижные игры
«ПЧЁЛКИ И МУРАВЬИ»
На полу надо начертить два круга. Один круг – улей, другой круг – муравейник. С помощью считалки выбирается пасечник.
Пчѐлки в улье дружно жили,
Не болели, не тужили.
Пасечник им помогал.
От беды он их спасал.
Пасечник выбирает себе пчѐлок – примерно половину детей, и отводит их в «улей». Пчѐлки получают жѐлтые чашечки. Остальные дети становятся муравьями, они убегают в «муравейник».
Пасечник произносит:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пчѐлки, вам пора летать.
Ну – ка, пчѐлки, выбегайте,
За нектаром улетайте.
Пчѐлки оставляют свои чашечки в круге и улетают. В это время муравьи стараются утащить чашечки пчѐлок, а пасечник должен осалить муравьѐв. Если муравей осален. Он отдаѐт чашечку и убегает в муравейник. Когда музыка останавливается. Все пчѐлки возвращаются в улей, и все муравьи – в муравейник. Затем считают, сколько чашечек с медом осталось у пчѐлок, а сколько унесли муравьи.
«МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ»
Цель: развивать координацию движений, развитие речи. Ход игры. В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок – «медведь», дети - «пчелы». «Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее. Ведущий произносит: «Пчелы!» Дети - «пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать. Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!» «Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают». Взрослый говорит: Вот медведь идет, Ищет мишка мед! Из «берлоги» выходит ребенок - «мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Догоню, накаж-ж-жу! «Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него), становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал, и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведем».
«ШМЕЛЬ»
Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции. Инвентарь: резиновый или пластиковый мяч (диаметр 18—20 см). Ход игры. На игровой площадке играющие образуют круг. Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог дает мяч кому-либо из игроков. Мяч - это «шмель». Педагог читает:
«Шмель над морем пролетел и устал.
На клевер сел,
мед цветочный он попил
И набрался снова сил.
Вдруг ребята пробежали
и шмеля с цветка согнали.
На листочек шмель упал,
вслед ребятам прожужжал:
«Не обижайте вы меня,
Большого доброго шмеля!»
Играющие начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу. Игроки руками отбивают мяч («шмеля») от себя, стараясь осалить им другого игрока. Если кто-либо из играющих не успеет отбить мяч и будет им осален, то этот игрок считается «ужаленным». «Ужаленный» игрок не выбывает из игры, а поворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок. После этого игрок, который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален» вторым, поворачивается спиной к центру круга.
«ПЧЕЛЫ»
Цель: отработка длительного речевого выдоха. Автоматизация звука Ж. Ход игры: посредине комнаты отгораживается стульями улей. Все дети пчѐлы, один ребѐнок– медведь. Он прячется от пчѐл. Пчѐлы сидят в улье и хором говорят:
Пчѐлы в улье сидят
И в окошечко глядят.
Полететь все захотели,
Друг за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
С жужжанием разлетаются, машут маленькими крылышками. По сигналу «Медведь» пчѐлы летят к улью и не пропускают медведя. Если медведь убежал ни с чем, то он выбирает себе помощника и игра продолжается с двумя медведями.
«ПЧЕЛКИ И ЛАСТОЧКИ»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах. Ход игры. Играющие дети - «пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают): «Пчѐлы» (летая на поляне, напевают)
Пчѐлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка (сидит в своѐм гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчѐлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчѐл».) Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчѐлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.
«КОМАРЫ, ЛЯГУШКИ, ЦАПЛИ»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в ходьбе с высоким подниманием бедра, прыжках на двух ногах. Ход игры.
Вариант 1: Детям раздаются карточки: комары, лягушки, цапли. Под музыку дети выполняют движения: «комары» – летают, «лягушки» – прыгают, «цапли» – ходят, высоко поднимая колени. По сигналу «лягушки» – «цапли» приседают, а «лягушки» догоняют «комаров». По сигналу «цапли» – «комары» приседают, а «цапли» догоняют лягушек.
Вариант 2: Вместо голосового сигнала можно использовать сигнальные карты – лягушки, цапли.
«БАБОЧКИ»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании. Ход игры. Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "Бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого. Воспитатель продолжает: "На цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5– 6 минут.
Рекомендации по выполнению упражнений
Регулярность – самое главное условие для того, чтобы занятия пальчиковой гимнастикой давали положительный результат. Чтобы ребенок выполнял упражнение с интересом, продолжительность занятий рекомендовано сокращать до 5 минут.
Во время пальчиковой гимнастики внимание детей должно быть сконцентрировано непосредственно на самих упражнениях, поэтому лучше не проводить их сразу после подвижных игр.
Маленьким детям нравится повторять за взрослыми и во время таких многократных повторений у них работает умственная и физическая память. Именно поэтому пальчиковые игры рекомендованы для умственного, физического и эмоционального развития ребенка.
В лесу летают мотыльки,
Ползут жуки и червяки.
Природа – мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
Литература для дополнительного ознакомления:
Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, .А.Тимофеева, Л.С. Фурлина, 2-е изд., дораб. М.Просвещение, 1983, 224с. Патрикеев, А. Ю.
Летние подвижные игры для детей/А.Ю. Патрикеев.- М.: Феникс,2014. - 224 c. Ситник Б.А.
Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.: Суфлер, Феникс, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики
картотека...
Картотека пальчиковой гимнастики
по лексическим темам для детей с ЗПР...
Картотека пальчиковой гимнастики
Для развтия мелкой моторики рук...
Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и подвижные игры с музыкальным сопровождением в коррекции речевых патологий».
В статье даны рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики...
Картотека. Пальчиковая гимнастика
Игры с пальчиками стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию....
Картотека пальчиковой гимнастики
Картотека пальчиковой гимнастики...
Картотека пальчиковой гимнастики
Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр. Игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют мото...