Методика определения уровня владения коммуникативными навыками
учебно-методический материал

Яшина Яна Михайловна

Определение уровня владения детьми универсальными коммуникативными действиями, выявление качественных характеристик овладения не только речевыми, но и паралингвистическими средствами коммуникации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_opredeleniya_kommunikatsii.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

Цель методики – определение уровня владения детьми универсальными коммуникативными действиями, выявление качественных характеристик овладения не только речевыми, но и паралингвистическими средствами коммуникации.

        Оборудование: разрезные картинки (изображение поделено на фрагменты прямоугольной формы – 4, 6, 9 и 12 частей), образцы картинок (неразрезанные изображения), бланк фиксации результатов (протокол).

        Паре детей дается следующее задание: демонстрируется предметная картинка с изображением растения, птицы или животного, затем предлагается собрать такую же парную картинку (одну на двоих), разрезанную на несколько частей. Задания подбираются гибко, в соответствии с возможностями детей. Можно начать с разрезной картинки, состоящей из 4 частей прямоугольной формы. В том случае, если дети легко и быстро справляются с заданиями, то следующие задания они собирают из разрезных картинок без образца. Лучший результат достигается, когда сложность задания соответствует «зоне ближайшего развития» детей. Протоколируются высказывания детей, которыми они сопровождают свою совместную деятельность. Процедура повторяется несколько раз, чтобы можно было зафиксировать в бланке наличие или отсутствие в коммуникации детей действий, которые соответствуют перечню.

        Основные речевые и поведенческие действия в коммуникативной деятельности детей оцениваются по пятибалльной шкале. Баллы снимаются за проявление нежелательных средств коммуникации (использование грубых слов, обращение по фамилии или кличке, резкости, грубые выражения).

        Отсутствие нежелательных коммуникативных средств оценивается в 5 баллов. Одно отклонение от нормы в коммуникативной деятельности – 4 балла, два – 3 балла, три – 2 балла, четыре и более отклонений – 1 балл. Оценивается каждая группа коммуникативных действий. Общая оценка выводится как среднее арифметическое оценок по каждой группе умений. Полученные результаты ранжируются по уровням: высокий – 4,0 – 5,0 баллов; средний – 3,0 – 3,9 балла; низкий – ниже 3,0 балла.

        Для оценки особенностей сформированности коммуникативных действий в группе детей полезно найти средние показатели владения каждой группой организационными, перцептивными и оперативными умениями.

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

        Результаты работы фиксируются в протоколе.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ПРАВИЛА)

КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационные:

  1. Всегда думай о том, как ты выглядишь при разговоре, приятно ли смотреть на тебя собеседнику.
  2. Держаться надо свободно, непринужденно, но ровно. Сидеть, развалившись, неприлично.
  3. Не держи руки в карманах.
  4. Смотри собеседнику в глаза.
  5. Когда обращаешься к собеседнику, помни о вежливых словах: простите, разрешите, здравствуйте, спасибо, пожалуйста.
  6. Извинись, если ты должен вмешаться (в разговор).
  7. Обращаясь к товарищам, называй их по имени, обращаясь к взрослым, называй их по имени и отчеству.

Перцептивные:

  1. Умей внимательно слушать собеседника.
  2. Не торопись с ответом, прежде подумай, не обидишь ли товарища своим ответом.
  3. Невежливо не отвечать на приветствия и обращения к тебе.
  4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
  5. Если товарищ допустил ошибку, оплошность, не высмеивай его.
  6. Если ты сам допустил ошибку или сказал что-то неприятное, постарайся вовремя исправить ее.

Оперативные:

  1. Излагая свою мысль, будь приветлив, говори спокойно, прежде подумай, о чем будешь говорить.
  2. Говори, не торопясь, четко и ясно излагая свою мысль.
  3. Употребляй только те слова, которые тебе хорошо знакомы.
  4. Говори спокойно, не на повышенных тонах.
  5. Следи за лицом и жестами, не гримасничай, не размахивай руками.
  6. Приветливые слова, сказанные грубым тоном, перестают быть вежливыми.
  7. Никогда не употребляй грубых слов.

