Экологический час: "Охрана окружающей среды"
методическая разработка (5 класс)

Макарова Светлана Юрьевна

Экологический час: "Охрана окружающей среды"

Экологическая викторина: "Знатоки природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekologiya.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Экологический час: «Охрана окружающей среды»

Развитие познавательной активности учащихся, интеллекта, расширение кругозора.

  • Воспитание  любви и бережного отношения к  живой природе.

 1слайд:

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 
(Л.Дайнеко)

1 слайд:

 Добрый день ребята! Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Ребята, как вы думаете, что такое окружающая среда(Ответы детей).

Окружающая среда - это всё, что окружает нас : моря, леса, горы, звери, птицы, насекомые, воздух и т. д. Природа - наш общий дом.

2 слайд:

Почему надо охранять природу(Ответы детей). Природе грозит опасность. А  можем ли  мы прожить без природы? Без воды, без солнца, без воздуха, без растений и животных? Конечно нет, поэтому надо охранять природу - наш огромный, общий дом. (Показ слайда - загрязнение окружающей среды).

Кто загрязняет нашу окружающую среду(Машины, заводы).

Для чего нужен чистый воздух? (Ответы детей).

Для чего нужна чистая вода? (Ответы детей).

Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей и садов

От загрязнения воды и воздуха страдает всё живое.

3 слайд:

Грязный воздух и грязная вода вредны для жизни человека и для всего живого на нашей планете Земля. Поэтому воздух и вода - наше главное богатство, надо беречь и охранять!

Земля - наш общий …(дом). Птице нужен воздух, рыбе нужна вода, зверю нужны лес, горы и степи, "а человеку нужна Родина" (М. Пришвин).

Ребята, любите и охраняйте природу, не ломайте деревья, не засоряйте реки, не обижайте животных и птиц.

4 слайд:

Сейчас мы проведем викторину “ Знатоки природы”. Именно она свела нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно ее знать.

5 слайд:

У нас будет с вами две команды:

«СЛЕДОПЫТЫ» и «ВСЕЗНАЙКИ»

И, как же без жюри…

Жюри:

6 слайд:

1.конкурс «Разминка»

Предлагается 15 вопросов, нужно как можно быстрее на них ответить. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы команде №1

  1. Как называется трава от 99 болезней. (зверобой)
  2. Сколько ног у паука? (восемь)
  3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (зрячими)
  4. Какие птицы выводят птенцов три раза в год? (воробьи, овсянки)
  5. Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
  6. Пингвин - птица или нет? (да)
  7. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  8. Какая ягода бывает красной, белой и чёрной? (смородина)

  1. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
  2. У какого дерева ствол белый? (береза)
  3. Какая птица выше всех летает? (орел)
  4. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
  5. Когда чаще всего бывает первая гроза? (в мае)
  6. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (она умирает)
  7. Какой зверь любит малину? (медведь)

Вопросы команде №2

  1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  2. Название, какого растения говорит, где оно растёт? (подорожник)
  3. Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)
  4. Кровожадный хищник наших лесов. (волк)
  5. Какой цветок лето начинает? (колокольчик)
  6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (дождём)
  7. Какая птица в мире самая большая? (страус)
  8. Животное, которое очень похоже на кошку. (рысь)
  9. Какая птица умеет говорить? (попугай)
  10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет там очень холодно)
  11. Дерево – символ России? (берёза)
  12. У кого самое плохое зрение? (крота)
  13. Она похожа на тетрадь в линию. (зебра)
  14. Какое животное хорошо бегает, прыгает ещё и боксирует? (кенгуру)
  15. Какое дерево весной дятла поит? /береза/

Молодцы ребята, вы много знаете раз смогли ответить на такое количество вопросов. Скажите, а где можно узнать об интересных растениях и животных? Да, это можно узнать в энциклопедиях.

7 слайд:

2.конкурс «Заморочки »

За правильный ответ можно набрать 3 балла

Отгадай с 1-й подсказки.

1. Костер

  1. Это служит защитой от хищников.
  2. Спасает от голода.
  3. Его разводят туристы и оленеводы.
  4. На нем можно кипятить воду и готовить еду.

