Нарушения привязанности у детей и пути их преодоления в условиях социальных учреждений.
статья

Антонова Ирина Александровна

Нарушения привязанности у детей и  пути их преодоления в условиях социальных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения привязанности у детей и  пути их преодоления в условиях социальных учреждений.

 Социальное сиротство это проблема, характерная для многих развитых и развивающихся стран. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобрело в Российской Федерации огромное практическое значение.

Новым витком в решении проблемы сиротства в России стала федеральная программа «Россия без сирот». Согласно этому документу понятия «детдом», «интернат» ушли в прошлое. На  их базе  были созданы новые по целям и структуре организации - Центры содействия семейному воспитанию - ЦССВ.

Основной задачей ЦССВ является содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создание для детей-сирот условий, приближенных к жизни в семье, в случае невозможности передачи их в семью.

Для достижения поставленных целей в основу концепции нового учреждения   положен принцип социального партнерства с ребенком, семьей, представителями общественных институтов, создание условий для формирования привязанности у ребенка за счет новой системы работы воспитателей по принципу «близкий взрослый».

В данной работе будут рассмотрены понятия привязанности, нарушения привязанности, а также  пути  преодоления нарушения привязанности  в условиях социальных учреждений - ЦССВ.

Привязанность это - тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения.

Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Боулби полагал, что младенцы, которые остаются рядом с матерью, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке.

Чувство привязанности не является врожденным. Формирование привязанности имеет простой механизма: при голоде и дискомфорте  грудной ребенок начинает плакать  и родители кормят его, меняют пеленки. Так же удовлетворяются и  потребности ребенка в общении. Со временем у малыша возникает доверие к человеку, который заботится о нем. Таким образом, формируется привязанность.  Начало привязанности закладывается по мере развития у ребенка реакций на окружающих его людей.

Формирование детско-родительской привязанности имеет несколько стадий развития:

- Стадия недифференцированных привязанностей (1,5 – 6 мес.) – когда младенцы выделяют мать, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый;

- Стадия специфических привязанностей (7 – 9 мес.) – для этой стадии характерно формирование и закрепление сформированной первичной привязанности к матери ;

-  Стадия множественных привязанностей (11 – 18 мес.) - когда ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям.

Что же может нарушить привязанность?

Нарушение привязанности  – это серьезное психологическое расстройство. Оно развивается, если ребенок был заброшен, подвергался жестокому обращению со стороны взрослых, в раннем возрасте была частая смена ("калейдоскоп") взрослых, ухаживающих за ребенком, продолжительная госпитализация. Практически все психологи главной причиной нарушения привязанности называют депривацию в раннем возрасте. В психологической литературе под понятием депривация (от позднелатинского deprivatio - лишение) понимается психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека в удовлетворении в достаточной мере его основных психических потребностей. Депривация характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

В частности, депривацией, а как следствие, реактивным  расстройством привязанности  страдают дети сироты.

В советской педагогике мало уделялось внимания на развитие ребёнка, как личности в раннем возрасте. А ведь для полноценного развития детей, начиная с младенческого  возраста очень важно иметь опыт непрерывающегося взаимодействия с одним взрослым или небольшим числом близких людей. В процессе общения со взрослым ребенок овладевает необходимыми социально-эмоциональными навыками, которые становятся фундаментом для его дальнейшего  всестороннего развития. Близкого взрослого малыш выделяет из других, а к 9 месяцам выражает негативную реакцию на посторонних, реализую потребность в безопасности.

Дети с несформированной  привязанностью ведут себя иначе, у них преобладает феномен «беспорядочного дружелюбия». Нет разграничения на «своих» и «чужих», любой взрослый для таких детей мама и папа. Причинами данного расстройства у детей сирот является отсутствие «близкого взрослого», смена большого количества персонала в группе проживания.  В результате близкой привязанности с кем-либо из окружающих взрослых у ребёнка  не устанавливаются.

Приведем пример расстройства детской привязанности:

родители усыновленной девочки, считают, что процесс адаптации ребенка в семье прошел хорошо, девочка ласкова, добра со всеми новыми членами семьи. Она  обнимала и целовала при встрече и прощании родителей и брата. Вскоре приемные родители заметили, что ребенок ведет себя так же и с незнакомыми людьми, совсем не расстраивается при их уходе и легко остаётся с малознакомым человеком. На консультации у психолога они узнали, что у ребенка не сформировано чувство привязанности.

Мэри Эйнсворт, канадский психолог, специалист по психологии развития, выделила три основных типа привязанности: надёжная (безопасная) привязанность и две тревожных — избегающая и амбивалентная (протестующая) привязанности. Позднее эти виды привязанности были дополнены дезорганизованным типом.

Наиболее радикальные психоаналитики и психологи считают, что если у ребенка в раннем возрасте не сформировано чувство привязанности, то это уже не исправить. Позиция других более  оптимистична. 0ни верят в потенциальные возможности растущего организма, в силу воспитания и обучения, в то, что целенаправленная работа и любовь к ребенку помогут добиться взаимной привязанности и избежать негативных последствий в развитии личности.

