«Телесно- ориентированные технологии в практике учителя- логопеда»
консультация
Телесно-ориентированная терапия - это широкий термин который обозначает или объединяет различные методики работы с телом. Телесно- ориентированную терапию часто используют психотерапевты, например для проживания эмоций. Используют мануальные терапевты, остеопаты для работы с телом, например для выравнивания каких –либо структур тела. В практике учителя-логопеда это могут быть телесно- ориентированные технологии. О них и пойдет дальше речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v_sbornike.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко»
Сообщение из опыта работы:
«Телесно- ориентированные технологии в практике учителя- логопеда»
Подготовила :
учитель-логопед
Аристова А.Г.
Южноуральск 2022г.
Телесно-ориентированная терапия - это широкий термин который обозначает или объединяет различные методики работы с телом. Телесно- ориентированную терапию часто используют психотерапевты, например для проживания эмоций. Используют мануальные терапевты, остеопаты для работы с телом, например для выравнивания каких –либо структур тела. В практике учителя-логопеда это могут быть телесно- ориентированные технологии.
Данные технологии позволяют мне осуществлять коррекцию имеющихся психических, физиологических или речевых нарушений с помощью процедур телесного контакта и использование телесных функции ( дыхание, движение, статическое напряжение тела и др.
Как же работа с телом может быть связана с развитием речи? Человеческий мозг после рождения начинает познавать свои владения, то есть он начинает чувствовать, где рука, где нога и как ими можно управлять. Ему надо понять, где тело заканчивается, где его границы. Это первое, чему он начинает учиться. Взрослый мог бы помочь, если бы завернул младенца в пелёнку, но детей сейчас не пеленают. Многие специалисты уже поднимают вопрос о важности пеленания в первые дни или неделю после рождения. Получается, что ребёнок, которого не пеленали, не проходит до конца первый этап развития нервной системы и границы своего тела полноценно не осознаёт. В будущем (из-за этого в том числе) наряду с речевыми нарушениями, часто дети не умеют вести себя в обществе, не знают границы дозволенного, и все дальнейшее развитие протекает уже с учётом этого. Сразу после осознания границ своего тела мозгу важно запомнить схему тела, где именно рука и где нога. Ребёнок начинает переворачиваться, двигаться, ползать. Мозг должен понять, где именно нужная рука, нога и как управлять данной мышцей. Если по каким-то причинам организм недополучает двигательных навыков ( ребёнок болел, получал лекарства, рано дали гаджеты в руки, мало носили на руках и т.п), то мозг не научается до конца координировать работу мышц рук и ног, не нарастает нужное количество нейронных связей. А значит он не сможет координировать работу мышц живота, диафрагмы, языка и губ, а говорит человек именно этими мышцами. Вот одна из главных причин плохой речи, если ребёнок не ползал, его не пеленали, и он мало двигался. Кроме этого, ребёнок, который не ползал в детстве, не только хуже разговаривает. У таких детей часто формируется чрезмерный прогиб в спине, который уже в свою очередь также негативно влияет на формирование позвоночника и на здоровье в целом.
По-другому можно сказать, что телесно-ориентированные технологии - это движения и упражнения, которые позволяют недозревшим участкам мозга дозреть, чтобы мозг начал полноценно функционировать.
Я применяю их в моей практике. Это биоэнергопластика, дыхательные упражнения, упражнения для релаксации растяжки, массаж, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, и опираясь на вышесказанное- пеленание и ползание (которые используется в виде игры). Данные технологии применяю как отдельно друг от друга, так и объединяю , смешиваю друг с другом , для сокращения сроков коррекции речевых нарушений. Идею смешивать , миксовать известные телесно-ориентированные технологий в одном занятии поддерживает еще одна технология- которая называется LPG- ритмика. Это практическая педагогическая технология коррекционно-развивающей направленности полифункционального характера, позволяющая развивать одновременно и речевые и неречевые функции, коммуникативные навыки, формируют схему тела, ритмическую составляющую, эмоции, пространственные представления( это и есть те базовые функции, которые формируются в младенческий период). Кроме этого, дети учатся взаимодействовать друг с другом и социализируются.
Я применяю данную технологию в работе с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в процессе коррекционных занятий . В результате в организме детей происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы, что положительно сказывается на развитии детей, и на развитии речи , в частности.
Использованная литература:
1.Ганичева И.В. «Телесно- ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» 2004 г.
2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Использование приемов самомассажа в практике учителя-логопеда
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата. Логопедический мас...
«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...
Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационно - коммуникативных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса инф...
Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Семинар-практикум «Телесно-ориентированные технологии в работе с детьми – биоэнергопластика»
Ознакомление педагогов с нетрадиционными формами и методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации коррекционно – развивающего процесса...