Картотека пальчиковой гимнастики
картотека на тему

Гераськина Юлия Михайловна

по лексическим темам для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Осень………………………………………………………………………..3

Овощи………………………………………………………………………5

Фрукты……………………………………………………………………..6

Сад-огород…………………………………………………………………7

Ягоды………………………………………………………………………8

Грибы………………………………………………………………………9

Деревья…………………………………………………………………….10

Перелетные птицы………………………………………………………...11

Дикие животные…………………………………………………………..12

Человек. Части тела ………………………………………………………13

Зима……………………………………………………………………….14

Зимующие птицы…………………………………………………………15

Новый год…………………………………………………………………16

Одежда, обувь…………………………………………………………….18

Головные уборы………………………………………………………….19

Семья………………………………………………………………………20

Дом…………………………………………………………………………20

Мебель…………………………………………………………………….21

Игрушки…………………………………………………………………...22

День защитника Отечества………………………………………………23

Весна………………………………………………………………………24

Мамин праздник………………………………………………………….24

Профессии………………………………………………………………...25

Транспорт…………………………………………………………………26

Домашние животные…………………………………………………….28

Домашние птицы…………………………………………………………29

Посуда…………………………………………………………………….31

Продукты питания……………………………………………………….32

Хлеб………………………………………………………………………33

Рыбы………………………………………………………………………34

Цветы……………………………………………………………………..35

Насекомые…………………………………………………………………37

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26 «ЗВЕЗДОЧКА»

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Составила:

Учитель-дефектолог

Гераськина Ю.М.

КЛИН 2017г.

Осень

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибать пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

«Листопад»

Листопад, листопад!

Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:

Покачивая кистями из стороны в сторону,

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

*     *     *

Ветер по лесу летал

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовый

Вот рябиновый, резной,

Вот с березки-золотой;

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Встряхивают кистями рук.

*     *     *

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

  • Ох!

(один хлопок)

И ушёл. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.

«Засолим капусту»

Мы капусту рубим, рубим

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем, трем

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим, солим

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем, жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

*     *     *

«У Лариски - две редиски»

У Лариски - две редиски.

У Алешки - две картошки.

У Сережки - сорванца -

два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)

Фрукты

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальцы.

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

«Компот»

Будем мы варить компот,          

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,       

     Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

        Варим, варим мы компот.        

  Опять «варят» и «помешивают».

    Угостим честной народ.        

                                     Развести руки в стороны.

«Сливы»

Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт.

Разгибаем большой палец.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – «шалун»

Разгибаем мизинец.

Всё, всё съедает.

Сад – огород

«В сад за сливами пошли»
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)

Ягоды

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

*     *     *

С веток ягоды снимаю 
и в лукошко собираю.

("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.
Ягод - полное лукошко ! 
Я попробую немножко.

(щипотку поднести ко рту) 
Я поем ещё чуть - чуть - 
легче будет к дому путь! 
Я поем ещё малинки . 
Сколько ягодок в корзинке? 
Раз, два, три, четыре, пять… 

(загибаем пальчики)
Снова буду собирать !

*     *     *

Пальчик, пальчик-непоседа, 
где ты бегал, где обедал? 
Я с мизинцем ел малинку, 
с безымянным ел калинку, 
Ел со средним землянику, 
с указательным клубнику! 

(загибаем пальчики)

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 

Оттого и потолстел.


(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца )

«Грибы»

(массаж пальцев)

Топ - топ - пять шагов,

(идут на месте)

В туесочке пять грибов.

(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй - лисичка -

рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело.

Деревья

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчелок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют»

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.


«Есть у каждого свой дом»

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,              

  Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

Всем тепло уютно в нём.


 «Белка»

Дети проводят ворсом кисточки по ладошке

и повторяю слова за взрослым:
«Прыг-скок, прыг-скок
Я – белка в шубке меховой, 
Пушистый хвост – 
Помощник мой,
Он помогает мне скакать.

Везде успею побывать.
Прыг-скок, прыг-скок.

«На лужок»

Сгибают пальчики поочередно.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты,  дружок.

Человек. Части тела

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Пальчики»
Этот пальчик хочет спать. 
(Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит. 
(Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет,
 (Поднять левую руку и 
Утро ясное придет,
 распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать,
 (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!

«Пальчики»

Палец Толстый и Большой

 (Загибать пальцы на левой руке)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Зима

«Зимняя прогулка»

Загибают поочередно пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,
Я надену шарфик,
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые пушистые,
Крошки – рукавички
На ручки натяну.

Зимующие птицы

«Сорока»

Указательный палец правой руки делает
Круговые движения на левой ладони
Сорока – белобока,
Кашу варила
Деток кормила.

Поочередно, загибаем пальцы левой 
руки.

Этому дала,
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала
.

Поочередно, загибаем пальцы левой 
руки.

Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.


«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,             Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                   Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,                          Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!               Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зернышек.

(опять сжимают и разжимают кулачки)

Новый год

Наступает Новый год!

(хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики,

(поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики.

(фонарики)

Вот сверкают льдинки,

(сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки.

(легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет,

)пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет.

(трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать.

(загибаем пальчики по-очереди)


«Ёлочка»

Утром дети удивились,

(разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней

Ожидали, что угодно,

(сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,

(руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят,

(закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка

(хлопают в ладоши)

Пушистая в иголочках.

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились,

Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки всем принес.

«Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.


Одежда, обувь

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики.

«Новые кроссовки»

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(загибают по одному пальчику, начиная с  большого)

Будем там тихонько спать.