Протокол использования коммуникативных средств

Номера действий (имена)

Партнеры

1

2

Организационные действия

Кинематическая установка

Владение общепринятыми правилами организации контакта

Оценка

Перцептивные действия

Правильное восприятие информации

Владение правилами корректировки коммуникации, начала и окончания контакта

Оценка

Оперативные действия

Грамматика

Лексика

Звукопроизношение

Оценка

Уровень владения коммуникативными действиями

Оценка сформированности коммуникативных действий

по возрастным группам (в баллах)

2012-2013 уч.год

                                                                                                                                         Таблица

Классы

2 класс

3 класс

4 класс

Группы

коммуникативных

действий

Организационные  

Перцептивные

Оперативные

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Оценка и уровни сформированности коммуникативных действий

2,3

1,5

1,4

2,4

3,2

2,8

2,8

3,1

3,6

Общая оценка сформированности коммуникативных действий

1,7

2,8

3,1

Уровень владения коммуникативными действиями

Низкий

Низкий

Средний

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

Оценка сформированности коммуникативных действий

обучающихся 1 класса (в баллах)

2013-2015 уч.год

                                                                                                                                         Таблица

Класс

1 класс

2013-2014 уч.год

2 класс

2014-2015 уч.год

Группы

коммуникативных

действий

Организационные  

Перцептивные

Оперативные

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Оценка и уровни сформированности коммуникативных действий

2,3

1,5

1,4

2,4

3,2

2,8

Общая оценка сформированности коммуникативных действий

1,7

2,8

Уровень владения коммуникативными действиями

Низкий

Низкий

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

Общая оценка сформированности коммуникативных действий получена как среднее арифметическое оценок по каждой группе умений.

Среди учащихся класса отсутствуют дети, которые владеют средствами речевой коммуникации на высоком и среднем уровне.

Качественные показатели характеризуются в некоторых случаях незаинтересованностью в совместной деятельности, стремлении захватить весь стимульный материал.  В процессе выполнения заданий наблюдается истощаемость деятельности.

Низкий уровень отмечается у учащихся за два учебных года. Исходя из результатов (таблица) можно отметить, что общая оценка у учащихся  во 2 классе немного выше, чем в прошлом учебном году, но, несмотря на это по уровню владения коммуникативными действиями учащиеся  имеют низкий уровень.

        Исходя из результатов диагностики и наблюдений за детьми в процессе учебной деятельности можно сделать вывод, что развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся следует уделять особое внимание

Владение универсальными коммуникативными действиями

учащимися 1, 2 класса (в баллах) 2013-14 – 2-14-15 уч.год

Общая оценка сформированности коммуникативных действий получена как среднее арифметическое оценок по каждой группе умений.

Среди учащихся младших классов отсутствуют дети, которые владеют средствами речевой коммуникации на высоком уровне.

Средний уровень отмечен у учащихся 4 класса. Учащимся присущи многие коммуникативные действия. Однако качественные показатели характеризуются в некоторых случаях незаинтересованностью в совместной деятельности, стремлении захватить весь стимульный материал.  В процессе выполнения заданий наблюдается истощаемость деятельности.

Низкий уровень отмечается у учащихся 2,3 классов. Отличительной особенностью детей этих классов является негативизм и во многих случаях  недоброжелательное отношение  к остальным детям. Спонтанно возникали конфликтные ситуации и совместная деятельность распадалась.

Исходя из результатов (таблица) можно отметить, что общая оценка у учащихся 3 и 4 классов немного выше, чем у 2 класса, но, несмотря на это по уровню владения коммуникативными действиями учащиеся 2, 3 классов имеют низкий уровень.

Оценка сформированности коммуникативных действий

по возрастным группам (в баллах)

2010-2011 уч.год

                                                                                                                                         Таблица

Классы

1,2 класс

3 класс

4 класс

Группы

коммуникативных

действий

Организационные  

Перцептивные

Оперативные

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Оценка и уровни сформированности коммуникативных действий

2,1

1,6

1,1

2,6

3

2,5

3,9

3,6

3,2

Общая оценка сформированности коммуникативных действий

1,6

2,8

3,5

Уровень владения коммуникативными действиями

Низкий

Низкий

Средний

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

Общая оценка сформированности коммуникативных действий получена как среднее арифметическое оценок по каждой группе умений.

Среди учащихся младших классов отсутствуют дети, которые владеют средствами речевой коммуникации на высоком уровне.

Средний уровень отмечен у учащихся 4 класса. Качественные показатели характеризуются недостаточным самоконтролем при выполнении предложенного задания. Восприятие информации отличается торопливостью. В процессе выполнения заданий наблюдается истощаемость деятельности.

Низкий уровень отмечается у учащихся 1,2,3 классов. Отличительной особенностью детей этой группы является негативизм и во многих случаях устойчивая недоброжелательность по отношению к остальным детям. Спонтанное возникновение конфликтных ситуаций и как следствие этого в ряде случаев – распад совместной деятельности.