Конечно, идеальной средой для формирования привязанности является семья, где ребёнок находится в постоянном физическим и эмоциональном контакте с любящим взрослым, где его воспринимают как личность, прислушиваются к его индивидуальным потребностям, где  он почувствует поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Труднее обстоит дело с детьми, которые находятся в социальных учреждениях и не имеют родных.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Чтобы исцелить  ребенка, воспитателям, психологам ЦССВ важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у  ребенка, но и владеть особыми методами "терапевтического воспитания".                                                                                                                                  

Прежде всего главной задачей нашего учреждения является создание комфортной, домашней среды для ребенка, важно чтобы он понимал и ощущал, что его чувства и интересы значимы для взрослых и учитываются при принятии каких-либо решений, что он может говорить о своих потребностях, и его потребности будут по возможности удовлетворяться.

Основные принципы взаимодействия с ребенком:

1.Главное правило " воспитания"  - забота;

2. Принятие ребенка, таким каков он есть, в соответствие с реальными способностями и уровнем развития;

3. Переживание вместе с ребенком "пропущенных" этапов развития,  это позволяет ребенку сформировать привязанность  "с чистого листа";

4. Не ждем проблем, действуйте на опережение;

5. Все взрослые  работают в команде;

6.Обстановка в группе безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

7. Проявляем понимание и доброжелательность, даже когда не довольны его поведением, побуждаем ребенка к размышлению о своем поступке;

8.Учим ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками;

8. Предлагаем ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

9. Соблюдаем последовательность в своих действиях и поступках;

10. Избегаем споров с ребенком о том, "кто главнее";

11. Учим ребенка доверять.

Для ребенка  очень полезно увидеть, что кроме тех отношений, с моделью которых он знаком (далеко не всегда позитивных), существуют и другие модели отношений. Для этого ему важно видеть проявления заботы, привязанности.

Положительной динамики в преодолении нарушения привязанности мы добиваемся не только устранением самой ситуации, но и  специальной работай по коррекции уже возникших из-за неё проблем.

Поэтому на помощь  привлекаем  невролога, психолога, дефектолога. Проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Используются такие методики как: игротерапия (проигрывание различных ситуаций с игрушками); арттерапия (рисуночная терапия); сказкотерапия (сочинение терапевтических историй).  

В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком. В течение дня, во время выполнения режимных моментов, используем  игры направленные на развитие этого контакта. Это игры с пальчиками, ручками, ножками, лицом.

Важно не навязывать ребенку каких-либо игровых ситуаций, а дать возможность самому «проигрывать» темы, волнующие его, в безопасной форме. Это позволяет взрослому подсказать  решение проблемы, которое  ребенок, возможно,  не видит сам. Основу метода составляет идея о том, что ребенок в игре, придуманной самостоятельно, проецирует свои страхи, проблемы, представления об окружающем мире, на тот персонаж, которого играет.

Иногда складывается такая ситуация, когда взрослый не может понять ребенка, не может понять что хочет сказать ребенок, его поведение. В таких случаях  мы используем прием «отзеркаливание», возвращение ребенку его фразы. Главное, что фраза, которую  «возвращается» ребенку, не должна быть вопросом, она остается утверждением.

Привязанность – это самая мощная сила в воспитании, какая только может быть. Преодоление нарушения привязанности может помочь ребёнку в жизни:

- реализовать его потенциал;

- разобраться в его чувствах, переживаниях и ощущениях;

- логически мыслить;

- поверить в свои силы;

- справиться со стрессом и разочарованием;

- побороть страхи и переживания;

- развить будущие отношения;

- отпустить контроль и доверять окружающим;

- гармонично развиваться.

По итогам всего вышесказанного, можно сделать вывод, что действительно проблема привязанности является актуальной не только в пределах личности конкретного ребенка или семьи, но и в пределах страны.                       Привязанность развивается при помощи прикосновений, взгляда глаза в глаза, совместных движений, разговора, взаимодействия, совместных игр, прогулок. Ребенку необходимо время, чтобы понять, чего можно ожидать от взрослых и выработать способы позитивного взаимодействия с ними. Большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от близких взрослых.

Список литературы

1.  Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ

 / Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В.  // Психологическая наука и образование. – 2010.  - № 3. - с. 97–106.

2.  Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.

 / Боулби Дж. //М.: Канон , 2017.-  272 с.

3.   Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике.

 / Бриш К.Х. //  М.: Когито-Центр, 2014 - 316 с.

4. Киркилионис Эвелин.  Привязанность делает нас сильнее. Эмоциональная безопасность ребенка - лучший старт в жизнь. /Киркилионис Эвелин //  СветЛо, 2017.- 152 с.

5.  Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.

 / Лисина М.И. // Санкт-Петербург: Питер, 2009.- 318 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»

Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми н...