«Гарденотерапия - как психосоциальная реабилитация детей с ОВЗ»
статья
Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет его использовать при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств для улучшения психоэмоционального состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_gardenoterapii.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Гарденотерапия - как психосоциальная реабилитация детей с интеллектуальным нарушением в развитии»
Составила: Г. А. Черноокая,
педагог дополнительного образования Горковской МС(К)ОШИ
Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет его использовать при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств для улучшения психоэмоционального состояния.
Цель данного направления: улучшение физического и психического состояния учащихся с ОВЗ.
Задачи:
- развитие познавательной активности;
- коррекция эмоциональной сферы;
- расширение функциональных возможностей кистей рук;
- привитие трудолюбия;
- воспитание бережного отношения к природе.
Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.
В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.
В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Дети учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям.
В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Дети начинают понимать, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.
В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц, пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние
Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка с природой, как процесс постоянного сопереживания, соучастия. На занятиях дети знакомятся с различными видами семян и цветов.
На занятиях гарденотерапией учащиеся:
- знакомятся с различными видами семян и растений;
- учатся различать обычные и декоративные сорта;
- сажают, наблюдают за ростом и развитием растений;
- зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты;
- учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми;
- узнают о многообразии форм и цвета плодов растений;
- узнают о правилах и условиях сбора плодов;
- расширяют знания о растительном мире;
- получат навыки ухода и содержания комнатных растений, условия, необходимые для их содержания;
- учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характеры своих героев.
В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.
Возможность вырастить новое растение придаёт ребёнку надежду и веру в хорошее. Появляется мотивация к дальнейшей деятельности. Здоровый рост растений повышает самооценку. Наблюдая за ростом своего цветка, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Учится быть терпеливым и внимательным, заботливым и трудолюбивым.
В рамках агротехнологического направления в Горковской МС(К)ОШИ ведутся часы внеурочной деятельности «Мое растеньице» для учащихся 2-7 классов. Реализуются следующие мини-проекты: «Флорариум - цветочная композиция за стеклом», «Гурман – фиолетовый картофель», «Ампельная земляника», экологическая тропа «Друзья природы», «Вырастим голубую ель», «Розовое чудо на Ямале (цикломен)».
Обучение по данным программам позволяет подготовить школьников по основным вопросам сельскохозяйственного производства. Также одной из основных целей реализации данного проекта является формирование экологического мышления у воспитанников с ОВЗ. Когда за озеленение берутся дети, то этот процесс приобретает природоохранительный, воспитательный характер. Воспитанник, посадивший растение и заботливо ухаживающий за ним на протяжении школьного периода (учебного процесса) или сезона, уже вряд ли сможет равнодушно относится к тому, что вырастил сам. Именно с этого начинается формирование экологического воспитания и повышается общая экологическая культура учащихся, в результате организации данного вида деятельности проявляет себя и гарденотерапевтический эффект.
На пришкольном участке выращиваются различные овощные культуры и цветочно-декоративные растения. Ведутся сезонные работы по уходу, размножению и обновлению видового состава растений. Ежегодно в рамках данной деятельности проводится эксперимент, суть данного эксперимента заключается в следующем: выбирается новый сорт овощной культуры (белый баклажан, дайкон, черный томат «Мавр», огурец «Китайский змей», длина которого составила 57 см., микрозелень и т.д.), ведется его сопровождение, отслеживаются особенности произрастания данного овоща в условиях Крайнего Севера. При удачном эксперименте данная овощная культура выращивается в последующие годы.
В рамках агротехнологического направления каждый год проводятся акции «Весенние хлопоты» и «Осенние хлопоты», целью которых является приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду, привитию умений и навыков по выращиванию, уходу, сбору и хранению урожая.
Результаты деятельности:
- на школьном уровне: подарки комнатных растений ко Дню Учителя, Дню пожилого человека, к Международному дню 8 марта:
- на уровне поселения: организация и проведение акций «Поможем совету ветеранов», «Поможем в строительстве воскресной школы» 2015 год, «Поможем воскресной школе» 2016 год. Цветы в подарок на открытие музыкальной школы, детского сада «Северяночка», для воскресной школы, акция «Принеси улыбку в дом» подарочные наборы рассады в День защиты детей для категории пенсионеров «Дети войны» 2016 год, ежегодное участие в ярмарке ко Дню села;
- на уровне района: участие в Обской ярмарке, так же ученики школы, уезжая на летние каникулы, везут комнатные растения, которые вырастили сами, домой в подарок родным;
- фото отчёты на школьном сайте, на страницах мессенджерах, статьи в районной газете «Северная панорама».
На сегодняшний день мы мечтаем о тепличном комплексе круглогодичного использования.
Это солнечный биовегетарий разновидность теплицы нового поколения со своими конструктивными особенностями для круглогодичного (365 дней в году) выращивания овощей, зелени, фруктов и ягод исключительного качества.
Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально-волевую сферу. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного соучастия, эмпатии.
Ожидаемые результаты программы:
- Эмоциональная готовность - восприимчивость к миру природы, эмоционально-положительное отношение к ее объектам.
- Деловая готовность – возможность реализовать свои знания в социально-бытовых ситуациях.
- Интеллектуальная готовность - определенный уровень информированности детей.
- Осознание себя как носителя экологической культуры.
Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье. Кроме того, ребенок получает заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко, - арома - и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции детей с ограниченными возможностями.
Источники информации:
1. Фото школьного архива.
2. Любовь к природе воспитываем с детства: - С.Н. Николаева. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004.
3. Природа и мы. Методические рекомендации. – С.Г. Шевченко: - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.
4. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – Н.Ф. Виноградова. – М 22., «Просвещение», 1978.
5. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: – Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.: Теревинф, 1997.-341.
7. Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая Терапия: Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Ирк. гос. ун-та, 2006.
8. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. М.: Юрайт. 2019. 343 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методических приёмов психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в классном часе «Старт в будущее»
Анализ классного часа по применению приёмов психолого-педагогической реабилитации дедей с ОВЗ....
Презентация на тему"Реабилитация детей с нарушением интеллекта"
Презентация "Реабилитация детей с нарушением интеллекта" предназначена для специалистов коррекционных школ. Может быть использована на педагогических советах, заседониях ПМПК....
Моделирование социальной адаптации и реабилитации детей из соц.учреждений
В развитии любого ребенка можно выделить два направления - социализация и индивидуализация. Данное моделирование поможет планировать карты индивидуальной реабилитации....
Использование элементов гарденотерапии в реабилитации детей с ОВР
Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями.Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личн...
Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.
Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...
Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"
Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...
Статья Психосоциальное развитие детей и подростков
В статье рассматриваются задачи психосоциального развития детей и подростков,психолого-педагогические требования к обучению,поведению и общению учащегося, формы учета возрастных задач развит...