"Формирование БУД на уроках чтения".
статья (5, 6, 7 класс)

В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у обучающихся. При этом на начальных этапах обучения особое внимание должно уделяться формированию базовых регулятивных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_bud_na_urokah_chteniya.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование БУД на уроках чтения".


    Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

     Умение учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1)познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции.

     Существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора является умение учиться.

     Направление современной системы образования – это формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

     В чём заключается роль учителя в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. 

      В школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
     Большинству из учителей предстоит  перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

      Важнейшая задача современной системы образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

      Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса.

      В составе основных видов БУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) Личностный;

2) Регулятивный;

3) Познавательный;

4) Коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Можно выделить три вида личностных действий:

- самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание;

-планирование;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

-саморегуляция.

Познавательные действия включает:

-общеучебные;

-логические;

-постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия:

-планирование учебного сотрудничества;

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнёра;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные БУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Личностные БУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

      Формирование личностных универсальных учебных действий школьников на основе литературных произведений позволяет повышать уровень нравственного развития учащихся, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Это путь к сознательному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, достижение ими нового опыта, подготовка к деятельности в новых условиях

Познавательные БУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные БУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

      Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

      Урок литературного чтения – урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Поэтому, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. Учащегося необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его.

       «Литературное чтение» — это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме. В современном обществе  роль художественной литературы и искусства с подлинно духовно-нравственными ценностями, воспитывающими в человеке человека, значительно возрастает. Равным образом возрастает и роль гуманитарных школьных предметов с художественно-эстетической и духовно-нравственной направленностью.

      Особенности курса литературного чтения определяют его ключевые направления:

  • формирование навыков сознательного, правильного и выразительного чтения; чтения вслух и про себя; развитие коммуникативно-речевых умений на текстовой основе, связывающей уроки русского языка и литературного чтения;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям; формирование у них нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру через чтение подлинно художественных классических произведений.
  • введение учащихся в мир большой литературы, формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, разнообразных по жанру и тематике, расширяющих кругозор юных читателей и формирующих познавательные интересы школьников.

      Произведения курса представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Знакомясь с произведениями, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями: как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, гордость.       Учебники «Литературное чтение» содержат произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных учебных действий начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом, когда произведение предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.   Произведения, изучаемые в школе, не должны быть лишены самых важных переживаний доступных юным читателям в детские годы, а именно возможности постепенно – сравнивая, испытывая, отграничивая свою личность – учиться видеть самих себя. Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний.    Произведения курса как бы выманивают из этого запаса те или иные образы, воскрешают их, актуализируют, по- новому структурируют, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя и выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами.

      Урок развивающего обучения имеет постоянную психологическую структуру. Такой урок начинается с особой ситуации – установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности. Учитель «как бы» протягивает руку каждому из учеников и приглашает к сотрудничеству, к диалогу.

      Для того, чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, учитель часто прибегает к созданию особой проблемной ситуации, он интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, значит, «уловить авторский замысел».

      Проблемную ситуацию можно создать с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования. Выбор текста крайне важен, поскольку в нем должна быть спрятана какая-то загадка, интересная авторская задумка, идея, которую хочется понять, разгадать, которая приводит читателей к размышлению, к диалогу с автором и собеседниками.

      Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока текст требует вступления учеников в особые диалоговые отношения. Сложность диалога на уроках литературного чтения заключается в наличии между собеседниками персоны автора, которая как бы незримо будет присутствовать во время обсуждения, открытия новых авторских приемов…       Автор – то важное лицо, без которого невозможен диалог с читателем. Если ученикам хочется узнать смысл заявленного произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться к их решению. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.

      На этом этапе учителю необходимо организовать учебные действия детей по анализу и интерпретации литературного произведения, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы. Формы работы на уроке могут быть разнообразны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная. Учитель должен быть предельно внимателен к тем высказываниям детей, которые последуют после чтения текста, к гипотезам, высказываемым учениками по желанию. Все эти детские открытия обязательно фиксируются на классной или интерактивной доске в виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске.

      Что же может стать кульминационным моментом урока? Разгадка замысла…

      Максимальное приближение к авторскому замыслу, осознание особой точки зрения – это и есть открытие нового понимания художественного произведения, новых способов исследования творческой мастерской писателей и поэтов. Это разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. В такой момент можно услышать эмоциональные отклики читателей, ощутить изменения во внутреннем мире, сопряженные с пониманием авторских интонаций, оттенков смысла. На данном этапе учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в этом произведении, почувствовал ли красоту авторского слова.

      Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Некая завершенность в рассуждениях. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.

      Очень важно подчеркнуть значение коммуникативной деятельности учителя, который вне зависимости от изучаемого предмета может сказать ученику: «Молодец!» или: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот момент и происходит формирование личностных БУД, т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему.

      Таким образом, предмет «Чтение» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

      Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

      Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

      Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от самого учителя большой любви к литературе и чтению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ДОКЛАД на научно-практическойконференции  Тема: Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших ш...

Возможности внеклассного чтения для формирования УУД на уроках английского языка

Доклад для выступления на районном методическом объединении...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения слоговым чтением

В работе говорится о трудностях, которые могут возникнуть у первоклассников при обучении чтению на этапе овладения слоговым чтением. Также описаны приёмы коррекционной логопедической работы по предупр...

Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема урока: Чтение микротекстов с полным пониманием содержания «Немецкие школы». Ответы на вопросы. Формирование навыков письма. Бим И. Л.

Цели урока:Образовательные: совершенствование умений и навыков обучающихся в употреблении лексики по теме «Школа»; активизация языкового материала в различных видах и форма...