Программа дополнительного образования
рабочая программа

Римская Анна Викторовна

Дополнительная общеобразовательная программа

 

Социально–гуманитарная направленность

 «Грамотейка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_klass_dop_obrazovanie_1.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

Социально–гуманитарная направленность

 «Грамотейка»

Составитель–

педагог дополнительного образования

Срок реализации -1 год. Возраст детей – 8-9 лет.

Вид программы - общеразвивающая

Уровень программы - ознакомительный

Москва, 2022-2023 уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая программа для учащихся 2 классов, испытывающих затруднения при овладении учебным материалом по общеобразовательной программе обучения, вследствие нарушения чтения и письма»

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: социально-гуманитарная направленность.

Актуальность программы « Грамотейка» определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению, и стремиться к преодолению трудностей.

Содержание программы « Грамотейка»: представляет собой коррекционную работу по преодолению затруднений при овладении учебным материалом по общеобразовательной программе обучения вследствие нарушения чтения и письма.

Новизна состоит в том, что данная программа направлена на коррекцию нарушений чтения и письма .

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Объект программы: учащиеся 2 классов, испытывающие затруднения при овладении учебным материалом по общеобразовательной программе обучения вследствие нарушения чтения и письма.

 

Формы и режим занятий

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю. Общее количество часов – 72. Логопедические занятия  проводятся во внеурочное время с учётом режима работы школы. Продолжительность индивидуального логопедического занятия – 30 минут.

        Программа предназначена для логопедической работы с обучающимся испытывающим стойкие трудности при освоении программы начального обучения по русскому языку, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Цель: восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, коррекция нарушений письменной речи и формирование предпосылок для успешного освоения основной образовательной программы  начального общего образования.

Задачи:

1)Формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

2)Дифференциация  смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

3)Уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе  русского языка;

4)Обогащение словарного запаса и накопление  представлений об окружающем мире.

Основные методы работы:

  • Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
  • Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
  • Практические (упражнения,  задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.)

Принципы работы:

Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

  • Этиопатогенетический
  • Системности учета структуры речевого нарушения
  • Доступности
  • Комплексности
  • Дифференцированного подхода обучения
  • Поэтапности
  • Учета личностных особенностей
  • Использования обходных путей
  • Деятельностного подхода

Формы организации коррекционных занятий:

  • Индивидуальные

Контроль реализации программы:

  •  Мониторинг:

-стартовая диагностика устной и письменной речи (Мурындина Н.А.);

-промежуточная диагностика (анализ письменных работ в классных тетрадях по русскому языку);

- итоговая диагностика (диктант, анализ письменных работ);

  • Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.

Контрольно-измерительный материал

  • Графические, зрительные диктанты.
  • Слуховые диктанты, контрольные списывания.
  • Грамматические задания, тесты.

Характеристика учащегося,  имеющих дисграфию.

          По материалам И.Н. Садовниковой учащиеся с нарушением письменной речи, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза, имеют следующую характеристику.

          Уровень развития устной речи учащихся младших классов достаточен для бытового общения. При углубленном обследовании выявляются следующие нарушения развития устной речи.

Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями, но могут наблюдаться замены и смешения оппозиционных звуков, смазанность речи, искажения  слоговой структуры по причине артикуляторных,  либо фонематических затруднений.

Словарный запас формируется замедленно и неполно. Это обусловлено их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность об окружающем мире. Часто путают слова, имеющие сходный звуковой состав. С трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Дети с трудом осознают обобщенные значения морфем в словах, не умея выделить их в слове, не узнают привычных предлогов и путают их с частью слова.

        Трудности формирования грамматического строя речи проявляются в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах – ошибках согласования и управления.

Выявляется знание простых предлогов и отсутствие понимания и использования в речи сложных предлогов. Испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей в предложении.

При обследовании  выявляется недостаточная сформированность фонематических процессов, навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Дети не дифференцируют понятия «звук - буква»,  затрудняются при определении твердости-мягкости согласных, уменьшают количество звуков в слове  из-за трудности анализа, либо за счет неправильного проговаривания. Трудности формирования навыка письма проявляются в недостаточном владении навыками звуко-буквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Особенно сложно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. Фонетический разбор слова делают с большим количеством ошибок.

