Конспект урока по предмету"швейное дело"
план-конспект урока (5 класс)

Куксова Светлана Анатольевна

Конспект урока по предмету"швейное дело" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_po_tehnologii_salfetka_.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ  ПО ПРОФИЛЮ

«ШЕЙНОЕ ДЕЛО» В 5  КЛАССЕ СКОШ VIII вида.

 ТЕМА: План пошива салфетки. Учетная карта салфетки.


Цель: Ознакомить учащихся  с планом пошива салфетки. Изготовить учетную карту по пошиву салфетки.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ :

-научить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

Коррекционно-развивающая:  

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при

- формирование привычек бережливости и экономии; планировании последовательности изготовления салфетки.

Воспитательная:

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса, внимание.

Методы обучения: беседа, объяснение,  демонстрация наглядных пособий, индивидуальный подход к каждому ученику, ориентирование учащихся на самооценку.

Тип урока: КОМБИНИРОВАННЫЙ,

.Оборудование: рабочая тетрадь,альбом, образцы шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, лоскутки различных тканей, линейка, клей, карандаш, крой салфетки.

.

Наглядные пособия: образец изделия салфетки, инструкционно-технологическая  карта по пошиву салфетки, учетная карта по пошиву салфетки.

Межпредметные связи: математика, русский язык, Уметь работать с линейкой. Правильно  отмерять заданную величину. Уметь работать с ножницами, соблюдая технику безопасности.

Словарь: салфетка, шов вподгибку с закрытым срезом.

Ход урока

1.Организационный момент

Цель: Коррекция произвольного внимания.

Проверка готовности учащихся  к уроку.

2.Повторение пройденного материала.

Цель: Закрепление полученных знаний на уроках.

          Коррекция связной речи, зрительного восприятия.

 Устный опрос. Вопросы для повторения:

1.Салфетка состоит из каких деталей?

2.Сколько деталей в салфетке?

3. Какое  изделие нам напоминает  салфетка?(носовой платок).

4.Давайте вспомним ,какие швы применяются в обработке носового платка?  

3.Изучение  нового  материала.

Цель:Ознакомить учащихся с последовательностью обработки салфетки.

Рассказ и показ учителем учетной карты по пошиву салфетки.

Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией  образца салфетки.

А сейчас отгадайте загадку:

Белое покрывало на столике лежит,
Покрывалом этим ротик вытираем. 
(Салфетка)

История Салфетки (Рассказ учителя)

- Прежде чем начать изучать салфетку, расскажу Вам интересную историю. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину.

Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало. 

В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ. 


-Также салфетками накрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы. 

 Салфетки сегодня

- Сегодня салфетки очень популярны. Салфетки служат также для украшения жилища. Салфетки считались модными всегда. 

- Они входят и в комплект столового белья (скатерть и 4-12 салфеток).

 Салфетки изготавливают из льняной ткани (суровой, гладкокрашеной и отбеленной), а также из хлопчатобумажной (гладкокрашеной и с рисунком)

Салфетку можно изготовить своими руками. И если сшить несколько салфеток себе, тем более шить вы уже умеете, вы сэкономите деньги. А еще, если вы сошьёте себе салфетки, вы еще лучше научитесь шить и израсходуете ненужные лоскутки, то есть найдёте им применение, и они не будут лежать без дела.

Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, прямоугольную, круглую, овальную форму).

- Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная и льняная ткань). Правильно, эти ткани лёгкие, хорошо впитывают влагу, быстро сохнут они подойдут нам.

- Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

Работа с образцами тканей

Сейчас я раздам вам образцы хлопчатобумажных тканей. Рассмотрите их и ответьте на вопрос.

- Какие свойства этих тканей знаете?

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

-Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

-Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

- Как можно отделать салфетку?

Отделкой салфетки служит: вышивка, кружева и аппликация).

Сделаем вывод. (Раздать образцы салфеток)

Салфетка имеет квадратную, овальную, прямоугольную, круглую форму, служит для гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные, льняные.

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой).

Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

. Работа с готовым кроем

- Вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

-Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).

- Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком).

 Определите какая ткань у кроя нашей салфетки.

Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

- Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

- Итак, салфетку мы выкроили. . Что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные)

- А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

- А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Шов вподгибку с закрытым срезом)

- Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Сделаем вывод.  Крой салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

Составление плана пошива салфетки

- Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия). С чего начнём пошив салфетки (Пошив салфетки начнем с обработки срезов). Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом). 

  1. Обработать долевые и поперечные срезы.
  2. Выполнить отделку изделия..
  3. Отутюжить готовое изделие.

Физминутка.

для улучшения мозгового кровообращения.

  • Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  • И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  • И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через
  • правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.
  • Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

4.Практическая работа .

Цель: Изготовление учетной карты по пошиву  САЛФЕТКИ. Развивать самостоятельность, творчество, аккуратность. Привить эстетический вкус.

Перед началом работы необходимо повторить технику безопасности при работе с ножницами.

При выполнении практической работы учащиеся пользуются инструкционно-технологической картой.Учетной картой на доске.

Учащиеся выполняют работу в альбоме.

В конце работы самоконтроль: аккуратность в написании, внимательность.

5.Целевой обход учителя.

Во время обхода учителя осуществлять контроль по выполнению учетной карты,оказывать помощь учащимся во время практической работы.

6.Закрепление изученного материала.

Цель:закрепление знаний учащихся по теме.

Вопросы для закрепления.

Давайте закрепим наши знания и проведем маленький экзамен. В этой коробочке лежат билеты, на которых записаны вопросы.

- Как называется новое изделие?

- Для чего нужна салфетка?

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Какую форму имеет салфетка?

- Из каких тканей лучше шить салфетки?

- Какой шов мы будем использовать для обработки срезов салфетки?

По окончанию работы вывешиваются все работы .Выбираются лучшие работы.  Разбираются ошибки.

7.Анализ и оценка урока.

Учитель подводит итоги за урок, отмечает лучшие работы. Указывает на ошибки.

Оценка работы учащихся за урок.

Уборка рабочих мест.

Урок окончен.Спасибо за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "Столярное дело" на тему "Элементы и форма зубьев пилы" 7 класс

Комбинированный урок по решению следующих учебных задач: повторение и закрепление знаний учащихся о пилении древесины, разновидностях (видах) пил и их правильном применении, приспособлениях для пилени...

Конспект интегрированного урока математики и швейного дела 7 класс. Тема урока: Геометрический материал. Построение ромба. Изготовление выкройки выреза пододеяльника в виде ромба.

   На уроках в коррекционных школах при реализации общеобразовательной, коррекционно - воспитательной и практических задач осуществляется тесная связь с преподаванием других  уче...

Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.

КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....

Словарь швейных терминов и понятий по предмету "Швейное дело" 5 класс

Словарь в котором изложены определение и графические изображения терминов и понятий встречающихся на уроках швейного дела в 5 классе.         Дополнительно в пр...

План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.

Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и  носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...

План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.

Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и  носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...

Конспект урока по проедмету "Швейное Дело"

Конспект урока по проедмету "Швейное Дело"...