Презентация "Развитие мышления у детей с РАС в условиях ресурсной группы"
презентация к уроку
Развитие мышления у детей с РАС в условиях ресурсной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_razvitie_myshleniya_u_detey_s_ras_szhataya.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При формировании коррекционного плана развития мышления у детей с РАС необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности, специфичные для детей с данным диагнозом, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. Возрастная периодизация развития нормотипичных детей в процессе онтогенеза подразумевает следующие стадии развития мышления: - наглядно-действенное; - н аглядно - образное; - словесно-логическое.
Причины по которым дети с РАС чаще НЕ демонстрируют соответствие этим возрастным критериям в процессе диагностики: Особенности восприятия (нарушение сенсорной интеграции) Особенности мышления (сложности произвольного обучения, трудности переноса навыков из одной ситуации в другую) Трудности коммуникации / невозможность вербальной коммуникации
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка для: Формирования системы поощрений Адаптации учебного материала Выбора образовательной программы Поощряющие стимулы для каждого ребенка разные. Это то, что может замотивировать ребенка выполнять обучающие задачи.
Поощрение с помощью жетонной системы По мере выполнения заданий, ребенок получает жетоны. Когда собирает все жетоны, то получает поощрение .
Схема «сначала-потом» В ячейку «сначала» размещается карточка с видом задания для ребенка. В ячейку «потом» размещается карточка с изображением приятного вида деятельности для ребенка.
С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка мы можем формировать наиболее продуктивную обучающую среду. Например, ребенок с мутизмом , но с хорошо развитым зрительным каналом восприятия будет лучше развиваться, если в его обучающей среде будет много визуальной опоры и карточки PECS для коммуникации.
Особенности детей с РАС, которые необходимо учитывать при коррекционно-развивающей работе по развитию мышления. с енсорная гипер - и гипочувствительность, спонтанное переключение внимания, зашумленные каналы профилактика сенсорных перегрузок, необходимо отслеживать моменты перегрузок и ослаблять раздражающее воздействие вовремя создание сенсорно дружественной среды с минимальным количеством отвлекающих стимулов дозирование информации на разные анализаторы
гиперфокус внимания, сосредоточение на деталях, повышение тревожности при переменах в рутинном укладе, трудности в переключении, специфичность интересов Во взаимодействии с ребенком важно: использование визуального расписание помощь в формировании причинно-следственных связей предупреждение ребенка о предстоящих событиях избегание непредсказуемости, с условием постепенного развития способности принимать изменения. подбор дидактического материала с учетом специфических интересов ребенка
сниженное восприятие невербальных символов, трудности слухового восприятия длинной словесной инструкции, буквальное восприятие слов без понимания переносных значений. Во взаимодействии с ребенком важно: и спользование простых четких инструкций использование эффективных способов коммуникации, доступных ребенку выявление нежелательного поведения, используемого ребенком, как средство коммуникации (например: у ребенка, которого научили просить что-либо карточкой / жестом / речью снизилась аутоагрессия
Особенности мышления детей с РАС трудности обобщения; затруднения в установлении причинно-следственных связей; сложности переноса навыков из одной ситуации в другую; нецеленаправленность ; сложности произвольного обучения; трудности в понимании ситуации во времени; трудности понимания хода мыслей других людей; непоследовательность в суждениях; преобладание вербально-логического мышления над наглядно действенным у людей с синдромом Аспергера; конкретность и буквальность мышления.
Игры и упражнения, направленные на развитие таких функций процесса мышления, как Анализ Синтез Обобщение Сравнение Классификация
«Обведи контур». Развитие наглядно-действенного мышления. Важно помнить: трудности, связанные с развитием мелкой моторики, могут усложнить ребенку задачу. Задача: повторить узор из левого поля в правом поле.
«Четвертый лишний». Развитие функций анализа и синтеза. Задача: исключить лишний предмет / понятие из множества, в котором три из них объединены общим признаком. Задание может отличаться по степени трудности, в зависимости от уровня развития ребенка. Важен индивидуальный подход при выборе дидактического материала. Ребенок, не владеющий понятиями «большой / маленький» не справиться с заданием 2. Задание 1. Задание 2.
«Четвертый лишний». Задание 3. Задание 4.
Классификация предметов на группы. Развитие функции обобщения и классификации. Задача: разделение предметов на группы, объединённые общим признаком (еда, животные, транспорт, фрукты, овощи и тп .). Сложность регулируется количеством групп для классификации.
Классификация предметов на группы. Использование специфических интересов, характерных для детей с РАС, в обучении и развитии.
Понятия «один», «много». Развитие функции сравнения. Задача: различать множество от одного. Помимо использования уже готовых изображений рекомендуется предлагать детям раскладывать предметы по принципу «один-много». Например, разложить камушки по корзинкам.
Представление о величине предметов. Развитие функции сравнения предметов по величине. Задача: ребенок дифференцирует предметы по признаку величины из двух (большой / маленький), трех (большой / средний / маленький), четыре и более (самый большой / самый маленький).
Сюжетные картинки. Формирование и развитие причинно- следственных представлений. Задача: установление причинно-следственных связей сюжетных картинок. При доступности вербальной коммуникации педагог предлагает ответить на вопросы, связанные с пониманием сюжета и причинно-следственных связей. В случае отсутствия вербальной коммуникации задача ребенка разложить картинки в хронологическом порядке, в то время, как педагог комментирует действия ребенка и вербализирует сюжет.
7. Понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «одинаковые». Развитие функции сравнения. Задача: сравнительный анализ признаков предметов связанных с размерами. Больше-меньше Выше-ниже
Понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «одинаковые». Шире-уже Длиннее-короче
Простые аналогии. Развитие установления логических связей и отношений между понятиями. Задача: по аналогии с образцом подобрать картинки, которые будут также относиться друг к другу, как и картинки в образце.
«Волшебный мешочек» Развитие ассоциативно-образного мышления. Задача: ребенок отыскивает предметы на ощупь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:" Игры на развитие мышления детей, используемые в домашних условиях.
В консультации даны игры на развитие мышления детей дошкольного возраста, которые можно использовать в домашних условиях....
Сценарий утренника «Осень в гости просим» (ресурсная группа)
Сценарий осеннего утренника для детей с ОВЗ...
Сценарий утренника «Новый год у ворот» (ресурсная группа)
Новогодний праздник для детей с ОВЗ...
Сценарий утренника «Новогодняя сказка» (ресурсная группа)
Новогодний праздник для детей с ОВЗ...
Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)
В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....
Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»
laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...
Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.(из опыта работы)
В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся...