Конспект занятия по теме: «В поисках разгадки, с подсказками от сыщика…»
план-конспект
Автоматизация звука Р в словосочетаниях, предложениях у детей с ФФНР»
(подгрупповое логопедическое занятие с использованием ТРИЗ для воспитанников 6-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1_.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
(МАДОУ «ДС «СОЛНЫШКО»)
ул. Пионерская, д. 40, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629603,
Телефон/факс (34938) 56-9-62, 26 – 4 - 90 E-mail: solnce@muravlenko.yanao.ru
ОКПО 35341737, ОГРН 1028900766498, ИНН/КПП 8906005588/ 890601001
Конспект занятия
по теме: «В поисках разгадки, с подсказками от сыщика…»
Автоматизация звука Р в словосочетаниях, предложениях у детей с ФФНР»
(подгрупповое логопедическое занятие с использованием ТРИЗ для воспитанников 6-7 лет)
Автор: Пушкарева Ольга Сергеевна,
учитель-логопед, первая
квалификационная категория
г. Муравленко, февраль 2023
Цель:
Способствовать развитию фонематических процессов, автоматизации звука Р в словосочетаниях, предложениях у детей с ФФНР.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение работать с опорой на зрительный образ при выполнении упражнений;
- формировать контролирующий процесс - внимание (слуховое и кинетическое одновременно);
- формировать умение слушать инструкцию;
- формировать умение называть слова со звуком Р, умение слышать звук в разных частях слова;
- упражнять в умении ориентироваться по схеме;
- формировать нацеленность на результат с помощью ТРИЗ.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематические процессы (анализ, синтез);
- развивать навык самоконтроля правильного произношения звука Р;
- развивать артикуляционный аппарат, зрительное восприятие, внимание, мышление.
- развивать умение логически мыслить с помощью ТРИЗ;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий;
- воспитывать уважение друг к другу;
- воспитывать умение работать сообща;
- воспитывать нравственные качества: умение выслушать отвечающего, не перебивая, взаимовежливость, бережное отношение к используемым пособиям;
Здоровьесберегающие:
- ортопедические коврики для массажа стоп;
- соблюдение правильной посадки ребенка;
- создание благоприятного психологического климата на занятии.
- Оборудование:
Зеркала по количеству детей, артикуляционная гимнастика (на липучках), схема передвижения по местам с дидактическими играми; ортопедические массажные коврики, мяч; картинки-символы для каждой дидактической игры. Символы изображающие: движение, силу, джунгли; черный маркер, планшет (ламинированный лист с липучками), ламинированные чистые карточки с липучками; карточки с артикуляционной гимнастикой для звука Р; картинка «Заборчик», картинка профиля звука Р; компьютерный вариант игры «Разгадай-ка»; профиль звука Р, схема со звуком Р в середине слова; цифры для д/и «Разноцветный слоговой квадрат».
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Оргмомент | Диалог | Задает вопросы, мотивирует детей на решение изобрета тельской задачи. | Дети отвечают на вопросы. | Организовать детей. Развивать умение анализировать информацию, выдвигать предположения, систематизировать полученную информацию. Мотивировать на выполнение предстоящих заданий. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
II.Основной этап. | ||||
II.1 Актуализация имеющихся знаний (АЗ) | Д/у «Артикуляционная гимнастика», «Чудо круг». | Логопед демонстрирует упражнения. Задает вопросы. | Дети выполняют артикуляционную гимнастику, составляют предложения. | Развивать артикуляционный аппарат, зрительное восприятие. Формировать умение соблюдать правильную осанку. Формировать умение правильно выполнять артикуляционное упражнение. Формировать контролирующий процесс - внимание (слуховое и кинетическое одновременно). Формировать умение ориентироваться по схеме. Формировать умение произносить звук Р в разных частях слова в предложении. Формировать умение анализировать полученную информацию. |
II.2 Закрепление изученного (на примере новых заданий). | Д/и «Разгадай-ка» | Логопед дает инструкцию детям, задает вопросы. | Дети осуществляют звуковой синтез слов. | Формировать умение слушать инструкцию. Формировать навыки звукового синтеза и анализа слов. Развивать фонематические процессы. Формировать умение ориентироваться по схеме. Формировать умение анализировать полученную информацию. Воспитывать умение выслушать отвечающего, не перебивая, взаимовежливость, бережное отношение к используемым пособиям. Воспитывать умение работать сообща. Формировать умение анализировать и систематизировать полученную информацию. |
