Статья «Формирование орфографически грамотного письма у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
методическая разработка по русскому языку
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование орфографически грамотного письма у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Русский язык один из основных предметов в специальном (коррекционном) обучении.
Важнейшей задачей обучения родному языку учащихся с ОВЗ является формирование у
них навыков орфографически грамотного письма. Это составляет материальную основу
письменной речи, без которой невозможен процесс успешного школьного обучения.
В силу того, что у учащихся с нарушенным интеллектом вся система анализаторов,
участвующих в формировании навыка письма, недостаточно развита, учащиеся с трудом
овладевают умениями и навыками.
Проведя самостоятельные и контрольные работы, анализируя итоги
письменных работ по разным темам, выявила, что наиболее частыми у учащихся
являются ошибки на:
¬ правописание парных и непроизносимых согласных;
¬ правописание безударных гласных в корне слова;
¬ правописание ь и ъ;
¬ правописание гласных после шипящих;
¬ различные случаи правописания падежных окончаний существительных,
прилагательных, личных окончаний глаголов;
¬ специфические ошибки, характерные для учащихся (замена, пропуски букв, слогов,
искажения слов).
Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку
считаю формирование навыков орфографически грамотного письма.
Такая работа необходима, поскольку ни одно умение учащихся с особыми образовательными
потребностями не возникает без специально организованного обучения.
Особое место уделяю проблеме формирования орфографической зоркости учащихся.
Стараюсь научить учащихся решению орфографических задач, при решении которых,
у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове,
её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи.
Такие умения называются орфографической зоркостью.
Они являются важнейшим базовым умением. Если у учащегося отсутствуют выше названные
навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что
влечёт за собой орфографические ошибки.
В своей работе широко использую приёмы и виды упражнений, способствующие
формированию орфографической зоркости у школьников с ОВЗ.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и
самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в
определённой последовательности.
При изучении любой орфографической темы, в целях выработки навыков письма, я
использую различные виды диктантов: зрительный, слуховой, предупредительный,
комментированный, письмо по памяти, выборочный. И такие виды упражнений:
списывание, письмо под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике,
письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором и творческие
работы.
Зрительный диктант. На уроке русского языка демонстрируются предложения,
ежедневным увеличением количества букв и уменьшением время. Кроме того, зрительные диктанты направлены
и на тренировку внимания,
активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
Слуховой диктант предлагаю детям с целью формирования умения распознавать
фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой, путём
соотнесения речи, звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических
задач и развития слухового восприятия, памяти. В своей практике часто слуховые и
зрительные диктанты провожу параллельно.
Предупредительный диктант состоит в том, что ошибки предупреждаются до записи
текста. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как нужно написать то или иное
слово.
Комментированный диктант используется на уроках русского языка при записи слов,
предложений. Учащиеся проговаривают опасные места (орфограммы). Сначала прошу
комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
Письмо по памяти развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается
трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
Выборочный диктант позволяет за короткое время повторить большой объём
материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой.
Данный вид диктанта позволяет выявить, насколько школьники усвоили материал.
Большую самостоятельность учащихся предполагает такой вид работы, как списывание.
Списывание –прием для выработки грамотного письма на время (скоростное письмо).
Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге, на классной доске и читают сами.
Методика его проведения такова:
1 Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2 Самостоятельное чтение хором.
3 Объяснение орфограмм (коллективно).
4 Считают количество предложений в тексте.
5 Чтение по предложениям.
6 Орфографическое чтение.
7 По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8 Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9 Проверка написанного.
Качественным является письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки.
Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания слова (предложения) я
даю сама, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового
проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, поговорить индивидуально.
Творческие работы. Это вид письма является трудным для учащихся с нарушенным
интеллектом. Учащимся предлагаю такие задания:
1 Допиши предложение.
2 Восстанови деформированное предложение.
3 Составь рассказ по опорным словам.
4 Продолжи рассказ.
Использование орфографического словаря на уроках грамотного письма.