(укладывают ладони на стол)

Головные уборы

«Волшебные шапочки»

В шапочках желтых мы стали цыплята,

 Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.

В шапочках белых мы стали зайчата, 

Показывает заячьи ушки

В шапочках красных мы стали грибочки,

 Соединяет руки над головой.

В шапочках черных – черника на кочках, 

Присаживается на корточки.

В шапочках синих дождинками стали 

Встает, ставит руки на пояс.

И по дорожкам легко поскакали. 

Прыгает вперед на двух ногах

Семья

 «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Дом

«Домик»

Под грибом - шалашик-домик, 

(Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик. 

Мы тихонько постучим, 

(Постучать кулаком одной руки о

ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. 

(«Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, 

(Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем - дубовый стол. 

(Показываем стол)

Рядом - стул с высокой спинкой

 (Показываем стул)

На столе - тарелка с вилкой. 

(Ладонь левой руки направлена
вверх (тарелка), правая рука (вилка):

И блины горой стоят - 
Угощенье для ребят.

(ладонь направлена вниз,

четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны,

а большой прижат к ладони)

«Дом»

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
 (Руки перед глазами "окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла 
(Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
 (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)
Солнце было, 
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх. 

 

«Много мебели в квартире»

                     Раз, два, три, четыре,                     

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,          

Загибать пальчики, начиная с больших,

на каждое название мебели.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!        

  Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

 

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.


«Шарик»

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

День защитника Отечества

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

Весна. Мамин праздник

«Пришла весна»

Как на лугу, лугу,
По зеленому лугу
Разливается вода,
Расстилается трава,
Расстилается трава,
Трава шелковая
.


«Жаворонок»

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

«К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

                    Цветы красивые принесла!                    

    Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

                          И венок себе сплели!                            

   Пальчики двигаются, будто плетут венок.

«Мамин праздник»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца,

 сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок,

пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

«Что принес нам почтальон? »

Что принес нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

в бандероли - две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Транспорт

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

«Пароходик»

Пароходик в море был.                       

    Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.               

     Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»       

  Одновременно пошевелить большими пальцами.

«Машина»

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

«Лодочка»

Две ладони я прижму

И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

«Кораблик»

По реке плывет кораблик,

(ладони соединить лодочкой)

Он плывет издалека.

(выполнять волнообразные движения руками)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)

У них ушки на макушке

(сложить обе ладони к макушке)

У них длинные хвосты.

(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших


«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят,

 (Ладошки складываем,
Сейчас все котята по парам
 стоят: 

пальцы прижимаем друг к другу.)
Два толстых, два ловких, 

(Постукиваем соответствующими
Два длинных, два хитрых, 

пальцами друг о друга
Два маленьких самых 

(от большого к мизинцу).
И самых красивых.


«Лошадки»

Пальцы скачут по столу,
повторяя текст за взрослым:
 «чок-чок , чок-чок»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок


«Кролик»

Маленький кролик 

(Кисти прижать к голове, как ушки.)

С большими ушами,
Розовым носом, 

(Дотронуться до носа.)
Смешными усами. 

(Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе

 (Роем ноку.)
Сильными лапками

В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе 

("Чистим шёрстку".)

Или спит.

 (Руки кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит.

 (Шевелим "ушами".)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов.

 (Закрыть лицо ладонями.)

Домашние птицы

«Утята»

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко - громко запищал:

- Пи - пи - пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи… » - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)


«Смелые гуси»

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -

(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают)

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,               

  Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку,              

   Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять

имитирующие движения.

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

«Помощники»

1, 2, 3, 4,

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть - чуть - сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Продукты питания

«Мышка»

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

«Каша»

Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.

(«Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,

(В правой ладошке мешают указательным пальцем левой руки.)

По тарелке дадим.

Птичке-невеличке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Всём дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Хлеб

«Пироги»

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные?

(трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может,

(сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.

(при повторении массируют пальцы на другой руке)


«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

«Пирог»

Падал снег на порог.

 (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог. 

(Показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

 («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки

 (Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега — из муки

Рыбы

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, 

(Сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, 

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. 

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

 (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

 (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

 (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

«Хоровод среди цветов»

У ребенка в ладошках грецкий орех, 
круговыми движениями кистей
ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

Хоровод среди цветов,
Вокруг розовых кустов.
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод.


«Колокольчики»

Дети загибают пальчики на левой руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

Дети загибают пальчики на правой руке.
Сжимают и разгибают

Динь-динь, динь-динь
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динь-динь, динь- динь.


«Колокольчики»

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой

Круговые движения кистями.

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Повороты кистями вправо-влево,

Очень вежливы, а ты?

Ладони сверху опустить на стол.

 «Бутончик»

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

«Бабочка»

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

«Насекомые над лугом»

- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

- Зу - зу - зу, - комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

- Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики

Для развтия мелкой моторики рук...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа».Картотека бодрящей гимнастики.

В наше время гимнастика пробуждения после дневного сна прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.Пробуждение – является одним из важнейших моментов, спосо...

Картотека. Пальчиковая гимнастика

Игры с пальчиками стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию....

Картотека пальчиковой гимнастики

Картотека пальчиковой гимнастики...

Картотека пальчиковой гимнастики и подвижных игр по теме «Насекомые»

В картотеке представлены физкультминутки, пальчиковые игры, чистоговорки, подвижные игры необходимые при изучении материала по лексической теме «Насекомые»....

Картотека пальчиковой гимнастики

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр. Игры  способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют мото...