Отмечается недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе, что вызывает трудности при воспроизведении  и анализе услышанного. Допускаются ошибки в различении сходных и оппозиционных слогов, что говорит о недостаточности фонематического восприятия.

Отмечается недостаточность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором (слухо-моторная координация). При выполнении задания на воспроизведение ритмической структуры допускают множество ошибок.

Пространственные понятия и представления у большинства детей не сформированы, либо не обобщены в достаточной степени, необходимой для использования в различных видах бытовой и учебной деятельности. Также отмечается недостаточные знания временных представлений и понятий.  У более половины школьников, имеющих трудности в усвоении родного языка,  затягивается  процесс латерализации.

У детей с нарушениями письма наблюдается истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, невысокая работоспособность, поверхностность речевого внимания.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требует программа первого класса общеобразовательной школы. В конце первого класса на письме выявляются специфические ошибки, преодоление которых возможно только на логопедических занятиях.

Учет ошибок письма проводится в соответствии с принципом поуровневого анализа речи, предложенного И.Н. Садовниковой, которая выделяет три основные группы специфических ошибок:

- ошибки на уровне буквы и слога;

- ошибки на уровне слова;

-ошибки на уровне словосочетания, предложения, текста.

Ошибки на уровне буквы и слога связаны с трудностями формирования звукового анализа и фонематического восприятия (дифференциации) звуков.

              Ошибки звукового анализа.

  • пропуски согласных и гласных букв, слогов: «снки» - санки, «девча»-девочка,«дужый»- дружный, «межата»-медвежата, «диктан»-диктант, «работ»- работа;
  • вставки букв: ноябарь- ноябрь, дружено –дружно,
  • перестановка букв («деверня» - деревня, «ферваль»- февраль, «куржок»- кружок);
  • персеверации (застревание): «магазим», «за зашиной» (магазин, машиной);

антиципации (предвосхищение): «на девевьях»-деревьях, «жувавель»-журавль,«стутупали»-ступали;

                 Ошибки фонематического восприятия.

  • замены и смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (ошибки фонематического восприятия):

     звонкие и глухие: «тавно»-давно, «бодарил»-подарил, «ёшик»- ёжик, «уколок»-уголок;

лабиализованные гласные  О-У, Ё-Ю : «рочей»- ручей, «клёква»-клюква, «замюрзли»-замёрзли;

заднеязычные Г – К – Х: «черёмука»-черёмуха, «голмы» - холмы;

сонорные Р - Л, Й - Л: «хородный» - холодный, «лабота»- работа, «тут бывалет и солька» - тут бывает и сойка;

               свистящие и шипящие С – Ш, З – Ж, Щ – С:

        «шиски»-шишки, «скажал»-сказал, «сенок»-щенок;

               аффрикаты Ч - Щ, Ч – Ц, Ч - Т, Ц - Т, Ц - С: «стущал»  -      стучал, «граци»-грачи,     «девотька»- девочка, «пцицы» - птицы, «улиса» - улица, «рельцы» - рельсы;

  •  ошибки обозначения мягкости согласных на письме: «толко» - только, «метел» - метель, «конеки»-коньки;
  • смешение букв по кинетическому сходству: «бятел»-дятел, «прурода»-природа, «стешил»-спешил, «мохно»- можно, «жолодная»-холодная;

Искаженное написание букв, проявляющееся

-в неправильном соотношении элементов;

-в зеркальном написании;

-недописывание элементов;

-добавление лишних элементов;

                    Ошибки на уровне слова.

  • раздельное написание частей слова: «и дут»,  «я- сный», «поп-росил», «у-шёл»;
  • слитное написание служебных слов с последующим словом: «кдому», «кругомтихо», «светитлуна»;
  • смещение границ слов: «у дед Мроза»- у деда Мороза;
  • контаминации: «лптбау» - лепят бабу, «блэм» - была зима;
  • морфемный аграмматизм (ошибки операции словообразования): «лёдик», «рукища», «поленой цветок»- полевой, «ветерный день», «меховная шапка»

                        Ошибки на уровне предложения.

