«Эффективные методы и приемы в работе воспитателя в обучении людей с ОВЗ».
статья
Воспитание и обучение людей с нарушениями интеллекта - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих людей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Добиться социальной адаптации людей с ОВЗ можно лишь своевременно подготавливая их к активному посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy.docx | 9.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы обучения людей с ограниченными возможностями здоровья на уроках домоводства».
Воспитание и обучение людей с нарушениями интеллекта - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих людей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Добиться социальной адаптации людей с ОВЗ можно лишь своевременно подготавливая их к активному посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности.
Содержание обучения имеет решающее значение прежде всего для осуществления социальной адаптации людей с ОВЗ в обществе. Под содержанием обучения понимается система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирует соответствующее общественным нормам поведение, готовит их к труду.
Обучение будет результативным только через организованное, систематическое, целенаправленное обучение.
Для достижения этой задачи в на первый план выходят такие предметы как: «Гигиена и самообслуживание», «Ручной труд», «Хозяйственно – бытовой труд», «Обслуживающий труд», «Социальная коммуникация», «Домоводство».
Предмет Домоводство – это специальные коррекционные занятия, на которых обучающиеся получают знания, умения и навыки по приготовлению пищи, уходу за одеждой, обувью, жилищем. Учатся правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; обучаются основам нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Учебная программа по домоводству строится по такому принципу, который дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности воспитанников. Особенностью учебной программы по домоводству является своеобразие содержания учебного материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Эффектное усвоение обучающимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, приемов и средств обучения.
Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
На занятии воспитатель объясняет отдельные понятия, правила поведения, приемы работы с определенными инструментами, электроприборами, правила их применения, содержание некоторых слов и распространенных предложений. Люди с интеллектуальными нарушениями часто не понимают специальных терминов, сложных инструкций. В силу недостатков познавательной активности они плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, под одно понятие могут подвести прямо противоположное, не используют усвоенные знания при изучении нового материала.
Рассказ - повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках домоводства используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа - это вопросно-ответный метод обучения. Для сообщения новых знаний на уроках СБО беседа может использоваться только в том случае, если у воспитанников уже есть некоторые сведения по изучаемому материалу. В верно построенной беседе они не только получают или закрепляют знания, но и учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, формировать диалогическую речь и логически ее строить. Этот метод способствует пробуждению у людей с ОВЗ интереса и активности, умения задавать вопросы, быть активным в общении.
Развитие познавательной деятельности зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и понятным для его восприятия является учебный материал.
Главной опорой в усвоении познавательного материала на уроках домоводства служат наглядные средства.
Наглядные средства создают в сознании воспитанников наглядный образ предмета, процесса, действия и т. д.
Уроки домоводства предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность может служить воспитанникам при самостоятельной деятельности. Если условные обозначения, используемые в схематической и символической наглядности, понятны и доступны, то такая наглядность активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, дает возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов.
Наглядные средства выполняют различные функции. В одних случаях являются иллюстрацией к рассказу или объяснению, в других - средством создания у воспитанников конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, которые они еще не наблюдали.
Наглядные средства на уроках домоводства используются для формирования знаний и для организации практической деятельности.
Для успешного усвоения учебного материала по предмету «Домоводство» в первую очередь используется натуральная наглядность.
Например, при изучении темы «Продукты питания» используются крупы, соль, сахар, фрукты, овощи при работе с которыми у детей формируются тактильные ощущения, обоняние, осязание, причем воспитанники сами трогают, пробуют на вкус данные продукты, что улучшает запоминание и повышает качество усвоения программного материала.
При изучении темы «Шнуровка обуви» используется картонная и деревянная наглядность с рамками для шнуровки и натуральные модели обуви. Для усвоения темы «Сервировка стола», «Уход за посудой» используются также натуральные предметы посуды.
При изучении темы «Смена постельного белья» используется постельное белье, одеяло, покрывало и кровать.
При изучении модуля «Одежда и обувь», воспитанники моют, чистят и сушат обувь из разного материала, пришивают вешалки и пуговицы к одежде, стирают и гладят, складывают одежду в шкаф, развешивают одежду на вешалках, чистят одежду. Изучая модуль «Жилище» - подметают и моют полы, готовят пылесос к работе, удаляют пыль с подоконника, мебели.
При отработке навыков стирки вещей, уход за жилищем, комнатными растениями, ковровыми дорожками также используются натуральные объекты, что максимально приближает учебную ситуацию к действительности и повседневной жизни.
Следующий вид наглядности — это реальные объекты, такие как библиотека, раздевалка, столовая, кабинет домоводства.
Например, при изучении темы «Покупка продуктов» в классе СБО создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, ценники, макет кассового аппарата, муляжи продуктов, пакеты и бутылки из под жидких продуктов и т.д. Воспитанники учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, выбирать продукты одного вида из разнородной группы продуктов, например: «Выбери только молочные продукты», складывать продукты в сумку, учатся правилам поведения в общественных местах.
