«Основные формы алалии. Симптоматика различных форм»
статья

.В статье дается представление об основных формах алалии и ее симптоматике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_formy_alalii.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Основные формы алалии. Симптоматика различных форм»

Выполнил:

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 167»

Нижний Новгород

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. (См. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 331).

– Алалия – это проявляющееся в структуре нервно-соматических и нервно-психических заболеваний расстройство развития языковой способности у детей, которое характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания при сохранности семантических и моторных операций и проявляется в фонематических, лексических, морфологических, синтаксических нарушениях. (См. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1994).

Алалия – это речевое нарушение. При первичной речевой патологии нет нарушений коммуникации: есть направленный взгляд и жесты, адекватная мимика, возгласы, цель которых привлечь внимание окружающих.
Термин «алалия» в переводе с греческого (греч. а – отрицание, lalio – говорю, речь) означает отсутствие речи, безречье.

Алалия – глубокое системное недоразвитие речи на органической основе. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. М., 1973. С. 178-179).

Алалия – системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие нарушения функций речедвигательного и речеслухового анализаторов. (Шаховская С.Н.).

Основные формы алалии

Характеристика неречевых симптомов

нервно-соматические

нервно-психические

Моторная алалия

— это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Эфферентная моторная алалия – результат поражения премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока), которая следит за организацией и последовательностью сложных комплексов двигательной программы. Ребенок не может выполнять серию движений. Может произнести отдельный звук, но затрудняется в производстве группы звуков, целых слов и предложений. Страдает переключение с одной артикуляционной позы на другую. Грубо искажается слоговая структура слова, происходит застревание на одном и том же слоге (физкультурник – тутульник).

 

Афферентная моторная алалия – патология посцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). В норме она ведает кинестетическим анализом и синтезом тонких движений артикуляционного аппарата.

 Ребенок с афферентной алалией не чувствует артикуляционной позы: открыт рот или закрыт, растянуты или вытянуты губы, поднимается или опускается язык, вибрируют или нет голосовые складки. В результате, ему трудно найти артикуляционную позу и произнести отдельно некоторые звуки. Правильное удержание позы закрепляется с трудом, поэтому он заменяет артикуляцию сложных звуков на более простую. Нарушение звукопроизношения происходит по типу замены или пропуска звуков.

 Возможно сочетание этих двух форм моторной алалии.

По наблюдениям С. С. Корсакова и Н. И. Красногорского, алалия бывает следствием соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы, в первую очередь гипотрофии. Ю.А. Флоренская подчеркивала, что в патогенезе алалии имеют место рахит, нарушения питания и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей. Эта точка зрения разделяется не всеми авторами. По-видимому, соматические заболевания лишь усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которые являются ведущими.

Наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности: от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапирамидной систем.

У всех детей с моторной алалией выявляются: (по Г. А. Волковой) Разнообразная неврологическая симптоматика, которую следует учитывать при речевых и двигательных нагрузках (повышенное внутричерепное давление, гемиатрофические изменения в костях черепа, изменения со стороны глазного дна, легкая сглаженность носогубных складок, слабость лицевого и подъязычного нервов, что обуславливает картину центральных параличей и парезов артикуляционной мускулатуры);

симптомы пирамидной недостаточности (изменения тонуса) и недоразвитие моторики, которые выражаются в нарушениях походки, сутулости, слабости правой руки и правой ноги (моторные алалики охотнее пользуются левой рукой, прыгают на левой ноге);

органическая симптоматика с преобладанием левостороннего пирамидного синдрома в виде мышечной дистонии, с повышенными сухожильными рефлексами слева, легкий мозжечковый синдром;

нарушения оптико-пространственного праксиса;

симптомы пониженной активности коры головного мозга: дети склонны к тормозным процессам, в игровой деятельности проявляют робость, вялость, утомляемость;

симптомы повышенной возбудимости коры головного мозга, которые проявляются в неуравновешенности, суетливости, двигательном беспокойстве, невнимательности.