  • отсутствие и ошибки обозначения границ предложений: маша вышла издома подороге она в стретила.  свою по другу Катю ипошли.
  •  аграмматизмы (ошибки согласования и управления):
  • «большая белая пятно», «на ветке деревьях», «упал с санкох», «показались на лесных полянок»;
  • употребление предлогов (их могут опускать, заменять, удваивать):  «вызвал доске», «мой щенок збелом и сером», «упал из шкафа»;  «мы Шариком бегали»;

     Наряду с дисграфическими ошибками наблюдается  значительное количество орфографических ошибок, связанных с неусвоением правил русского языка. В совокупности это резко снижает успеваемость ребенка по русскому языку, чтению и другим школьным предметам, в основе которых лежит  необходимость получения информации путем чтения.

К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в полном объеме, предусмотренному учебной программой. Многие читают медленно, по слогам даже слова простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски и перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки. При чтении отмечается наличие буквенных, а иногда и словесных замен - угадывание слов, большая неуверенность при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличение количества ошибок. Диагностируется нарушение чтения – дислексия.

        

Планируемые результаты освоения обучающимися на логопедических занятиях

Задачи:

Предметные УУД:

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
  2. Усвоение правил построения и написания предложения.
  3.  Развитие связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса и накопления представлений об окружающем мире.
  4. Формирование орфографической зоркости и усвоение орфографических правил.

Познавательные УУД:

1. Развитие фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.

2.Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки и дифференциация букв по оптическому и кинетическому признаку.

3.Развитие навыков словообразования и построения связного высказывания, уточнение грамматического строя речи.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания, восприятия (фонематического, пространственного, зрительного);

- наблюдательность, особенно к языковым явлениям;

- способность к запоминанию, способность к переключению, произвольность;

- познавательную активность;

- навыки и приёмы самоконтроля, взаимоконтроля;

5. Формирование регулятивных и коммуникативных УУД:

- планирование предстоящей деятельности, проговаривание последовательности действий, контроль за ходом своей деятельности;

- учить делать выводы, слушать и понимать других, учиться работать в паре, группе;

- работа в определённом режиме и темпе;

- применение полученных знаний в новых ситуациях;

- анализ и оценка продуктивности собственной деятельности;

Личностные УУД

1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.

3. Воспитание позитивного отношения и познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь;

4. Воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа занятий включает следующие разделы:

Раздел

                 Содержание раздела

1 раздел

Совершенствование произносительной стороны речи.

2 раздел

Восполнение пробелов в развитии  навыков  языкового анализа и синтеза.

3 раздел

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

4 раздел

Совершенствование лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Раздел 1. Совершенствование произносительной

стороны речи

  1. Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы.
  2. Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразах.
  3. Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения.
  4. Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие и другие).
  5. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков произношения слов сложного слогового состава.

Раздел 2. Восполнение пробелов в развитии навыков

                      языкового  анализа и синтеза   (70 ч.)

                          2.1 Слово. Предложение. Текст.   (4 ч.)

Дифференциация понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». Понятие о предложении. Деление текста на предложения. Интонационная законченность предложения. Знаки препинания. Правила написания предложения. Заглавная буква в начале предложения, именах собственных и кличках животных. Заглавная буква в географических названиях.

                         2.2 Гласные звуки и буквы   (16 ч.)                   

        Гласные звуки. Признаки и символы гласных звуков.  Буквы гласных звуков.  Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е. Сходство и различие гласных I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Гласные буквы:  А - Я, О – Ё, У – Ю, Ы- И, Э - Е в слогах, словах, предложениях. Правописание буквосочетаний «жи-ши, ча-ща,

чу-щу».

                         2.3  Буква мягкий знак    (12 ч.)

Обозначение мягкости согласных буквой мягкий знак в конце и в середине слова.  Два способа обозначения мягкости согласных на письме.