Школьный орфографический словарь, являясь учебным пособием по орфографии, должен
быть, использован в школе при обучении школьника правописанию. Для школьника с
ОВЗ в обучении словарь является не только справочником по правописанию, но и
немаловажным источником обогащения и упорядочения его словарного запаса.
Учитывая особенности внимания, восприятия, памяти детей данной категории
основными помощниками становятся опоры, схемы, таблицы, которые помогают учащимся в
трудной «орфографической» ситуации выстроить алгоритм рассуждения.
В процессе систематической работы учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом
решения орфографической задачи:
1) определить место, где возникла орфографическая задача;
2) в какой части слова находится орфограмма;
3) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
4) к какой группе правил относится данная орфограмма;
5) определить в слове ударение;
6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;
7) написать слово в соответствии с правилом.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет
немало хлопот. Дети часто без желания выполняют задания, плохо запоминают правило.
Чтобы вызвать интерес у учащихся, использую на уроках игровые приемы:
игра «Четвертый лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
С желанием учащиеся разгадывают ребусы, загадки, участвуют в таких играх, как:
- «Снежный ком» (мир – роза – акация – яблоко);
- «Повтори – ка» (один из играющих называет слово на изучаемое правило, допустим –
играть (гл ), другой повторяет слово играть и добавляет своё: думать, третий говорит:
играть, думать и добавляет своё).
- «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки,
как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают,
как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то
существует и ''опасное место''.
- Игра «Буквы И, У, А после шипящих». Кто больше вспомнит названия животных, птиц,
…, в которых есть сочетание шипящих ж,ч,ш,щ с буквами и. у , а? (Жираф, жаба, чайка,
чибис, чижик, ежик, журавль, медвежата).
- «Угадай слово». Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного
слова, учащиеся записывают составленные слова.
Го- (город, горох, гореть, горизонт)
И наоборот, можно дать конец слова, а обучающиеся придумывают начало.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили, из книжки в норку утащили.
…суда, …рёза, …сква.
Игры-соревнования
1.Игра «Поднимаем руку» ( если в окончании глаголов пишется е, разделительный ъ, после
шипящих на конце пишется ь и т.д.)».
Подсчитывается количество ошибочно поднятых (не поднятых) рук (по командам или по
рядам). В итоге подсчитываются очки, определяется победитель.
2.Игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на какое-
либо правило (например, на разделительный ъ и ь ). Выигрывает тот, кто быстрее вручит
учителю листочки, с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, кроме развития орфографической
зоркости, я активизирую познавательную деятельность учащихся, прививаю интерес к
предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.
На каждом уроке обязательно проводим словарную работу, используя разнообразные виды
заданий, с использованием различных видов разбора и составления словосочетания со словарным словом.
Затем составление предложения с новым словарным словом.
Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Вот некоторые приемы работы со словами из словарика учебника:
1 Запись слов под диктовку или по памяти. После записи учащиеся проводят самопроверку
по словарику или взаимопроверку.
2 Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я.
Я называю слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
3 Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по
вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).
4 Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
5 Выписать слова, в которых 2, 3 букв О.
6 Выписать слова на определённую тему.
7 Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое
встретилось.
8 Дописать предложение. Рабочие приняли участие в. (забастовка, демонстрация).
9.Отгадать загадку, записать.
Чудо – птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом, а ночью под кроватью. (ботинки)
10 Написать по памяти слова из словаря в три столбика с: о е и.
11 Игра «Найди лишнее слово». Я предлагаю учащимся словарный диктант: зима, охота,
охрана, конверт. Учащиеся должны назвать «лишнее» слово. Слово - зима «лишнее», так
как в этом слове проверяемая гласная и.
Хирург, продавец, слесарь, население; население – «лишнее», т.к. обозначает не профессию.
12 а) «Шифровальщики». Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет
орфограмма на удвоенную согласную.
Б) Шифровка «Добавь гласные».
(Или «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними
подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: дрктр (директор).
Данная работа детям очень нравится. Использование различных видов работы над
словарными словами даёт положительные результаты. У учащихся развивается внимание,
сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам
орфограмм.