Другой вид наглядности – это технологическая карта. Она показывает трудовой процесс через последовательность составляющих его операций, то есть последовательность действий.
Например, технологические карты по темам: «Заваривание чая в пакетике», «Мытье обуви», «Уход за полостью рта», «Пришивание пуговицы», «Стирка вещей вручную», «Сервировка стола», «Мытье посуды», «Удаления пыли с подоконника» и другие.
Если воспитаннику трудно работать с иллюстративно- текстовой технологической картой, ему на помощь приходит предметная технологическая карта, состоящая из образцов объекта труда, доведённых до разных степеней готовности (например, несколько последовательно расположенных рубашек, каждая из которых находится на определенном этапе складывания.
Систематическое использование технологических карт вызывает живой интерес , побуждает к активному труду. Воспитанники учатся рассказывать о последовательности действий, операций самостоятельно или с помощью педагога, по заранее расставленным карточкам.
При обучении выполнению двигательных трудовых приемов работы применяются плакаты, показывающие правильные приемы работы с помощью разных бытовых инструментов.
На уроках домоводства также используются образные наглядности - это рисунки, плакаты, картинки, символические наглядности (например, условные обозначения для ухода за одеждой, регулирование температурных режимов работы электроутюга, электроплиты, стиральной машины, миксера).
Другой вид наглядности - это «Тематический словарь в картинках», который подготовлен в виде книжек с дидактическими карточками, каждая из которых содержит определенные темы (например, квартира, мебель, посуда, одежда, обувь, продукты питания). Карточки представляют собой изображения отдельных предметов или иллюстрации. На обороте каждой карточки даются короткие тексты, а также вопросы и задания. Воспитанникам демонстрируются предметные карточки для закрепления в речи новых словарных слов и понятий.
Чтобы они не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений.
На уроках домоводства также используются цифровые образовательные ресурсы – это презентации, мультимедиа, видео уроки, видеофильмы, видео энциклопедии).
Использование ИКТ позволяет насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы.
Использование ИКТ позволяет повысить эффективность практических работ за счет внедрения мультимедийных заданий.
Например, Положи в кастрюлю в правильной последовательности все ингредиенты супа. Если воспитанник ошибается, звучит сигнал. Работа выполняется до её полного и правильного выполнения. Таким образом, достигается прочное усвоение материала перед его практическим выполнением.
Когда возможности урока и кабинета не могут дать полного представления о данной теме, использую презентации в качестве виртуальных экскурсий в магазин, поликлинике, на авто вокзал или аэропорт. В виду того, что реально посетить эти объекты не представляется возможным, презентация позволяет посмотреть, например, как выглядит магазин, какие отделы есть в магазине, кто работает в магазине, как нужно складывать продукты в корзину и т.д. А также познакомиться с правилами поведения в общественные места и многое
Презентация дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Под воздействием обучения и воспитания, с использованием разнообразных средств наглядности, у воспитанников постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация.
Таким образом, благодаря использованию наглядных средств, воспитанники усваивают знания и умения по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства и затем успешно используют их в повседневной жизни.
Особое внимание на уроках домоводства уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы домоводства требует выполнения практических работ, направленных на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики.
В специально подготовленных условиях у воспитанников формируются новые потребности и интересы, которые со временем возрастают, развивая личность. Появляется осознание полезности своей работы, что в свою очередь вызывает положительный эмоциональный фон и побуждает к активной деятельности.
Уроки домоводства направлены на подготовку людей с ОВЗ к самостоятельной жизни. Потому эти уроки являются одними из самых главных в обучении.
Ведь деятельность - основная функция личности, поэтому рекомендуется по возможности способствовать социальной адаптации воспитанника, т.е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду.
Воспитатель Петрова Ю.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...
Статья на тему: «Эффективные методы и приемы работы на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие достижение предметных результатов, регламентируемых ФГОС»
методическая статья...
Эффективные методы и приемы обучения английскому языку в условиях ФГОС
Многолетняя практика преподавания иностранных языков показывает, что значительная часть учеников слабо мотивирована к изучению иностранного языка. Причины очевидны: языковой среды нет, трудно вызвать ...
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иностранному общению
Иностранное общение...
Материал по английскому языку «Эффективные методы и приемы обучения английскому языку.»
На уроках иностранного языка требуется быстрая смена видов речевой деятельности. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся, приходится использовать упражнения на речемыслительную деятельность...
Эффективные методы и приемы обучения математике
В современном мире математика становится все более значимой дисциплиной, играющей ключевую роль в развитии науки, технологий и экономики. Поэтому обучение математике должно быть эффективным и доступны...
Эффективные методы и приемы при обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка
Методы и приемы, используемые на уроках английского языка для детей с ОВЗ...