Внеклассное занятие для учащихся 8- 11 классов по теме «С чего начинается толерантность?»
план-конспект

 Групповое занятие для обучающихся старших классов проведено 06.12.2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_tolerantnost.docx30.79 КБ
Файл tolerantnost_prezentatsiya.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

                            Тема: «С чего начинается толерантность?»

Цель данного мероприятия:

-знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,

-воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,

-развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

- формирование толерантного пространства в нашей школе, профилактика конфликтов, агрессивности среди учащихся;
- формирование у учащихся установок на толерантное общение;

- учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный фактор.

Первый ведущий

Я рада всех вас приветствовать! (слайд №1 Приветствие)

Я вижу ваши глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.

Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных национальностей. Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы и то имеют различие и внешне, и по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает, но все имеют что-то свое, неповторимое. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим - вот об этом мы и поговорим сегодня

Каждый из вас ученик своего класса. Как вы считаете, ваш класс это семья или нет? (ответы детей)

Хотелось бы вам, чтобы в классной семье царил комфорт, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (делать добро, не ругаться, помогать друг другу, быть дружными)

Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия.

Притча называется «Ладная семья». Слайд 2

Второй ведущий

Слайд 3. 100 раз прощение

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:

-как вы думаете какие слова были написаны? Ответы детей.

 «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже"

 три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие. Какие?

Вы поняли о чем идет речь в притче?

Почему семья была особой?

Какие взаимоотношения были в семье?

Первый ведущий

как вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать? (ответы детей)

- всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

 Сегодня наше мероприятие посвящено теме толерантности и называется оно «С чего начинается Толерантность?».

Слайд 4 «С чего начинается Толерантность?»

- Как вы думаете, почему мы выбрали именно эту тему?(ответы детей)

 (вывод: школа – это наша семья, в последнее время много конфликтов из-за пустяков.)

Нам предстоит познакомиться с понятием «толерантность», и что оно означает.

 Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому малопонятное.

Как Вы можете объяснить слово толерантность? (ответы учащихся)

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. На слайде даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
Слайд 5 определения толерантности разных народов мира

со слайда  дети зачитывают:

- в английском языке  «толерантность» - устойчивость, выносливость, терпимость; 

- во французском языке «толерантность» – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; 

- в китайском языке «быть толерантным» – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других; 

- в арабском языке «толерантность» - снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим; 

- в русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам. 

- Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы) Почему?

- А что же объединяет эти определения? (терпимость) 

Второй ведущий

Как вы думаете, какое лицо у толерантности? Давайте попробуем составить образ толерантности.

Задание коллаж. Слайд 6  Коллаж

После выполнения задания каждая группа защищает свой образ толерантности.

Ученики рассматривают свои работы, высказывают свое мнение.

             Слайд 8 «Аплодисменты»

А теперь проведем игру «Аплодисменты», отдохнем и закрепим то, что узнали.

Когда я назову качество, которое помогает жить в мире и согласии друг с другом, вы хлопаете в ладоши, а если мешает – сидите тихо.

Честный, смелый, грубый, терпеливый, надежный, злой, врун, верный, ябеда, чуткий, отзывчивый, трусливый, насмешник, решительный, жадный, доброжелательный, внимательный, хитрый, справедливый,  мужественный, добрый.

Первый ведущий              Слайд 7   Качества толерантности  (задание - цветок толерантности)

- Образ толерантности мы составили и увидели ее лицо.

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека.

Попробуйте выбрать несколько качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением и приклеить их к лепесткам цветка.

Какие качества вы выбрали?   Ответы детей

        В нашей школе стала часто проявляться агрессия, гнев по отношению к другим учащимся. Какие-то отличающие черты воспринимаются нередко как признак глупости, бездарности и т.д. Даже небольшое отличие может  послужить поводом для неприятия. Результаты неприятия  и нетерпимости могут проявляться в грубости и невежливости, пренебрежительном и агрессивном отношении.

Слайд  9           Решение проблемных ситуаций

Давайте представим, что в вашем классе возникла проблемная ситуация. Найдите решение.

1. Вы потратили много времени на подготовку к уроку. На уроке тебя спросили, но ты хотел бы высказаться ещё?

- ты будешь перебивать одноклассников, обращая внимание на себя;

- ты предоставишь возможность ответить другим;

- будешь спорить с  учителем и одноклассниками.

2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?

- пожмете плечами;

- посмеётесь над ним вместе с одноклассником;

- будете защищать друга.