При формировании навыков орфографического грамотного письма особая роль уделяю анализу работ учащихся и работе над ошибками. Систематическая работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую
зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно.
Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены
ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную
работу учащихся над ошибками
Эффективность работы над ошибками зависит от систематического её проведения, от разнообразия видов упражнений, от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Для организации самостоятельной работы учащимся предлагаю памятку. Она
подсказывает на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как исправить
ошибку. Таким образом, большая часть учащихся усваивают основные виды орфограмм.
Проводимая работа над словом способствует развитию умственной деятельности
учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение,
сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к
эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать
орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в
определённой системе. И место каждого вида упражнения при изучении какой-либо темы
должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той
умственной работой, которую производят учащиеся.
Развивать сознательное восприятие слова помогают орфографические зарядки, которые
можно включать в каждый урок русского язык.
Проводится «орфографическая зарядка» в течение пяти минут. Материал для данного
упражнения представляет собой набор заданий, состоящих из группы слов и словосочетаний.
1 Объяснить выделенные орфограммы.
Рубашка, мороз, вершина, метель ,стрелочка, коньки , село.
2 Объясни пропущенные орфограммы.
Ч…ща, ч…бан, ч…гун, ж…знь, ш…на, пруж…на
3 Найди в словах орфограммы ,объясни их правописание.
Грибной ,кость ,точка, луч, арбуз, травка.
4 Напиши слова под диктовку, обозначь орфограмму.
Билет, прачка, окуньки, моржи, наши ,Надя ,ищу , слоны смешить, грибной
5 Найди в словах ошибки и исправь их
Свечька , бирёза , белет , лёт , ужы , трафка , кречят , пасажыр.
Так же в работе использую нестандартные приёмы, позволяющие учащимся не допускать
ошибок.
1.Волшебный квадрат (5х5). Этот квадрат лежит на партах учеников на уроке русского
языка. « Квадрат будет обладать волшебной силой, если им научиться правильно
пользоваться. Для этого нужно накладывать квадрат на первое слово предложения.
Постепенно, двигая его вправо, открыть первый слог слова, потом второй и т.д. Таким
образом, он легко обнаружит пропуск буквы». Квадрат притормаживает движение глаз и
заставляет детей быть внимательнее.
2 «Устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух,
затем учитель называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его
запись орфографически.
3 На наши уроки часто приходят два спорщика: Речевичок и Слушок. Они спорят при
выборе буквы в слове. На доске написано в...ршина -
Речевичок настаивает на букве и, а Слушок говорит, что надо писать е.
Аналогичные примеры: з…лотой, г…ворить и т.д..
4 Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера
и мультимедийного проектора, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и
позволяет добиться успехов в работе.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают положительные условия для мотивации в учении:
игра «Четвертый лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.
Обучающиеся с умственной отсталостью медлительны, пассивны, малоинициативны, недостаточно внимательны, поэтому для активизации речи и обогащения словаря применяю следующие виды работ:
1. Лексические упражнения на обогащение словаря обобщающими понятиями, подбор антонимов, синонимов, многозначных слов.
2. Картинный диктант.
3.Образование уменьшительно-ласкательных существительных, прилагательных.
4. Образование сложных слов по образцу.
5. Работа с фразеологизмами
Создаю условия для обучения школьников приёмам умственной деятельности, к которым относится работа с книгой, текстом и наглядным материалом. Эта работа проводится по этапам:
1. Перечитать текст, определить главную мысль прочитанного.
2. Разбить текст на смысловые группы и выделить главные слова или предложения, которые выражают основную мысль.
3. Учить составлять план по опорным словам или предложениям.
4. Уметь передать содержание текста (полно или кратко) по плану.
5. Уметь выделить в тексте главное, сделать вывод.
При такой ежедневной работе дети постепенно приучаются работать с текстом самостоятельно.