Понятие о разделительном мягком знаке. Разделительный мягкий знак в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака. Фонетический разбор слов с мягким знаком.

                           2.4 Согласные звуки   (19 ч.)

Признаки согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Буквы согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные согласные. Характеристика согласных звуков.

                       2.5 Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение   (9 ч.)

        Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Фонетический разбор слова.

       Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Слогообразующая роль гласных. Смыслоразличительная роль ударения. Слого-ритмическая схема слова. Деление слов на слоги. Деление слов для переноса. Слова сложной слоговой структуры.

Ударные и безударные гласные. Проверка безударной гласной в корне слова. Понятие об однокоренных родственных словах. Ознакомление с морфемным составом слова.

2.6. Дифференциация звуков,  имеющих

акустико-артикуляционное сходство     (10 ч.)

Сходство и различие парных согласных. Обозначение звуков соответствующей буквой. Дифференциация парных согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С в слогах, словах, предложениях, текстах. Оглушение парных звонких согласных в слове. Способы  проверки парных согласных.

 Нижеперечисленные темы раздела включаются в календарно-тематический план при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся.

Непарные глухие согласные X Ц Ч Щ. Дифференциация звуков, обозначающихся буквами Ч-Щ-Ц. Дифференциация звуков [Ч' - Т']. Дифференциация звуков [Ц - С']. Дифференциация звуков [Щ' - С']. Дифференциация звуков [Й' - Л']. Буквы Й-Л.

Раздел 3.

   Дифференциация букв, имеющих   кинетическое сходство.

Темы данного раздела включаются в календарно-тематический план при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся.

Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству: О-А, И-У, Б-Д,  П-Т, Л-М, И-Ш, Ш-Щ, Ж-Х, И-Й, Э-Е, 3-Э, 3-Е, К-Н, И-Ц, Ц-Щ.

Раздел 4.

Совершенствование лексико-грамматических средств языка и связной речи  (6ч.)

Расширение и уточнение словарного запаса по темам «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Времена и месяцы года», «Время», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Зоопарк», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь»; «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Весна», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Цветы».

Развитие и уточнение пространственных представлений. Закрепление и активизация в речи предлогов:  В–ИЗ,  НА–С (СО),  НАД,  ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА,  МЕЖДУ. Схемы предлогов. Предложно-падежное управление. Различение приставок и предлогов. Ознакомление с морфемным составом слова.

Обогащение и закрепление словаря разными частями речи. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Словообразование. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Приставочный и суффиксальный способы образования слов.

Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Отработка согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Согласование существительных с глаголами.

Практическое освоение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей.

Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам, по заданным схемам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов.

Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ.

Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа с опорой на картинно-графические планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Итогом логопедического обучения является:

- преодоление имеющихся нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов при первично сохранном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития;

-полноценное включение школьников в учебно-познавательную деятельность;

         

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности  прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

Тематическое планирование

с обучающимися 2 -класса (ов) по преодолению  нарушений чтения и письма,

на 2022-2023 учебный год

п/п

Тема

занятия

Количество

часов

Теория

Практика

Примечание

Раздел 1: Слово. Предложение. Текст.

1.

Вводное занятие

1

0,3

0.7

2.

 Слог и слово

1

0,3

0.7

3.

Слово и словосочетание

1

0,3

0.7

4.

Предложение и текст

1

0,3

0.7

5.

Интонационная законченность предложения

1

0,3

0.7

6

Заглавная буква в именах людей, кличках животных

1

0,3

0.7

7.

Заглавная буква в географических названиях

1

0,3

0.7

Гласные  и согласные звуки и буквы.

8.

Гласные звуки и буквы

1

0,3

0.7

9.

Гласные буквы 1 и 2 ряда.

1

0,3

0.7

10.

Сходство  и различие гласных 1 и 2 ряда

1

0,3

0.7

11.

Согласные звуки.

1

0,3

0.7

12.

Согласные твердые и мягкие

1

0,3

0.7

13

Согласные звонкие и глухие

1

0,3

0.7

14.

