Конспект занятия по теме: «В поисках разгадки, с подсказками от сыщика…»
план-конспект

Пушкарева Ольга Сергеевна

Автоматизация звука Р в словосочетаниях, предложениях у детей с ФФНР» 

(подгрупповое логопедическое занятие с использованием ТРИЗ для воспитанников 6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1_.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

(МАДОУ «ДС «СОЛНЫШКО»)

ул. Пионерская, д. 40, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ,  629603,

Телефон/факс (34938) 56-9-62, 26 – 4 - 90  E-mail: solnce@muravlenko.yanao.ru

ОКПО 35341737, ОГРН 1028900766498, ИНН/КПП  8906005588/ 890601001

Конспект занятия

по теме: «В поисках разгадки, с подсказками от сыщика…»

Автоматизация звука Р в словосочетаниях, предложениях у детей с ФФНР»

(подгрупповое логопедическое занятие с использованием ТРИЗ для воспитанников 6-7 лет)

                                                                                                         Автор: Пушкарева Ольга Сергеевна,

учитель-логопед,     первая

 квалификационная категория

                         

г. Муравленко, февраль 2023

Цель: 

Способствовать развитию фонематических процессов, автоматизации звука Р в словосочетаниях, предложениях у детей с ФФНР.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение работать с опорой на зрительный образ при выполнении упражнений;
  • формировать контролирующий процесс - внимание (слуховое и кинетическое одновременно);
  • формировать умение слушать инструкцию;
  • формировать умение называть слова  со звуком Р, умение слышать звук в разных частях слова;
  •      упражнять в умении ориентироваться по схеме;
  • формировать нацеленность на результат с помощью ТРИЗ.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать  фонематические процессы (анализ, синтез);
  • развивать навык самоконтроля правильного произношения звука Р;
  • развивать артикуляционный аппарат, зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • развивать умение логически мыслить с помощью ТРИЗ;

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий;
  • воспитывать уважение друг к другу;
  • воспитывать умение работать сообща;
  • воспитывать  нравственные качества: умение выслушать отвечающего, не перебивая,   взаимовежливость, бережное отношение к используемым пособиям;

Здоровьесберегающие:

  • ортопедические коврики для массажа стоп;
  • соблюдение правильной посадки ребенка;
  • создание благоприятного психологического климата на занятии.

  1. Оборудование: 

Зеркала по количеству детей, артикуляционная гимнастика (на липучках), схема передвижения по местам с дидактическими играми; ортопедические массажные коврики, мяч; картинки-символы для каждой дидактической игры. Символы изображающие: движение, силу, джунгли; черный маркер, планшет (ламинированный лист с липучками), ламинированные чистые карточки с липучками; карточки с артикуляционной гимнастикой для звука Р; картинка «Заборчик», картинка профиля звука Р; компьютерный вариант игры «Разгадай-ка»; профиль звука Р, схема со звуком Р в середине слова; цифры для  д/и «Разноцветный слоговой квадрат».

Этапы

занятия

Виды

работы

на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

ребенка

Какие задачи решались в ходе

выполнения

заданий

I. Оргмомент

     Диалог

Задает вопросы, мотивирует детей на решение изобрета

тельской задачи.

Дети отвечают на вопросы.

Организовать детей.

Развивать умение анализировать информацию, выдвигать предположения, систематизировать полученную информацию. Мотивировать на выполнение предстоящих заданий.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.Основной этап.

II.1

Актуализация имеющихся знаний (АЗ)

Д/у

«Артикуляционная гимнастика»,

«Чудо круг».

Логопед демонстрирует упражнения.

Задает вопросы.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику, составляют предложения.

Развивать артикуляционный аппарат, зрительное восприятие.

Формировать умение соблюдать правильную осанку.

Формировать умение правильно выполнять артикуляционное упражнение.

Формировать контролирующий процесс - внимание (слуховое и кинетическое одновременно).

Формировать умение ориентироваться по схеме.

Формировать умение произносить звук Р в разных частях слова в предложении.

Формировать умение анализировать полученную информацию.

II.2

Закрепление изученного (на примере новых заданий).

Д/и

«Разгадай-ка»

Логопед дает инструкцию детям, задает вопросы.

Дети осуществляют звуковой синтез слов.

Формировать умение слушать инструкцию.

Формировать навыки звукового синтеза и анализа слов.

Развивать  фонематические процессы.

Формировать умение ориентироваться по схеме.

Формировать умение анализировать полученную информацию.

Воспитывать  умение выслушать отвечающего, не перебивая,   взаимовежливость, бережное отношение к используемым пособиям.

Воспитывать умение работать сообща.

