От интересов и потребностей к развитию возможностей особого ребенка (из опыта работы)
статья

Женихова Кира Вячеславовна

Интересы ребенка… Как они причудливы, непостоянны, порой непонятны для взрослого ума. То, что для одного является признаком удовольствия, другого оставляет абсолютно равнодушным.

Дети с ТМНР – особый, неизведанный до конца мир, который мы понемногу познаем каждый день общения с ними.

С начала работы с такими детьми мне было непросто найти правильное направление, ведь не всегда можно представить, что получится в итоге, какую цель перед собой ставить, как они будут реагировать и воспринимать то или иное занятие, тот или иной вид деятельности. Они не могут сказать, что им нравится, что нет, что понимают, а что не получается понять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От интересов и потребностей к развитию возможностей особого ребенка (из опыта работы)

 Интересы ребенка… Как они причудливы, непостоянны, порой непонятны для взрослого ума. То, что для одного является признаком удовольствия, другого оставляет абсолютно равнодушным.

Дети с ТМНР – особый, неизведанный до конца мир, который мы понемногу познаем каждый день общения с ними.

С начала работы с такими детьми мне было непросто найти правильное направление, ведь не всегда можно представить, что получится в итоге, какую цель перед собой ставить, как они будут реагировать и воспринимать то или иное занятие, тот или иной вид деятельности. Они не могут сказать, что им нравится, что нет, что понимают, а что не получается понять.

Прочитав различные материалы из разнообразных, но, к сожалению, не очень многочисленных источников и получив знания на курсах повышения квалификации, я поняла для себя, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна содержать в себе основные направления и этапы:

- формирование общей активности ребенка

- развитие эмоциональной сферы

- развитие познавательных функций (начиная с непроизвольных, плавно переходя к формированию произвольных)

Но работа над всеми этими направлениями невозможна, если у ребенка нет интереса к занятию, если не найти, чем его увлечь, зацепить внимание, и чем удержать это внимание до конца.

Самый оптимальный вариант – проводить занятия в виде игры, ведь игра – это наиболее естественная деятельность для ребенка, в которой незаметно и без особой сложности раскрываются все познавательные возможности, которые заложены в каждом из них.

Однако я заметила, что игры и манипуляции, которые с радостью и удовольствием воспринимают и совершают (повторяют) одни дети, совершенно не заинтересовывают других, как бы я ни старалась привлечь ребенка интересным (по моему мнению) пособием, яркой игрушкой, мультимедиа материалами.

Стараясь справиться с возникшей проблемой я, опираясь на один из принципов развивающего ухода, принцип развития собственной активности ребенка, попробовала предлагать детям несколько вариантов пособий, которые можно использовать, чтобы раскрыть необходимую тему занятия. И способ сработал. Большинство воспитанников охотно выбрали себе наиболее интересные предметы и с удовольствием манипулировали с ними в процессе занятия.

А интерес – это двигатель к познанию чего-то нового у любого человека. Это же касается и особых детей. Пусть интересы их не так широки, как хотелось бы, но используя их желания и предпочтения можно добиться определенной динамики.

Хотелось бы привести конкретные примеры из практики работы:

 У А. проявилось желание познавать мир через рисунок, через цвет и движение. Он любит раскрашивать цветными карандашами различные фигуры, через которые я могу строить с ним занятия на любую возможную тему, например, фрукты и овощи, Новый год, птицы, развивать мелкую моторику рук, восприятие цвета, формы, учить аккуратности выполнения задания, умению доводить дело до конца, действовать по образцу и самостоятельно.

У П. большой интерес вызывают пазлы разной тематики и сложности. На их основе мы уже знакомились со многими понятиями. Также в процессе работы с этими пособиями развивается пространственное восприятие, понятие часть - целое, мелкая моторика рук, усидчивость, эмоционально-волевая сфера, воображение. Паша даже пытается шутить, выполняя задание специально неверно и ожидая реакции от педагога, пусть это элементарный, но все-таки юмор.

Д. выбирает пластмассовые или деревянные предметы, фигуры или формы. Ему важно тактильное ощущение на пальцах, а также звук, который издают эти материалы при соприкосновении со столом, дощечкой, полом. При этом развиваются слуховое и тактильное восприятие, мелкая и крупная моторика, эмоционально-волевая сфера, пространственное восприятие, восприятие размера, цвета, формы. Формируются понятия об окружающем и многое другое.

К. предпочитает занятия с использованием объемных фигурок животных, растений, овощей, фруктов и др. При манипуляции с ними у мальчика развивается мелкая моторика, воображение, эмоционально-волевая сфера, вербальное восприятие, наглядно-действенное мышление и предпосылки к речи. Объемные фигурки хорошо сочетаются у мальчика с плоскими изображениями и мультимедиа материалами на аналогичную тему, что развивает так же способность к сравнению и классификации.

М. всегда выполняла все манипуляции и действия на занятиях очень медленно и безэмоционально, поэтому сложно было понять, нравится ли ей то или иное пособие или нет. Работа всегда проходила в одном темпе, с похожим эмоциональным настроем и продуктивностью. Но мне очень хотелось найти что-то, что увлечет девочку, подарит ей положительные эмоции. И я нашла – сыпучие материалы (крупы, кинетический песок). Ей доставляет удовольствие ощущать это на пальцах, перебирать, искать и вынимать из него различные предметы. При этом развивается тактильное восприятие, эмоциональная сфера, восприятие пространства, размера и формы.

Конечно, не любое занятие можно построить только с использованием любимых видов деятельности ребёнка, но я использую такой подход максимально часто, в любых подходящих случаях, чтобы поддерживать познавательный интерес на высоком уровне.

Не к каждому возможно применить этот подход, есть дети, у которых собственный интерес не выражен, но я не теряю надежды когда-нибудь с большинством воспитанников найти ту ниточку, за которой он пойдет в мир познания, ведь интерес к познанию окружающего мира очень важен для развития ребенка и для его дальнейшей социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Задержка психического развития» ( Наш особый ребенок, информация для родителей)

Что страдаетЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тя...

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...

Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)

Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий  можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...

Организация работы в классе «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК» (из опыта работы)

организация работы в классе "особый ребенок"...

Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.

Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...