2. Палатка

  1. Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.
  2. Помогает спрятаться от зверей и насекомых.
  3. Защищает от холода, ветра и дождя.
  4. Можно укрыться от знойного солнца.

3. Глобус

1. Предмет круглой формы, но в спортзале не используется.

2. Пестренький, крутится.

3. С помощью этого предмета можно путешествовать, не имея денег. Так и поступает его владелец.

4. Живет в кабинете географии.

4 Синий кит.

  1. Млекопитающее, рождает живых детенышей и вскармливает их молоком.
  2. Занесено в Красную книгу.
  3. К этим животным относятся: белуха, горбач, наврал, кашалот, касатки.
  4. Это самое большое животное, когда-либо существовавшее на земле.

5. Туризм

  1. Вид спорта.
  2. Бывает горный, водный, лыжный.
  3. Групповой поход.
  4. Вид путешествий, совершаемый для отдыха.

6. Река

  1. Водный поток значительных размеров.
  2. Можно ей любоваться.
  3. Имеет исток, устье.
  4. Бывает горная, равнинная.

8 слайд:

3. конкурс «Собери и расскажи пословицу»        

(Каждой команде раздаю по конверту, а в этом конверте три пословицы, которые вам надо собрать)

1 команда

Враг природы тот, кто леса не бережёт.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Рощи да леса - всему свету краса.

2 команда

Лес от ветра защищает, урожаю помогает.

Лес и вода - брат и сестра.

Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу

 

А пока ребята собирают пословицы, я поиграю с залом

Загадки

  1. Русская красавица, 
    Всем нам очень нравится. 
    Бела она, стройна, 
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал. 
    Год прошел – и деревцем 
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет: 
    Листья – звезды яркие, 
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет. 
    Круглые листочки, 
    Светлые цветочки. 
    Вкусен, сладок их нектар... 
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа).
  7. Что за дерево такое 
    Угощает снегирей? 
    Снег стоит, трещат морозы, 
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина).

Проверяем.

9. слайд:

4 конкурс:

  Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. 

(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

А пока команды работают, болельщикам предлагаем выполнить следующее задание

Игра с залом

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

10 слайд:

5. конкурс «Охрана природы».

А сейчас давайте вспомним правила поведения на природе.

Задание: Закончите предложение. Все вместе

1. Все редкие растения и животные занесены в ……………………………..

2. Не рвите цветы ……………………………………………….

3. Для питья используйте …………………………………………..

4. Не ломайте ……………………………………………………

5. Не засоряйте …………………………………………………

6. Не разрушайте …………………………………………………

11 слайд:. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый. 

Лист липы - липовый 

1 команда

Лист клёна – … 
Шишка ели – … 
Плод дуба – … 
Лист дуба – ….

2 команда


Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

Итог: Наша игра подошла к концу. Но всю жизнь человек учится и познает мир природы. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

А вы что запомнили с этого мероприятия? Подведение итогов.

1.конкурс «Разминка»

Предлагается 15 вопросов, нужно как можно быстрее на них ответить. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы команде №1

  1. Как называется трава от 99 болезней. (зверобой)
  2. Сколько ног у паука? (восемь)
  3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (зрячими)
  4. Какие птицы выводят птенцов три раза в год? (воробьи, овсянки)
  5. Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
  6. Пингвин - птица или нет? (да)
  7. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  8. Какая ягода бывает красной, белой и чёрной? (смородина)

  1. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
  2. У какого дерева ствол белый? (береза)
  3. Какая птица выше всех летает? (орел)
  4. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
  5. Когда чаще всего бывает первая гроза? (в мае)
  6. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (она умирает)
  7. Какой зверь любит малину? (медведь)

Вопросы команде №2

  1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  2. Название, какого растения говорит, где оно растёт? (подорожник)
  3. Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)
  4. Кровожадный хищник наших лесов. (волк)
  5. Какой цветок лето начинает? (колокольчик)
  6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (дождём)
  7. Какая птица в мире самая большая? (страус)
  8. Животное, которое очень похоже на кошку. (рысь)
  9. Какая птица умеет говорить? (попугай)
  10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет там очень холодно)
  11. Дерево – символ России? (берёза)
  12. У кого самое плохое зрение? (крота)
  13. Она похожа на тетрадь в линию. (зебра)
  14. Какое животное хорошо бегает, прыгает ещё и боксирует? (кенгуру)
  15. Какое дерево весной дятла поит? /береза/

Молодцы ребята, вы много знаете раз смогли ответить на такое количество вопросов. Скажите, а где можно узнать об интересных растениях и животных? Да, это можно узнать в энциклопедиях.

