Конспект дефектологического занятия на тему "Весна"
план-конспект занятия (6 класс)

Егорова Наталья Сергеевна

Данное занятие предусмотрено для дейей с легкой умственной отсталостью 5-7 классов.

Цель: получение и обобщение учащимися с умственной отсталостью основных знаний по теме время года весна.

Задачи:

1) Общеобразовательные:

- развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся с умственной отсталостью;

- формировать умение находить и формулировать основные отличительные признаки весны от других времен года;

2) Коррекционно-развивающие:

- корригировать зрительное и слуховое восприятие учащихся с умственной отсталостью на основе методов наблюдения, обсуждения и других;

- развивать память учащихся с умственной отсталостью на основе методов наблюдения, обобщения, выявления различий и повторения;

3) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся с умственной отсталостью навыки наблюдения за природой, навыки общения с учителем и с одноклассниками, воспитывать уважение к чужому мнению и умение слушать собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_def._zanyatiya_dlya_uo_vesna.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий дефектологического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью 5-6 класса-комплекта

по теме «Время года весна»

Подготовил: учитель дефектолог Егорова Наталья Сергеевна

Цель: получение и обобщение учащимися с умственной отсталостью основных знаний по теме время года весна.

Задачи:

1) Общеобразовательные:

- развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся с умственной отсталостью;

- формировать умение находить и формулировать основные отличительные признаки весны от других времен года;

2) Коррекционно-развивающие:

- корригировать зрительное и слуховое восприятие учащихся с умственной отсталостью на основе методов наблюдения, обсуждения и других;

- развивать память учащихся с умственной отсталостью на основе методов наблюдения, обобщения, выявления различий и повторения;

3) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся с умственной отсталостью навыки наблюдения за природой, навыки общения с учителем и с одноклассниками, воспитывать уважение к чужому мнению и умение слушать собеседника.

Планируемые результаты:

Познавательные – умение самостоятельно формировать новые знания, извлекать информацию, полученную как зрительным, так и слуховым способом.

Регулятивные – умение работать по заданному учителем плану, анализировать уведенную и услышанную информацию,  свои ответы и учиться находить и исправлять допущенные  в ответах ошибки с помощью учителя.

Необходимое оборудование: наглядность – картинки с изображением весенней природы, животных, весенних занятий людей; план рассказа о времени года; бланки тестов по теме; карандаши; компьютер / ноутбук для воспроизведения картин весенней природы и музыки П.И. Чайковский «Времена года. Весна».

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие будет посвящено удивительному, прекрасному времени года. Кто мне скажет, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Учитель: А что вы, ребята, уже знаете о весне?

Ответы детей.

Учитель: Да, вы все правильно говорите. Но давайте, чтобы наш с вами рассказ о весне был полным и красочным, мы будем придерживаться плана.

Взгляните на доску! (на доске заранее подготовлен план):

План рассказа о времени года:

  1. Название времени года.
  2. Месяца по порядку
  3. Погода в это время года
  4. Изменение в природе
  5. Растения
  6. Животные: звери, птицы, насекомые
  7. Люди и их занятия в это время года

Учитель: Итак, весна. Назовите мне весенние месяцы по порядку.

Ответы детей: март, апрель, май

Учитель: Совершенно верно. И сейчас у нас с вами как раз какой месяц? Давайте посмотрим на наши картинки внимательно. Какая погода весной?

Ответы детей: солнечно, капель, все тает, теплее, ветер, дождь.

Учитель: Молодцы, ребята.

Далее по нашему плану мы должны с вами рассказать, какие изменения происходят с природой весной? Для этого давайте снова внимательно посмотрим на картинки и послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, которая так и называется «Весна».

Какое настроение у вас от этой музыки? Что вы представляете, когда ее слушаете?

Ответы детей.

Снег тает. Лед на речке ломается. Начинается ледоход.

Солнце греет ярче. Воздух теплее. Проталины. Капель

Что такое проталины? Капель? Ледоход? Безопасность!!!

Учитель: Отлично! И раз теперь мы с вами знаем об основных признаках весны, то я предлагаю вам сыграть в игру. Нужно будет собрать пазл о весне. У каждой команды будет свой пазл с весенними признаками. Но будьте внимательны! Не все картинки подходят к описанию весны. Есть и лишние, которые характеризуют другие времена года. Работайте дружно и проверяйте друг друга. Та команда, которая первая справится первой, поднимает руку.

Объясните ваш выбор!

Учитель: Все молодцы. Теперь мы переходим к следующему пункту нашего плана. Вы видите, что наши растения весной начинают освобождаться из-под снега. На деревьях и кустах набухают первые почки, а на проталинках показывается первая зеленая травка, а за ней и самые первые цветы – ПЕРВОЦВЕТЫ. А какие первоцветы вы знаете?

Ответы детей: подснежники.

Учитель: Совершенно верно! А потом и желты цветочки. Как они называются?

Ответы детей: мать и мачеха

Учитель: Все вокруг становится ярким, красочным, наполняется цветом и приятным запахом цветущих растений. Поэтому о весне говорят – весна красна!

Учитель: А что делают животные весной? 

Ответы детей

Животные выходят из спячки медведи, ежи, змеи.

Зайцы и белки линяют и меняют цвет.

Учитель: А что вы можете сказать о птицах весной?