Формировать умение анализировать и систематизировать полученную информацию.

II.3

Закрепле

ние изученного (на примере новых заданий).

Д/и

«1,2,5»

Логопед  дает инструкцию детям, демонстрирует ее выполнение.

Дети согласуют существительные с числительными и придумывают предложения, определяют  количество слогов в заданном слове.

Упражнять в умении правильно согласовывать существительные с числительными при составлении предложений

Формировать умение считать слоги.

Автоматизировать звук Р в словах, словосочетаниях.

Развивать  фонематические процессы.

Воспитывать самостоятельность.

Развивать навык самоконтроля правильного произношения звука Р.

Формировать умение ориентироваться по схеме.

Формировать умение анализировать и систематизировать полученную информацию.

II.4 Закрепле

ние изученного (на примере новых заданий).

Д/и

«Чьи

следы»

Логопед дает инструкцию

Дети соотносят животных и их возможные следы, образуют притяжательные прилагательные.

Формировать умение слушать инструкцию.

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Развивать  фонематические процессы.

Воспитывать умение работать сообща.

Развивать зрительное внимание.

Развивать навык самоконтроля правильного произношения звука Р.

Формировать умение анализировать и систематизировать полученную информацию.

III. Итог занятия.

III.5.

Подведе

ние итогов и оценка деятельно

сти воспитан

ников

Рефлек

сия де

ятель

ности

Логопед проводит рефлексию деятельно

сти воспитан

ников -дошкольни

ков.

Дети отвечают на рефлексивные вопросы учителя-логопеда.

Самостоятельная оценка собственной деятельности детьми.

Ход занятия:

I.   1.   Организационный момент.

         Логопед: Здравствуйте ребята (дети здороваются).

Какие еще приветствия вы знаете?

        Дети: «Здравствуйте»!  «Добро пожаловать»! «Добрый день»! «Мы рады вас видеть»!

        Логопед: Ребята, какой звук повторяется во всех наших приветствиях? Вы уже догадались, какого звука будет много на сегодняшнем занятии? Теперь в путь!

        Логопед: Друзья, хочу сообщить вам новость, вчера случилось невероятное происшествие прямо на улице одного Африканского города. Известно, что кто-то вечером вышел со стороны джунглей, перевернул тяжелую продуктовую палатку (пока ее хозяин отлучился), напугал собаку и исчез в районе джунглей. Есть предположения, кто бы это мог быть?

        Дети (выдвигают предположения)

       Логопед: Что нам известно? (помогает подытожить информацию)

- Оно живое,  двигается,  появилось и исчезло в районе джунглей. В момент, когда дети выдвигают предположения, к планшету прикрепляются картинки, соответствующие собранной информации о существе.

Логопед: Да, возможно, ваши предположения верны, и это (тигр,…), но мы не знаем точно. Расследованием этого дела занимается сыщик. Он оставил нам схему, и указания, как вы думаете зачем?

Дети (выдвигают предположения).

          Логопед (берет схему): Ребята, посмотрите на схему, первое место, куда направимся сначала обозначено на схеме в верхнем левом углу. Куда направимся сначала?

          Дети (отвечают).

    II. 2. Логопед: Выполним «Артикуляционную гимнастику» (символ – дети делающие гимнастику язычка, ортопедические коврики и мячик).

      Выполняем комплекс артикуляционных упражнений, повторяем артикуляционную позу звука Р, рычим.

Логопед: А сейчас, по просьбе сыщика нужно выполнить задание «Чудо круг». 

Перед вами круг с лучами, в каждом луче лежит картинка, которая вам видна, в центре круга лежат перевернутые картинки. Положите картинки из центра круга на картинку в луче. Теперь по очереди, переверните картинку, положите их рядом. Предположим, что на «рыбе» оказалась карточка с изображением «шарика». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем рыбе шарик?». Дети придумывают самые неожиданные и забавные связки между парами картинок на каждую «изобретательскую идею».

Внимание, задание от сыщика: Произнесите звук, который повторялся в задании «Чудо круг».

Дети (отвечают).

Логопед: Именно этот звук издает неопознанное существо.

Внимание, вопрос от сыщика: Как называется упражнение, похожее на улыбку, но при этом зубки видны?

Дети: «Заборчик».

Логопед: Покажите «Заборчик», именно так ставит зубки неопознанное существо.

Что мы узнали о нем?

- Ставит зубки «Заборчиком», издает  звук Р.

Логопед: Наверняка знаем, кто это?

Дети: Нет!

           Логопед: Что мы узнали о загадочном существе? (крепим картинку с символическим обозначением того, что узнали  о загадочном существе).

