«Организация работы по обеспечению безопасности на уроках основ социальной жизни»
материал
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на педагогическом совете
«Организация работы по обеспечению безопасности
на уроках основ социальной жизни»
Подготовила
учитель основ социальной жизни
Киричек М.А.
Благовещенка, 2022
Организация работы по обеспечению безопасности
на уроках основ социальной жизни
Ребёнок растёт и, осваивая окружающий мир, с каждым днём становится всё более самостоятельным. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью испытывает большие трудности в ориентировке в окружающем мире. Задача взрослого – не ограничивать ребёнка в действиях, а обеспечить ему безопасное пространство, помочь ребёнку практически подготовиться к жизни. Для этого необходимы специальные коррекционные занятия, которые охватили бы сумму знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Безопасность – это не только сумма усвоенных знаний и навыков, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. (СЛАЙД 1)
Уроки основ социальной жизни (социально-бытовой ориентировки) – это уроки, направленные на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.
На уроках дети получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
Современный мир богат техническими средствами, многие из которых травмоопасны. Практическая деятельность учащихся на уроках основ социальной жизни (социально-бытовой ориентировки) предполагает использование этих средств при изучении рядов разделов, поэтому учитель должен уделять серьёзное внимание организации практической деятельности учащихся, прежде всего, необходимо создать такие условия труда, которые исключили бы возможность возникновения несчастных случаев и способствовали успешному обучению, воспитанию и развитию детей. Для этого педагог должен знать и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и санитарно-гигиенические требования.
Программный материал раздела «Личная гигиена» предусматривает ознакомление с безопасным использованием различных гигиенических средств и приспособлений по уходу за телом. (СЛАЙД 2)
Программный материал раздела «Одежда и обувь» предусматривает ознакомление с:
- ТБ при работе с иглой и ножницами;
- ТБ при работе с электрическим утюгом; (СЛАЙД 3)
- ТБ при работе со стиральной машиной;
- ТБ при выведении пятен.
Программный материал раздела «Жилище» предусматривает ознакомление с:
- ТБ при работе с пылесосом;
- ТБ при работе с моющими и чистящими средствами. (СЛАЙД 4)
Отрабатывается алгоритм действий в различных бытовых ситуациях (разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище»). Так, выполняются практические действия, уточняющие порядок действий учащимися при открывании и закрывании водопроводных кранов в определённой последовательности (сначала открываем кран с холодной водой, затем постепенно (медленно) с горячей водой). Учу детей по цвету кнопок на кране определять, в каком из них холодная вода, а в каком горячая.
Программный материал раздела «Питание» предусматривает ознакомление с:
- санитарно-гигиеническими требованиями к процессу приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд;
- ТБ при работе с электроплитой; (СЛАЙД 5)
- ТБ при работе с электрической духовкой; (СЛАЙД 6)
- ТБ при работе с режущими инструментами;
- ТБ при работе с кухонными механическими приспособлениями и электрооборудованием (мясорубка, мультиварка, микроволновая печь, кухонный комбайн, овощерезка, миксер, блендер и т.д.);
- ТБ при работе с горячей жидкостью.
Программа уроков основ социальной жизни предусматривает экскурсии. Перед экскурсией директор школы-интерната пишет приказ, учитель проводит инструктаж по:
- правилам дорожного движения; (СЛАЙД 7)
- правилам поведения в общественных местах,
учащиеся расписываются в журнале регистрации инструктажей.
Такой объём разнообразной информации усваивается на протяжении 5-ти лет, постепенно углубляясь и расширяясь.
Все классы разделены на подгруппы (5-8 человек), что позволяет контролировать соблюдение техники безопасности каждым учащимся. Это особенно актуально во время практических работ.
С инструкциями по ТБ обучающиеся знакомятся на предшествующих практическим занятиям уроках, а также непосредственно перед практическими занятиями и проговариваются во время занятий.
Инструктажи по правилам поведения в кабинете СБО и пожарной безопасности, знакомство со знаками пожарной безопасности, запрещающих и эвакуационных знаков («Огнетушитель», «ВХОД», «ВЫХОД» и др.)
проводятся 4 раза в год, в начале каждой четверти. Дети знакомятся с инструкциями и расписываются в журнале по технике безопасности.
Инструкции по ТБ оформлены отдельно на листах формата А-4 и находятся в «Папке инструктажа по технике безопасности». (СЛАЙД 8)
Имеется Журнал регистрации инструктажей по технике безопасности при проведении занятий на уроках социально-бытовой ориентировки, основ социальной жизни. (СЛАЙД 9)
В кабинете социально-бытовой ориентировки имеется аптечка, в которой имеются необходимые медикаменты, перевязочные материалы и принадлежности для оказания первой медицинской помощи.
Предметно-развивающая среда для обучения учащихся правилам безопасности во всех сферах жизнедеятельности должна быть многофункциональна. Обязательно должна соотноситься с возрастом учащихся, задачами обучения. С одной стороны, она позволяет учащимся овладеть игровыми, трудовыми и коммуникативными навыками, а с другой – в ней интегрируются предметно-практическая, игровая и учебная деятельность. В ней отрабатываются навыки безопасной жизнедеятельности учащихся. (СЛАЙД 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Участие в планировании и организации работ по обеспечению защиты объекта
Рабочая программа профессионального модуля по специальности СПО 090905 «Организация и технология защиты информации»...
Организация работы с дошкольниками по формированию основ безопасности
консультация для педагогов...
Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»
Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...
«Организация работы по обеспечению преемственности образовательных программ»
Статья включает рекомендации практического характера, позволяющие учителю грамотно выстроить работу с классным коллективом, родителями, коллегами по организации преемственности образовательных програм...
Конспект урока основ социальной жизни 8 класс. Тема: Виды тканей: растительного, животного, минерального происхождения, синтетическое волокно. Профессии, связанные с производством ткани, пошивом одежды.
Формирование хозяйственно-бытовых компетенций....
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....