Ответы детей: прилетают с юга

Учитель: Какие самые первые птицы прилетают к нам из теплых стран?

Ответы детей: Грачи

Учитель: Первыми еще в конце марта прилетают грачи. Затем в начале апреля прилетают скворцы, жаворонки, дрозды, зяблики, лебеди. В конце апреля гуси, чайки, утки. В мае возвращаются ласточки, стрижи и соловьи. Что люди делают для этих птиц?

Ответы детей: строят скворечники!

Учитель: Правильно. Птичкам нежен дом. Они начинают вить гнезда, обустраивать свои жилища на лето, чтобы выводить птенцов.

Физкультминутка

Учитель: Давайте встанем со своих мест и немножко разомнемся. Представьте, что вы перелетные птицы. Вместо рук у вас крылья. Вы их поднимает, расправляете и отправляетесь в полет. Покружились, полетали. Птички вернулись в свои родные края. А мы на свои места, снова превратились в учеников и продолжаем наше занятие.

Учитель: Мы вспомнили всех животных, и чем они занимаются весной. И вот посмотрим на наш план. У нас остался последний пункт. Так чем же занимаются люди весной?

Ответы детей: строят скворечники, убирают мусор, готовят землю к посеву и уже в мае сажают деревья, кусты, засеивают поля и т.д.

Учитель: Очень интересно было вас послушать. Но люди не только трудятся весной, но и отдыхают, потому что весной очень много праздников. Какие весенние праздники вызнаете?

Ответы детей: 8 марта. 30 марта день защиты земли. 1 апреля день смеха. 12 апреля день космонавтики. 1 мая праздник весны и труда. 9 мая день победы.

Учитель: Давайте посмотрим на наши картинки и вспомним все наши весенние праздники. (Масленица – проводы зимы. Вербное воскресенье, Пасха).

Учитель: Отличный получился рассказ о весне. Такой подробный и очень интересный.

К нам как раз приближается очень большой христианский праздник Пасха или Воскресение Господне. Что люди делают на Пасху? Правильно – раскрашивают яйца. Вот и мы с вами сейчас раскрасим яички к этому светлому празднику. Узор может быть любым. Отпустите свою фантазию!

Дети раскрашивают яйца.

Учитель: Покажите одноклассникам, что у вас получилось. Какие замечательные яички!

Подведение итогов

Учитель: Итак, сегодня на нашем занятии мы говорили о весне. Мы вспомнили: какая погода бывает весной, какие изменения происходят в природе; наблюдали за растениями, зверями, насекомыми и птицами, а также рассказали о весенних праздниках. Мы назвали отличия весны от других времен года. И еще нарисовали прекрасные яички к светлому празднику Пасхи.

Рефлексия: Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Покажите подходящий вашему настроению смайлик. Что запомнилось больше всего? А было или сложно? Что вызвало сложности?

Ответы детей

Учитель: Ну вот и подошел к концу наш урок по теме время года весна. Вы все отлично потрудились. Освежили свои знания о весне и узнали много нового. Надеюсь, вы все прекрасно провели время. Спасибо вам за ваши внимание и старания.

Вывод:

Учащиеся с умственной отсталостью нуждаются в многократном повторении, простой и понятной наглядности и закреплении изученного материала. Они быстро утомляются, теряют интерес, поэтому разрабатывая занятия с ними, нужно чередовать разные приемы и методы обучения, основанные на разных способах восприятия. В своем занятии я чередую различные задания, смену деятельности в рамках одной темы. Учащиеся с умственной отсталостью на занятии делали как устные, так и письменные упражнения; задействовали зрительную и слуховую память; обязательно в середине занятия небольшую физическую активность – для снятия напряжения в мышцах рук и ног. Такое построение занятия помогаем им легче усвоить тему.  

Используемая литература и интернет ресурсы:

1. Книга: О зиме и о весне, о тебе и обо мне - Татьяна Гусарова, город издания: Новокузнецк, 2023г.

2. "Весна-красна, ты на чем пришла?" - Энциклопедия детского фольклора, Редактор: Жукова Л., Издательство: Белый город, 2012г.

3. Н.А. Гурьева "Детям о природе России. Времена года" (Раздел "Весна"), Авторы: Гурьева Н.А., издатель: Паритет, 2018г.

4.https://урок.рф/library/tematicheskaya_nedelya_dlya_obuchayushihsya_s_glubokoj_ums_184633.html

5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/06/12/vneurochnoe-zanyatie-po-obshchekulturnomu

6. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-vneurochnogo-zanjatija-dlja-detei-s-umerenoi-tjazheloi-glubokoi-umstvenoi-otstalostyu-i-tmnr-priroda-vesnoi.html

7. https://multiurok.ru/files/vneklassnoe-meropriiatie-dlia-gluboko-umstvenno-ot.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дефектологического занятия "Вчера, сегодня, завтра"

Конспект дефектологического занятия для ребенка 7 летЦель - формировать временные представления...

Конспект дефектологического занятия

Конспект дефектологического занятия "Зимние забавы" для учащихся 3 класса....

Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"

В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...

Конспект дефектологического занятия на развитие мышления с учащимся 2 класса

Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия на тему: «Развитие мышления» с учащимся 2 класса...

конспект дефектологического занятия

занятие для детей с легкой умственной отсталостьюкласс: 1ВРазвитие речи...