Тема: "Куличики"
методическая разработка
В процессе работы с детьми с диагнозом «Общее Недоразвитие Речи», возникла необходимость в подборе новых методов и приёмов, улучшающих результативность занятий. Сложность речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
Одним из таких методов является арт. - терапия, а именно использование кинетического песка. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным, личностно-ориентированным и здоровье сберегающим технологиям работы с детьми.
Еще в прошлом веке известный психолог и философ Карл Юнг говорил о пользе, которую приносят игры с песком. Он разработал технику активного воображения, которая во многом послужила теоретическим фундаментом песочной терапии. Автором методики работы с песком стала Дора Калф, которая ассоциировала песочницу со свободным и безопасным пространством, где каждый может выражать чувства, исследовать свой внутренний мир и делать открытия.
Еще в прошлом веке известный психолог и философ Карл Юнг говорил о пользе, которую приносят игры с песком. Он разработал технику активного воображения, которая во многом послужила теоретическим фундаментом песочной терапии. Автором методики работы с песком стала Дора Калф, которая ассоциировала песочницу со свободным и безопасным пространством, где каждый может выражать чувства, исследовать свой внутренний мир и делать открытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метадическая разработка 23 | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
КОНСПЕКТ
открытого занятия по разделу:
«Предметно-практическая деятельность»
«Программы воспитания» (модуль «Коррекционно-развивающая работа»)
Тема: «Куличики»
Методическое объединение воспитателей и специалистов структурного подразделения психолого – педагогической помощи детям с ТМНР
Воспитатель
Павленко Е.В
1 кв. категории
Петергоф
2023год
Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Павленко Елена Викторовна воспитатель |
Наименование образовательного учреждения, город | СПб ГБСУСО «ДДИ № 1» |
Группа | №18 |
Дата | Апрель 20223г. |
Коррекционно - развивающая программа | «Предметно-практическая деятельность» |
Социально-педагогическая услуга | Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально – педагогическим планом (предметно-практическая деятельность) |
Тема занятия | «Куличики» |
Форма занятия (кол-во детей) | Подгруппа 3 человека |
Продолжительность по времени | 30 минут |
Тип занятия | Комбинированное |
Цель занятия | Формирование навыков практической деятельности с сыпучим материалом (песок) |
Задачи занятия
|
3) Воспитывать интерес к совместной деятельности, стимулировать проявление эмоциональных реакций на раздражители. |
Методы обучения | Словесные методы: объяснение, инструкция, работа с коммуникативными картами. Наглядные методы: показ, демонстрация. Практические методы: игровые упражнения, практические действия, игра. |
Методическое и техническое обеспечение занятия | Используемые технические средства: коммуникатор, магнитофон. Методические средства: коммуникативная доска, коммуникативная карта «Заниматься», картинка с изображением подснежников, формочки, песок кинетический, песок кварцевый, планшет для игр с песком, салфетки, аудиозаписи. |
Предварительная работа | Игры и упражнения с кварцевым песком: «Песочный дождик», «Насыпание пересыпание», « Ползут змейки», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке» и т.д. Игры и упражнения упражнения с кинетическим песком: «Фигуры», «Кнопочки», «Трафареты», «Укрась платочек из песка» «Травка»; прослушивание аудиозаписей: «Звон капели», «Бежит ручей», «Пение птиц». |
Использованная литература | 1. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР /Под ред. В.Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015. 2. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л. И. Кайкина и др.; под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. 3.Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников 2-7 лет» ФГОС, Детство-пресс, 2021г. 4.Гребено Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке Песочная игротерапия: метод. Пособие для педагогов, родителей. СПб: Речь, 2007. – 98 с. |
Ход занятия
Название упражнения, Частные задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
| ||
| ||
Отработка жестов: приветствия . Работа с коммуникативной доской, пиктограммами. Ритуал приветствия. Цель: -Формировать умение соотносить себя с изображением в зеркале - Установить зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми. . | Воспитатель подходит с детьми к коммуникативной доске. -Девочки, время года- весна -Будем заниматься. -Дина, возьми карточку «Заниматься», отнесем в группу. - Дина, повесь карточку на мольберт. -У нас гости - Поздороваемся. Привет! - Кто здесь? Кто с нами? - Кто здесь? Кто пришел? - Оля. - Здравствуй, Оля! (ребенок указательным жестом показывает на себя, затем на зеркало). Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми. - Кто здесь? Кто с нами? - Кто здесь? Кто пришел? - Лена. | Воспитатель показывает символ «весна». Педагог демонстрирует жест «заниматься». Воспитатель с детьми переходят в групповую, полукругом рассаживаются на стулья Дети смотрят на гостей, приветствую жестом. Жест «Привет» Дети эмоционально реагируют, указывают жестом на себя, и свое изображение в зеркале. |
| ||