Заключение.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности
учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение,
сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к
эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать
орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
Учащимся коррекционной школы орфографически - грамотное письмо даётся с
большим трудом. Целенаправленная работа, которую я веду на протяжении нескольких лет,
основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования
орфографической зоркости, дает положительные результаты:
- учащиеся находят «опасные» места в слове;
- распознают вид орфограммы, доказывают и обосновывают свой выбор;
- приобщаются к самостоятельной работе над ошибками;
- учащиеся справляются с итоговыми контрольными работами;
- возрос интерес детей к урокам русского языка;
- выпускники школы продолжают обучение в профессиональных училищах,
социализируются в обществе (сформировано умение правильно оформлять деловые бумаги
(заявление, объяснительные, автобиографию, расписку и т.д.), общаться с окружающими
людьми)
Формирование познавательных интересов у детей с нарушением интеллекта осуществляется в процессе обучения и воспитания и включает внеклассную работу по учебным предметам.
Организация внеклассной работы способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках русского языка материала, содействует развитию речи обучающихся, повышает уровень языкового развития школьников, воспитывает интерес к предмету.
Внеклассная работа позволяет обучающимся применить свои знания и умения в новых, нестандартных ситуациях, полученных детьми на уроках. В этом случае правильная и целенаправленная организация внеклассной деятельности учеников с нарушениями интеллекта помогает воспитать у детей привычки правильного поведения в обществе и трудовой деятельности, в учёбе самостоятельность и инициативность, способствуют дальнейшей успешной социализации в обществе.
Таким образом, внеклассная работа по русскому языку предоставляет большие возможности для практического использования речи обучающихся. Неотъемлемой частью внеклассных занятий является то, что в каждом из них обучающиеся получают возможность решать посильные задания, выполнять элементарные стилистические упражнения. Обучающиеся, опираясь на полученные уже ранее знания по русскому языку на уроках, выполняют на внеклассных занятиях упражнения, основанные на занимательности. Это способствует пробуждению у школьников непосредственного интереса к предмету и стремления к получению знаний.
Мною проведены следующие внеклассные занятия «Путешествие по стране Имя существительное», «Грамматический бой», «Путешествие в страну Знаний русского языка» (5-6 классы) по русскому языку и «Путешествие в страну лукоморья», « Неделя олимпийских наук». Ежегодно обучающиеся 5-9 классов нашей школы принимают участие в предметной неделе по русскому языку.
Участвуют в олимпиаде по русскому языку, конкурсах «Лучший диктант», «Лучшая тетрадь», «Лучший чтец».
Также учащиеся принимают участие в дистанционных международных олимпиадах по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для учащихся с ОВЗ проекта «Инфоурок», «Мир олимпиад».
Список литературы.
1.А.К.Аксёнова. Методика обучения русскому языку.Москва ВЛАДОС, 2002
2 М. Р. Львов.Правописание в начальных классах. Москва «Просвещение», 1990
3 Т.И. Федоренко. Журнал «Начальная школа», №8, 1981 г
4 В. В. Лойло. Развитие памяти, и повышение грамотности. Москва Дрофа, 2001
5 И.Е.Токарь. Сборник упражнений для занятий по преодолению нарушений письма и
чтения. Издательство «Коррекционная педагогика», 2004
6 С.А. Длугашевская. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма.
Журнал «Начальная школа», 6, 2005
7 Л. Ясакова. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование исторических понятий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".
У обучающихся с нарушением интеллекта особенности исторических представлений проявляются в их фрагментарности, неточности, часто бывают искажены, быстро забываются школьниками. Поэтому в образовательн...
Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС
В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"...
Выступление на МО "Особенности формирования читательской грамотности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями". 2018
Методическая разработка...
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".
Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....
Материалы для формирования каллиграфических навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Большие трудности при овладении навыками письма отмечаются у детей с отклонениями в развитии на начальном этапе обучения в школе. Связано это, прежде всего, со становлением произвольных движений в раз...
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка"....
Статья "Формирование читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ"
В данной статье представлены эффективные приемы работы с текстом при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка, которые помогают развивать смысловое чтение, способствуют формированию читательской ...