3. У вас в классе учится необычный мальчик, он очень медлительный, застенчивый. И ещё он внешне отличается от всех. На уроках физической культуры смешно делает физические упражнения.  

- повеселимся от души;

- попытаемся поддержать его;

- он нам не интересен. 

- Как вы думаете, вы проявляете толерантность?

- Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

- Какой вывод?

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, но для этого надо и самим понимать, чувствовать людей, стараться никого не обижать. 

Ребята, что надо сделать, чтобы наша  школа стала «Пространством толерантности» (ответы учащихся)

- нужно уважать других; 

- быть всегда добрыми, дружными; 

- уметь понимать других людей; 

- делать добро, не ругаться, не дразниться, любить; 

- мы должны помогать друг другу. 

Молодцы!

второй ведущий

А теперь  « Давайте пофантазируем….»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.

1.         Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2.         Хорошо или плохо, что мы все разные?

3.         Как жить в мире, где столько разных людей?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю посмотреть мультфильм.  Работа ( 5-10 минут). Ваша задача озвучить это мультфильм.

Слайд   Мультфильм.

О чем этот мультфильм?   Ответы учащихся

(о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты)

Вывод

Люди не похожи друг на друга, но мы становимся интереснее друг другу тогда, когда мы индивидуальны.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

первый

Ребята! Все, что вы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности. Думаю, что мероприятие оставило что-то хорошее в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе. 

второй

Ребята, что нового вы узнали? (Узнали о толерантности). 

( на слайде запись) 

Слайд

Я узнал... 

Мне понравилось... 

Мне захотелось... 

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку - это и будет проявление доброты. Толерантность начинается с нас самих.

Слайд  И очень хочется, чтобы нашим главным правилом по жизни

стала фраза: «Не оценивайте людей, а цените их». 

1. Вы потратили много времени на подготовку к уроку. На уроке тебя спросили, но ты хотел бы высказаться ещё?

- ты будешь перебивать одноклассников, обращая внимание на себя;

- ты предоставишь возможность ответить другим;

- будешь спорить с  учителем и одноклассниками.

2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?

- пожмете плечами;

- будете смеяться вместе с одноклассником;

- будете защищать друга.

3. У вас в классе учится необычный мальчик, он очень медлительный, застенчивый. И ещё он внешне отличается от всех. На уроках физической культуры смешно делает физические упражнения. 

 - мы веселимся от души;

- пытаемся поддержать его;

- он нам не интересен. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ладная семья Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

Слайд 4

С чего начинается толерантность?

Слайд 5

toleran cia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным; kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul ’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; Толерантность на разных языка мира

Слайд 6

Т ерпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Толерантность на разных языка мира

Слайд 7

КОЛЛАЖ

Слайд 8

Задания в конвертах

Слайд 9

Цветок толерантности

Слайд 11

Решение проблемных ситуаций

Слайд 12

ОЗВУЧКА МУЛЬТФИЛЬМА

Слайд 14

Не оценивайте людей, а цените их

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное занятие с учащимися 9 класса "Верность"

Разработка внеклассного занятия по нравственному воспитанию подойдет для работы воспитателей специальной (коррекционной) школы и для классных руководителей старших классов. Целью занятия является знак...

Внеклассное занятие с учащимися начальных классов "Будьте с огнем осторожны всегда"

Материал предназначен для учащихся начальной школы, главная цель которого научить детей предвидеть и предупреждать опасность, угрожающую жизни и здоровью, избегать её и, в условиях экстремальных и чре...

План-конспект урока по немецкому языку в 7 классе на тему "С чего начинается Родина". Учебник Schritte, И.Л. Бим

Тема: Что мы называем нашей родиной? («Was nennen wir unsere Heimat?»).Учебник: Бим И.Л. Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л.В. Садомова ; Рос. акад. наук, Рос. ...

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальных классов "Азбука безопасности"

Конспект внеурочного занятия по безопасности для учащихся начальной школы. "Азбука пешехода"...

Сценарий внеклассного занятия для учащихся 1 класса «Мамочка любимая моя»

Цель:расширять представления детей о весеннем празднике  8 Марта.Задачи:- воспитывать чувство любви и уважения к маме.- желание сделать приятное маме своими руками.- развитие речи, мелкой моторик...

Внеклассное мероприятие по немецкому языку в 8 классе на тему: "С чего начинается Родина?"

Обобщение повторение пройденного материала в рамках отдельных ситуаций ситуативной форме. Тренировка учащихся на немецком языке в ролевых играх....