Характеристика звука

1

0,3

0.7

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда

15-16.

Гласные буквы А - Я

1-2

0,6

0,14

17-18

Правописание буквосочетаний (ча-ща)

1-2

0,6

0,14

19-20.

Гласные буквы О – Ё.

1-2

0,6

0,14

21-22

Гласные буквы У - Ю

1-2

0,6

0,14

23

Правописание буквосочетаний (чу-щу)

1

0,3

0,7

24

Закрепление. Проверочная работа

1

0,3

0,7

25

Гласные  буквы Ы - И

1

0,3

0,7

26

Правописание буквосочетаний (жи-ши)

1

0,3

0,7

27

Гласные буквы

Э - Е 

1

0,3

0,7

28

Диктант.

1

0,3

0,7

Обозначение мягкости согласных буквой мягкий знак.

Разделительный мягкий знак

29-30

Буква мягкий знак в конце слова

2

0,6

0,14

31-32

Буква мягкий знак в середине слова

2

0,6

0,14

33-35

Разделительный мягкий знак

2

0,6

0,14

36

Тестирование по теме «Мягкий знак».

1

0,3

0,7

37.

Словообразование притяжательных прилагательных

1

0,3

0,7

38-39.

Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака

1

0.3

0.7

40-41

Закрепление.

1

0.3

0.7

Звуко - буквенный  и слоговой анализ и синтез слов. Ударение.

42-43.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

2

0,6

0,14

44-46

Слоговой анализ и синтез слов

2

0.6

0,14

 47-48.

Слого-ритмическая структура слова

2

0,6

0,14

49-50.

Ударение.

2

0,6

0,14

51-52

Ударные и безударные гласные

2

0,6

0.14

53-54.

Безударная гласная в корне слова

Родственные слова

2

0,6

0,14

Дифференциация согласных

по артикуляционно-акустическому сходству

55-56.

Звуки [б-б'],[п-п'].

Буквы Б - П

2

0,6

0.14

57-58.

Звуки [г–г'],[к–к'].

Буквы Г - К

2

0.6

0,14

59-60.

Звуки[в-в'], [ф-ф'].

Буквы В - Ф

2

0.6

0,14

61-62.

Звуки [д–д'], [т–т'].

Буквы Д - Т

2

0,6

0,14

63-64

Звуки [з–з'], [с–с'].

Буквы З - С

2

0,6

0.14

 65-66

Звуки [ж – ш].

Буквы Ж – Ш.

2

0.6

0.14

67-68

Оглушение парных звонких согласных в словах

2

0,6

0,14

69.

Диктант «Родник».

1

0.3

0,7

70-71

Работа над ошибками

2

0,6

0,14

72

Итоговое тестирование

1

0,3

0,7

Итого

72

21,6

50,4

Список использованной литературы


1. Азова. О.И.  Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азова // Школьный логопед. – 2005. – № 5-6 (8-9). – С. 12-21.

3. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с.

4. Комарова. В.В. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи / В.В. Комарова, Л. Г. Милостивенко, Г. М. Сумченко // Патология речи : Сб. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1992. – С . 45-56.

5.  Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. –Спб. : ИД «М и М», 19 97, – 286 с.

6. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы : Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. – М. : Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.

7. Левина, Р.Е. Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития / Р.Е. Левина // Тезисы доклада 3 научной сессии по дефектологии.- М. : АПН РСФСР, 1960. – С. 10-15.

8. Парамонова, Л.Г. Правописание шаг за шагом / Л.Г. Парамонова. – СПб. :  Дельта, 1998 – 208с.

9. Прищепова, И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 63 с.

10.Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников : учебно-метод. пособ. / И.В. Прищепова.- СПб. : КАРО, 2006.- 240 с.

11. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 240 с.



                                                 Литература для учащихся:

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык: 2-4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ахременкова. – 9-е изд. – М.: Просвещение

О.В. Узорова, Е.А.Нефедова.Большой сборник диктантов по русскому языку.

Зегебарт Г.М. Чтение от текста к смыслу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...