           Логопед : Тогда в путь! Смотрим на схему, куда дальше?

II. 3.   Логопед: Куда направляемся дальше?  (схема).

          Логопед: Перед нами новое задание «Разгадай-ка» (символ картинки и звуковая схема под ними)

      Логопед: Перед вами три картинки. Под каждой картинкой звуковая фишка, которая обозначает первый звук этого слова. Назовите первый звук в каждом слове по одному (Злата называет первый звук в слове, Ростислав называет первый звук в слове …) догадайтесь, какое слово получится.

     Дети определяют первый звук в каждом слове и сообщают слово.

     Робот, облако, топор – рот.

     Рубашка, ананас, кот  - рак.

     Шапка, арбуз, ромашка  - шар.

       Логопед: Ребята, вы смогли составить слова из звуков?

       Дети (отвечают)

       Внимание, вопрос сыщика: В названии этого животного есть звук, который стоит последним в слове шар и первым в слове рак. Какой это звук?

      Дети: Это звук Р.

      Логопед: Дополните, что мы узнали о загадочном существе (дети крепят картинку с символическим обозначением того, что узнали  о загадочном существе: звук Р в схеме слова).

      Логопед: Смотрим схему, куда дальше?

II. 4. Логопед: Игра «1,2,5» (коврик с квадратами, на трех  из них стоит по одной цифре: 1, 2 , 5)

 Логопед: Перед вами напольный коврик с цифрами. Каждая цифра обозначает количество

называемого вами предмета, с которым нужно придумать предложение. Например, логопед берет картинку, встает на коврик с цифрой 1: «Одна рыбка плавает в аквариуме», затем перемещается на коврик с цифрой два: «Две рыбки проплывают рядом с лодкой», затем перемещается на коврик с цифрой 5, придумывает другое предложение.

Внимание, задание от сыщика: В названии неопознанного существа столько слогов, сколько слогов будет в последней названной вами картинке (паровоз).

Логопед: Что мы нашли?

Дети: Сколько слогов в названии неопознанного существа, слогов - три.

Логопед: Давайте дополним, что мы знаем о нем (на планшет цепляем картинку с символическим обозначением того, что узнали  о загадочном существе).

Дети (выдвигают предположения).

II. 5 Логопед: Это догадки, надо знать точно, вы готовы? Игра «Чьи следы?»

Логопед: Перед вами  следы животных, которые были найдены на месте перевернутой палатки, одни из них принадлежат неопознанному существу. Определите, кому принадлежат следы, назовите, чьи следы.

Следы собаки - собачьи следы,

следы мартышки - мартышкины следы,

следы слона - слоновьи следы,

следы крокодила - крокодильи следы.

Логопед: Ребята, давайте подумаем, кто из них мог бы быть тем самым загадочным существом?

Дети (рассуждают)

Логопед: Вы уверены? 

Внимание, ответ сыщика на вопрос зашифрован в картинках-подсказках (шесть картинок с изображением признаков имеющих отношение к крокодилу).

Логопед демонстрирует картинку-подсказку.

Дети: Это крокодил!

Логопед: Совершенно верно. Посмотрите видео, где крокодил рычит (смотрим на планшет, что совпало о животном: живой, сильный, обитает в водоемах джунглей, рычит, ставит зубки «Заборчиком», в слове крокодил – 3 слога, есть звук Р.

III. Итог

        Логопед: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что особенно понравилось, были ли задания, с которыми вы справлялись с трудом?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по теме "Поиск информации во Всемирной паутине"

Урок-практикум. 10 класс. Базовый уровень. (Авторская разработка)...

Конспект занятияпо ФЭМП 3 год обучения.

Упражнять детей в счете в пределах пяти. упражнять в ориентировке в пространстве....

Конспект открытого урока по физической культуре на тему: "В поисках клада капитана Флинта"

Представленное занятие служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...

конспект урока английского языка в 4 классе по теме «В поисках сокровищ»

Урок был проведён  по программе Мерем Забатовны Биболетовой « Enjoy English».Предусмотрено неоднократное обращение к материалу предыдущих уроков  в течение занятия,  что позволило обобщ...

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе....

Конспект открытого занятия ЛФК в 3 классе. Тема: «В поисках сокровищ»

Цель: профилактика плоскостопия, укрепление мышц туловища.Задачи:1. Формирование правильной осанки. Профилактика и коррекция плоскостопия.2. Развитие всех групп мышц, развитие внимания, коор...

Конспект непрерывной образовательной деятельтности в подготовительной группе на тему «В поисках осеннего наряда».

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "В поисках осеннего наряда"  направлен на закрепление материала на общую тему "Осень" и под...