Быстрая утомляемость ребенка при перегрузках, нарушение тонуса некоторых групп мышц, паретичность или спастичность выраженные вегетативно-сосудистые изменения. Оральная апраксия, по Н. Н. Трауготт, встречается у 10% детей с алалией. У них отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность.

Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. У некоторых детей наблюдаются нарушение координации движений, переключаемости с одного действия на другое. По состоянию моторики дети делятся на два типа: расторможенные (гиперактивные) импульсивные, хаотичные в деятельности и наоборот заторможенные (малоподвижные), вялые, заторможенные, инертные. Отмечается недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. Особенно страдает вербальная память — произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой.

Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка.

Отмечается снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей.

В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера.

 Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.

Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Отмечаются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза, опосредованных речью, ограниченность и неустойчивость внимания, восприятия, продуктивной деятельности.

Несформированность у них обобщений, планирующей и регулирующей функции речи.

Вопрос об интеллекте детей с алалией решается исследователями неоднозначно. М. В. Богданов-Березовский (1909), Р. А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что мышление у таких детей первично нарушено. Именно это приводит к недоразвитию языковой способности.

Н. Н. Трауготт (1940, 1965), Р. Е. Левина (1951), М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н. А. Никашина и другие подчеркивают, что интеллект у детей вторично изменен в связи с состоянием речи, хотя положительной корреляции между уровнем недоразвития языка и интеллекта ими прямо не устанавливается. У детей есть познавательный интерес, достаточно развита предметно-практическая и трудовая деятельность, но отмечается замедление темпа мыслительных процессов, несформированность понятий и т. д.

При алалии своеобразно формируется речевое мышление, для которого необходимы полноценные языковые обобщения.

У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т. е. у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи.

Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей.

Ряд исследователей (Н. М. Уманская, Л. Р. Давидович) говорят о первичной сохранности интеллекта детей с алалией, подчеркивая положительную динамику, возможности достаточной социально-трудовой адаптации.

У детей отмечается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью, специфическое поведение и ряд других особенностей.

Неполноценность речи или ее отсутствие при алалии обусловливает ряд особенностей психического развития ребенка, оказывает влияние на протекание психических процессов, вызывая их своеобразие. У детей с алалией речь не является ведущим средством познания окружающей действительности, поэтому в ряде случаев не обеспечивается и нормальное развитие интеллекта.

Сенсорная алалия - системное недоразвитие импрессивной речи центрального характера, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Патология височной области (центра Вернике) является причиной развития сенсорной алалии. Этой корковой зоной регулируется способность воспринимать слышимую речь, различать звуки, понимать сказанное, услышанное. Сенсорную алалию отличают: нарушенное восприятие слышимой речи; отсутствие ее смыслового восприятия.

У детей сенсорной алалий выявляются:

неврологическая симптоматика (легкая асимметрия оскала, двусторонняя пирамидная симптоматика, спастические гемипарезы, слегка гидроцефальный череп), но со стороны черепно-мозговых нервов грубой патологической симптоматики не обнаруживается,

нарушения двигательной сферы: общее двигательное беспокойство, иногда легкий хореоатетозный гиперкинез.

Неврологические нарушения: сенсорно-акустический синдром (мерцающее непостоянство слуховой функции), слуховые агнозии, гиперакузия. (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения.

Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Неполноценность слуха при сенсорной алалии исследователи объясняют обширностью очага недоразвитых или пораженных клеток коры головного мозга, отсутствием узколокализованного характера поражения в детском мозгу.

В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются выраженные трудности поведения: ребенок играет, прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Но иногда такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.

Физиологические исследования сенсорных алаликов привели к следующим выводам: сенсорная алалия — следствие нарушения центрального отдела слухового анализатора, благодаря чему быстро и легко возникает запредельное торможение. Этим и объясняется неустойчивость порогов слуховых реакций, трудность образования слуховых дифференцировок слышимых звуков, а, следовательно, и различение акустически близких фонем, и неполноценность слухового анализа и синтеза.