Сообщение темы занятия Игровое упражнение «Весна пришла» Задача: формирование представления о весенних явлениях природы через зрительное, слуховое восприятие | Сегодня будем играть с песком. -Посмотрите в окно. -На улице весна! -Стало ярче светить солнце! -Весной, капает капель. Слушайте. -Расцветают первые цветы, подснежники. -Смотрите, подснежники. (воспитатель демонстрирует изображение подснежников) | Дети смотрят, воспринимают речь педагога. Воспитатель подходит с детьми к окну. Дети смотрят в окно на солнце. Дети слушают, воспринимают звук капели. Дети смотрят на изображение цветов, реагируют на зрительные стимулы. |
| ||
Упражнение с песком «Рисунки на песке» | - Посмотрите, весной светит солнце. -Дорисуем лучики солнышку. -Будем рисовать пальцем на песке. -Смотрите, я рисую пальцем (показ действия) - Лучики! - А теперь вы будете рисовать. - Оля, (Алина, Дина) будем рисовать. - Рисуем пальчиком . - Лучики солнцу. -Вот какое солнышко получилось! - Хорошо у Оли (Алины, Дины) получается! Молодец! Воспитатель с каждым ребенком выполняет упражнение. | Воспитатель предлагает детям дорисовать лучики к шаблону солнца на песке Воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы. Эмоциональный контакт. Ответная эмоциональная реакция |
| ||
| ||
Обследовательские действия с кинетическим песком. Упражнение «Горка». Цель: развитие захвата, удержания. Отработка навыка сжимания и разжимания пальцев рук. | - Смотрите, у меня есть коробка, в ней песок. - Потрогай его. Вот так! Вот так! - Сейчас будем делать горку из песка. - Я беру в руку песок и кладу его на поднос, прижимаю. - Делаю горку. Опять беру песок , прижимаю -Делаю горку. (продолжаем до тех пор, пока не получится горка.). - Горка! Вот какая горка! (демонстрация действия, коментирование действий) - А теперь вы будете делать горку! Я помогу. - Оля, возьми песок и положи на поднос, прижми. (берет песок , кладет на поднос, прижимает). - Смотрите, Оля делает горку! - Еще бери песок и прижми. Я помогу тебе. -Оля делает горку! - Молодец, Оля! (продолжаем до тех пор, пока не получится горка.). Дети по очереди берут песок и делают горку. - Смотрите! Какие замечательные горки из песка у нас получились! -Молодцы! -Сделали горку из песка! | Воспитатель предлагает детям построить горку из песка. Дети по очереди с помощью воспитателя берут песок, надавливают на него, складывают горку. |
| ||
Задача: снятие эмоционального и мышечного напряжения, выполнение двигательных действий с обручем. | Поиграли – отдохнем. Слушаем музыку. Возьмемся за обруч . Выполняем движения. - К нам весна шагает Быстрыми шагами. (воспитатель с детьми идет по кругу держась за обруч) И сугробы тают Под ее ногами. (поднимают обруч вверх, опускают вниз) Черные проталины На полях видны (идут по кругу в противоположную сторону) Верно, очень теплые Ноги у весны. (поднимают обруч вверх, опускают вниз) -Молодцы! -Хорошо, отдохнули, продолжаем заниматься. | Дети перемещаются от стола в центр групповой, встают в круг. Девочки слушают, смотрят, выполняют совместно с воспитателем упражнения Ответная эмоциональная реакция. |
| ||
Практическое упражнение «Куличи» Задача: учить набирать песок рукой в формочку и делать куличики. | Будем делать куличики - Смотрите, вот такие куличики будем делать! (демонстрация образца) - Нам понадобятся: песок, формочки. Инструкция: -Я беру формочку и накладываю в нее песок. - Прижимаю - Еще кладу песок. - Прижимаю. - Полная формочка песка! - Переворачиваю . - Поднимаю формочку. - Вот, такой куличик получился! -Алина, возьми формочку, клади песок в формочку. (при накладывании песка в формочку используется прием «рука в руку») -Прижми. -Смотрите, Алина прижимает песок. Переверни формочку на поднос -Подними формочку. -Молодец Алина! - Вот какой куличик получился! Тоже воспитатель делает с каждым ребенком. - Девочки, смотрите! Вот какие куличики у нас получились. - Замечательные куличики у нас получились! - Вы молодцы! | Дети перемещаются к столу Смотрят за действиями педагога, слушают С помощью воспитателя ребенок берет песок и кладет его в формочку. Воспитатель демонстрирует каждый куличик и Дети смотрят, слушают. |
| ||
| ||
Отработка жестов. Отработка приема обучения коммуникации с помощью «Гоу-ток 4». Цель: узнавать себя на фото и показ на коммуникаторе. | - Что мы сегодня делали? - занимались - играли -слушали (воспитатель показывает жесты: «заниматься», «играть», «слушать») - Кто сегодня занимался? Воспитатель на коммуникаторе показывает фото детей и предлагает каждому ребенку ответить на вопрос - Дина. -Алина. - Оля. - Молодцы девочки! | Дети слушают, смотрят, повторяют за воспитателем жесты. Дети смотрят, нажимают изображения ,слушают коммуникатор. |
| ||
Задача: положительная оценка деятельности детей, создание ситуации успеха. Ритуал завершения занятия | Мне очень понравилось, как вы занимались. - Дина порадовала: внимательно слушала, наблюдала. Молодец! -Оля- умница! Мне понравилось, как ты рисовала на песке!. - Алина, мне понравилось, как ты делала куличики!. Молодец! -Наше занятие закончено, «заниматься всё» (воспитатель показывает жест «все») -Дина, возьми карту «Заниматься» и отнеси ее в коробку. Дина (Оля, Алина), попрощайтесь с гостями.. Пока, пока! | Дети прощаются с гостями, воспитанница убирает карточку «Занятие» с коммуникативной доски. Выполняют жест «Пока». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Умелые ручки» социально-педагогической направленности Тема «Куличики из песка»
Конспек открытого занятия. Тема: "Куличики из песка"....