2.конкурс «Заморочки »

За правильный ответ можно набрать 3 балла

Отгадай с 1-й подсказки.

1. Костер

  1. Это служит защитой от хищников.
  2. Спасает от голода.
  3. Его разводят туристы и оленеводы.
  4. На нем можно кипятить воду и готовить еду.

2. Палатка

  1. Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.
  2. Помогает спрятаться от зверей и насекомых.
  3. Защищает от холода, ветра и дождя.
  4. Можно укрыться от знойного солнца.

3. Глобус

1. Предмет круглой формы, но в спортзале не используется.

2. Пестренький, крутится.

3. С помощью этого предмета можно путешествовать, не имея денег. Так и поступает его владелец.

4. Живет в кабинете географии.

4 Синий кит.

  1. Млекопитающее, рождает живых детенышей и вскармливает их молоком.
  2. Занесено в Красную книгу.
  3. К этим животным относятся: белуха, горбач, наврал, кашалот, касатки.
  4. Это самое большое животное, когда-либо существовавшее на земле.

5. Туризм

  1. Вид спорта.
  2. Бывает горный, водный, лыжный.
  3. Групповой поход.
  4. Вид путешествий, совершаемый для отдыха.

6. Река

  1. Водный поток значительных размеров.
  2. Можно ей любоваться.
  3. Имеет исток, устье.
  4. Бывает горная, равнинная.

3. конкурс «Собери и расскажи пословицу»

1 команда

Враг природы тот, кто леса не бережёт.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Рощи да леса - всему свету краса.

2 команда

Лес от ветра защищает, урожаю помогает.

Лес и вода - брат и сестра.

Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.

4. конкурс  Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. 

(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

5. конкурс «Охрана природы».

А сейчас давайте вспомним правила поведения на природе.

Задание: Закончите предложение.

1. Все редкие растения и животные занесены в ………Красную книгу……………………..

2. Не рвите цветы ……………………………………………….

3. Для питья используйте ……грунтовую воду……………………………………..

4. Не ломайте ……деревья………………………………………………

5. Не засоряйте ……не мусорите……………………………………………

6. Не разрушайте ……муравейники……………………………………………

Итог: Наша игра подошла к концу. Но всю жизнь человек учится и познает мир природы. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

А вы что запомнили с этого мероприятия? Подведение итогов.

Если останется время

Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый. 
Лист липы – … 
Лист клёна – … 
Шишка ели – … 
Плод дуба – … 
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

Враг природы тот, кто леса не бережёт.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Рощи да леса - всему свету краса.

2 команда

Лес от ветра защищает, урожаю помогает.

Лес и вода - брат и сестра.

Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу

СЛЕДОПЫТЫ

ВСЕЗНАЙКИ

1 конкурс «Разминка»

2 конкурс Заморочки»

3 конкурс «Собери пословицу»

4 конкурс «Составить слова»

5 конкурс «Правила природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана окружающей среды.

Раскрыли  величие  и  красоту  природы  как  источника   гражданских  чувств  и  творческой  деятельности;Развивали  эстетическое...

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды

Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды.  Турнир знатоков включает в себя три  конкурса:блиц - викторина; экологическая мельница;аукцион.и игры и викторины со зрителям...

Классный час, посвященный экологической тематике, в рамках Года охраны окружающей среды на тему: «Реальная угроза!»

Разработка классного часа предназначена для учащихся 7-9 классов. Главное –  это развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка.  Содержан...

Экологический проект : "Охрана окружающей среды"

В экологическом проекте  обозначены проблемы  и необходимость защиты окружающей среды....

Экологический час: "Охрана окружающей среды". Презентация

Экологический час: "Охрана окружающей среды". Презентация...

Тест "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"

Тест "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"...