Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" с КТП для обучающихся индивидуально на дому 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_s_ktp_.docx | 70.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметной области "Окружающий мир" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в программе: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Общая характеристика предмета
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Окружающий и природный мир» в соответствии учебным планом ГКОУ С(К)Ш на 2023/2024 учебный год рассчитана на 33 часа в год, 1 раза в неделю (исходя из 34 учебных недель в год)
Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
Раздел "Растительный мир":
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Раздел "Животный мир".
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание(различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времѐн года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна)
- представления о временах года, характерных признаках времѐн года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
- расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.);
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
- умение различать части суток, дни недели.
Название раздела | Количество часов по четвертям | Проведено за год | ||||
I ч | II ч | III ч | VI ч | |||
1 | Мониторинг | 1 | - | - | - | 1 час |
2 | Растительный мир | 2 | - | - | 2 | 4 часа |
3 | Животный мир | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 часов |
4 | Объекты природы | - | 2 | 6 | - | 8 часов |
5 | Временные представления | - | 2 | 2 | 2 | 6 часов |
6 | Тестирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 часа |
Итого: | 8 часов | 8 часов | 11часов | 6 часов | 33 часа |
№ | Содержание программного материала | Кол- во часо в | Дата проведения | Планируемый результат | Средства обучения | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа |
I четверть - 8 часов | |||||||
1 | Мониторинг | 1 | 6.09.23 | ||||
2 | Фрукты - Овощи | 1 | 13.09.23 | Может различать и называть фрукты – овощи | Раскраски, наглядный материал | Узнавание (различение) фруктов - овощей по внешнему виду (вкусу, запаху) | Развитие общей и мелкой моторики |
3 | Ягоды | 1 | 20.09.23 | Может различать и называть ягоды | Карточки, наглядный материал | Узнавание (различение) ягод | Развитие общей и мелкой моторики |
4-5 | Представление о домашних животных | 2 | 27.09.23 4.10.23 | Имеет представления кто такие животные? Строение животного. Сходства и различия | Картинки, презентация | Идентифицируют животных. Знают их строение. Сравнивают животных. Находят сходства. Рассматривают картинки с животными. Смотрят фильмы о животных. Называют, идентифицируют животных и их детенышей. Знают их внешние признаки. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности питания и ухода за животными. Определяют значение животных в жизни человека | Развитие зрительного и слухового восприятия |
6-7 | Представление о диких животных | 2 | 11.10.23 18.10.23 | ||||
8 | Тестирование | 1 | 25.10.23 | ||||
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Окружающий природный мир» на 2023-2024 уч.год (33 часа)
II четверть - 8 часов | |||||||
9-11 | Домашние птицы | 3 | 8.11.23 15.11.23 22.11.23 | Имеет представление кто такие домашние птицы и их внешние признаки | Картинки, презентация | Идентифицируют птиц. Знают их внешние признаки. Сравнивают птиц. Находят сходства и различия. Смотрят фильмы о птицах. Называют, идентифицируют домашних птиц и их птенцов. Знают их строение. Сравнивают птиц. Находят сходства и различия. Знают особенности питания и ухода за домашними птицами. Наблюдают за ними на птицеферме. Определяют значение домашних птиц в жизни человека | Развитие мелкой моторики и зрительного и слухового восприятия |
12-13 | Представление о лесе, луге | 2 | 29.11.23 6.12.23 | Имеет представление что такое лес, луг | Презентация | Рассматривают картинки. Называют, идентифицируют и сравнивают объекты природы: луг и лес. Определяют их значение в жизни человека. Знакомятся с объектами природы во время экскурсии | Развитие мелкой моторики и зрительного и слухового восприятия |
14 | Тестирование | 1 | 13.12.23 | ||||
15-16 | Представление о сезонных явлениях природы | 2 | 20.12.23 27.12.23 | Узнает сезонные явления природы | Наблюдения | Определяют сезонные явления природы (дождь, гроза, радуга). Наблюдают их | Развитие зрительного и слухового восприятия |
III четверть - 11 часов | |||||||
17-18 | Представление о воде | 2 | 10.01.24 17.01.24 | Имеет представления о объектах природы | Раскраски, иллюстрации по теме | Называют, идентифицируют и сравнивают объекты природы: воду и огонь. Определяют их значение в жизни человека. Наблюдают за объектами природы во время Экскурсии | Развитие зрительного и слухового восприятия |
19-20 | Представление об огне | 2 | 24.01.24 31.01.24 | ||||
21-22 | Экскурсия в парк, набережная | 2 | 7.02.24 14.02.24 |
23-24 | Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь) | 2 | 21.02.24 28.02.24 | Имеет представления о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса Внешний вид. Строение. Образ жизни. Питание. Детеныши | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | Рассматривают картинки с изображением животных. Смотрят фильмы о животных Называют, идентифицируют животных и их детенышей. Знают их строение. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни. Наблюдают за животными при посещении зоопарка | Развитие мелкой моторики и зрительного и слухового восприятия |
25 | Тестирование | 1 | 6.03.24 | ||||
26-27 | Узнавание (различение) месяцев | 2 | 13.03.24 20.03.24 | Понятие «месяц». Названия месяцев | Раскраски, иллюстрации по теме | Узнают и различают месяцы по их признакам, называют их, знают порядок следования месяцев в году | Развитие зрительного и слухового восприятия |
IV четверть - 6 часов | |||||||
28 | Растения | 1 | 3.04.24 | Узнает ягоды, грибы, травянистые растения | Презентация Картинки | Называют, сравнивают и различают ягоду, грибы, травянистые растения | Развитие зрительного и слухового восприятия |
29 | Представления о грибах | 1 | 10.04.24 | ||||
30-31 | Часы | 2 | 17.04.24 24.04.24 | Имеет представление о часах | Часы | Знакомятся с часами. Называют цифры | |
32 | Тестирование | 1 | 15.05.24 | ||||
33 | Представление о насекомых | 1 | 22.05.24 | Имеет представления о насекомых. Строение насекомых. Внешние признаки | Презентация | Идентифицируют насекомых. Знают их строение. Сравнивают насекомых. Находят сходства и различия |
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Детские книги, раскраски;
- Презентации по темам разработанные учителем
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
- Конструкторы пластмассовые и деревянные;
- Настольно-печатные игры
- Ноутбук
- Презентации
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица.
При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть разбит учебный огород и (или) поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с растениями способствуют нормализации эмоционального состояния обучающихся в процессе их непосредственного контакта с живой природой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Окружающий природный мир":
- Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые);
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
- Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).
- Элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года; представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней
недели, месяцев в году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир»
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир " для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития для уче...
Рабочая программа по премету окружающий природный мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету: окружающий социальный мир обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-заочной ф...
Рабочая программа по предмету окружающий природный мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету : окружающий природный мир обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-за...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС общего образования для обучающихся с уме...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...