Исходя из результатов (таблица) можно отметить, что общая оценка у учащихся 3 класса немного выше, чем у 1,2 классов, но несмотря на это по уровню владения коммуникативными действиями все эти дети имеют низкий уровень.

Владение универсальными коммуникативными действиями

учащимися младших классов (в баллах) 2009-10 уч.год

Владение универсальными коммуникативными действиями

учащимися младших классов (в баллах) 2010-11 уч.год

Исходя из полученных результатов при помощи качественного анализа уровня овладения детьми коммуникативными действиями установлено, что наиболее несформированной является группа оперативных коммуникативных средств.

Таким образом, с целью адаптации детей с умственной отсталостью необходимо изменить его отношение посредством организованного общения, коррегировать нарушенные связи личности, эмоционально-волевую и поведенческую сферы, т.е. при коррекционной работе в условиях педагогического общения основным принципом должно быть формирование у ребенка положительного отношения к самой деятельности общения и другим людям и, прежде всего, к самим себе, как к субъектам общения.

Оценка сформированности коммуникативных действий

по возрастным группам (в баллах)

2012-2013 уч.год

                                                                                                                                         

Класс

2 класс

Группы

коммуникативных

действий

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Оценка и уровни сформированности коммуникативных действий

2,3

1,5

1,4

Общая оценка сформированности коммуникативных действий

1,7

Уровень владения коммуникативными действиями

Низкий

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

Общая оценка сформированности коммуникативных действий получена как среднее арифметическое оценок по каждой группе умений.

Среди учащихся класса отсутствуют дети, которые владеют средствами речевой коммуникации на высоком уровне.

Отличительной особенностью детей этих классов является негативизм и во многих случаях  недоброжелательное отношение  к остальным детям. Спонтанно возникали конфликтные ситуации и совместная деятельность распадалась.

По уровню владения коммуникативными действиями учащиеся 2 класса имеют низкий уровень.

Оценка сформированности коммуникативных действий

 (в баллах) 2013-2014 уч.год

                                                                                                                                         

Класс

3 класс

Группы

коммуникативных

действий

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Оценка и уровни сформированности коммуникативных действий

2,6

3

2,5

Общая оценка сформированности коммуникативных действий

2,8

Уровень владения коммуникативными действиями

Низкий

4,0 – 5 баллов – высокий уровень

3,0 – 3,9 – средний уровень

ниже 3 баллов – низкий уровень

В 2013-14 уч.году по итогам проведенной диагностики отмечается низкий уровень владения коммуникативными действиями. По сравнению с прошлым учебным годом результаты по основным параметрам коммуникационных действий выше.

 Но несмотря на это по уровню владения коммуникативными действиями (общая оценка) все эти дети имеют низкий уровень.

Владение универсальными коммуникативными действиями

учащимися младших классов (в баллах)

Владение универсальными коммуникативными действиями

учащимися младших классов (в баллах) 2010-11 уч.год

Исходя из полученных результатов при помощи качественного анализа уровня овладения детьми коммуникативными действиями установлено, что наиболее несформированной является группа оперативных коммуникативных средств.

Таким образом, с целью адаптации детей с умственной отсталостью необходимо изменить его отношение посредством организованного общения, коррегировать нарушенные связи личности, эмоционально-волевую и поведенческую сферы, т.е. при коррекционной работе в условиях педагогического общения основным принципом должно быть формирование у ребенка положительного отношения к самой деятельности общения и другим людям и, прежде всего, к самим себе, как к субъектам общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на определения уровня владения английским языком.

Тест на определения уровня владения английским языком. Ответы прилагаются....

Тест на определения уровня владения английским языком.

Тест на определения уровня владения английским языком. Ответы прилагаются....

Тест на определение уровня владения языком.

Данный тест поможет определить каким уровнем языка владеет учащийся....

Диагностический тест для определения уровня владения английским языком учеников 5 класса.

Этот диагностический тест был разработан для определения уровня владения английским языком учеников 5 класса. В результате тестирования учащиеся были поделены на три группы соответсвенно своему уровню...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...

Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...

Диагностическая работа для учащихся 4-ых классов на определения уровня владения знаниями страноведческого материала.

Данный диагностический срез направлен на определение уровня владения знаниями страноведческого материала. На основе ФГОС НОО были разработаны критерии оценки уровней владения знаниями страноведческого...