Недоразвитие или раннее поражение мозга приводит к снижению работоспособности незрелых мозговых клеток, в которых не могут нормально протекать высшие нервные процессы.

Как показали многократные специальные исследования, в подавляющем большинстве случаев дети с сенсорной алалией имеют некоторое незначительное снижение тонального

(физического) слуха, но оно не столь серьезно, чтобы быть тормозом в развитии понимания речи. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга. Ю. А. Флоренская отмечала, что при сенсорной алалии (сенсорно-акустическом синдроме) имеется особое состояние акустической

не возбудимости и истощаемости слуховой функции.

Психопатологические нарушения: познавательная сфера страдает в большей степени, чем при моторной алалии. Невербальные процессы развиваются только через зрительные процессы и показ. Часто отмечается выраженная ЗПР. Поведение хаотично, сумбурно, импульсивно.

Психопатологическая симптоматика – более выражена.

У детей отмечается нарушение речеслуховой памяти, ярко выражены нарушения речеслухового и слухового внимания – это трудности включения, концентрации, устойчивости, распределения, повышенная истощаемость, прерывистость внимания.

Внимание ребёнка привлекают яркие игрушки, приятные запахи.

У детей есть нарушения эмоционально-волевой сферы: замкнутость, негативизм, трудности в поведении, отказ от общения.

Эмоции неустойчивые и неглубокие (быстрый переход от одной эмоции к другой)- эмоциональная лабильность.

Особенности интеллектуальной деятельности являются дискуссионным вопросом.

Нарушение мышления, познавательной деятельности обусловлены первичным недоразвитием восприятия речи.

Психомоторная симптоматика – нарушения психомоторных функций выражены в меньшей степени, чем при моторной алалии. В основном отмечаются эхопраксии (непроизвольные повторения).

Возможность восприятия при сенсорной алалии находится в зависимости от темпа поступления звуковых раздражителей, наличия интервала между ними, качества звуков, предъявляемых для восприятия.

Состояние акустической невозбудимости и истощаемости слуховой функции приводит к неустойчивости слуховых реакций, трудностям образования слуховых дифференцировок, неполноценности слухового анализа и синтеза.

Особенности слухового внимания и восприятия при сенсорной алалии, их замедленность, неустойчивость, колебания (непостоянство слуховых реакций ребенка на звуковые раздражители) затрудняют правильную оценку состояния слуха.

Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.

Чистые тоны воспринимаются обычно хуже.

 Основным проявлением при сенсорной алалии является нарушение процессов высшего анализа и синтеза слухоречевого анализатора

При сохранности звукопроводящей функции слухового анализатора у детей отмечается неспособность локализовать звук в пространстве, выявляется нарушение слуховой памяти, индифферентность к звуковым раздражителям. Обращенный сигнал (речь взрослого) оказывается слишком слабым, чтобы вызвать понимание, интерес и ответ.

При сенсорной же алалии связь между словом и предметом (действием), который он обозначает, не формируется. Это явление исследователи называют замыкательной акупатией.

Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла слов при изменении форм и порядка слов, не воспринимается ими смысл грамматических конструкций.

Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания. Ребенок не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь, отвлекается внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия.

На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концентрирования внимания, устойчивости и распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

При сенсорной же алалии связь между словом и предметом (действием), который он обозначает, не формируется. Это явление

исследователи называют замыкательной акупатией.

Иногда ребенок понимает только одного человека — мать, педагога и не понимает, когда-то же самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы организации учебной деятельности при обучении математике

Развить интерес учащихся к процессу  изучения математики в 7-9 классах...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Повышение качества выставочных экспонатов через различные формы взаимодействия педагогов дополнительного и основного образования

Данный материал описывает опыт взаимодействия педагогов дополнительного образования и учителей школ. Представлены результаты работы стажерских площадок для учителей, позволяющих повысить профессиональ...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Статья «Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии»

laquo;Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать су...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...