II.3 Закрепле ние изученного (на примере новых заданий). | Д/и «1,2,5» | Логопед дает инструкцию детям, демонстрирует ее выполнение. | Дети согласуют существительные с числительными и придумывают предложения, определяют количество слогов в заданном слове. | Упражнять в умении правильно согласовывать существительные с числительными при составлении предложений Формировать умение считать слоги. Автоматизировать звук Р в словах, словосочетаниях. Развивать фонематические процессы. Воспитывать самостоятельность. Развивать навык самоконтроля правильного произношения звука Р. Формировать умение ориентироваться по схеме. Формировать умение анализировать и систематизировать полученную информацию. |
II.4 Закрепле ние изученного (на примере новых заданий). | Д/и «Чьи следы» | Логопед дает инструкцию | Дети соотносят животных и их возможные следы, образуют притяжательные прилагательные. | Формировать умение слушать инструкцию. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. Развивать фонематические процессы. Воспитывать умение работать сообща. Развивать зрительное внимание. Развивать навык самоконтроля правильного произношения звука Р. Формировать умение анализировать и систематизировать полученную информацию. |
III. Итог занятия. | ||||
III.5. Подведе ние итогов и оценка деятельно сти воспитан ников | Рефлек сия де ятель ности | Логопед проводит рефлексию деятельно сти воспитан ников -дошкольни ков. | Дети отвечают на рефлексивные вопросы учителя-логопеда. | Самостоятельная оценка собственной деятельности детьми. |
Ход занятия:
I. 1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята (дети здороваются).
Какие еще приветствия вы знаете?
Дети: «Здравствуйте»! «Добро пожаловать»! «Добрый день»! «Мы рады вас видеть»!
Логопед: Ребята, какой звук повторяется во всех наших приветствиях? Вы уже догадались, какого звука будет много на сегодняшнем занятии? Теперь в путь!
Логопед: Друзья, хочу сообщить вам новость, вчера случилось невероятное происшествие прямо на улице одного Африканского города. Известно, что кто-то вечером вышел со стороны джунглей, перевернул тяжелую продуктовую палатку (пока ее хозяин отлучился), напугал собаку и исчез в районе джунглей. Есть предположения, кто бы это мог быть?
Дети (выдвигают предположения)
Логопед: Что нам известно? (помогает подытожить информацию)
- Оно живое, двигается, появилось и исчезло в районе джунглей. В момент, когда дети выдвигают предположения, к планшету прикрепляются картинки, соответствующие собранной информации о существе.
Логопед: Да, возможно, ваши предположения верны, и это (тигр,…), но мы не знаем точно. Расследованием этого дела занимается сыщик. Он оставил нам схему, и указания, как вы думаете зачем?
Дети (выдвигают предположения).
Логопед (берет схему): Ребята, посмотрите на схему, первое место, куда направимся сначала обозначено на схеме в верхнем левом углу. Куда направимся сначала?
Дети (отвечают).
II. 2. Логопед: Выполним «Артикуляционную гимнастику» (символ – дети делающие гимнастику язычка, ортопедические коврики и мячик).
Выполняем комплекс артикуляционных упражнений, повторяем артикуляционную позу звука Р, рычим.
Логопед: А сейчас, по просьбе сыщика нужно выполнить задание «Чудо круг».
Перед вами круг с лучами, в каждом луче лежит картинка, которая вам видна, в центре круга лежат перевернутые картинки. Положите картинки из центра круга на картинку в луче. Теперь по очереди, переверните картинку, положите их рядом. Предположим, что на «рыбе» оказалась карточка с изображением «шарика». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем рыбе шарик?». Дети придумывают самые неожиданные и забавные связки между парами картинок на каждую «изобретательскую идею».
Внимание, задание от сыщика: Произнесите звук, который повторялся в задании «Чудо круг».
Дети (отвечают).
Логопед: Именно этот звук издает неопознанное существо.
Внимание, вопрос от сыщика: Как называется упражнение, похожее на улыбку, но при этом зубки видны?
Дети: «Заборчик».
Логопед: Покажите «Заборчик», именно так ставит зубки неопознанное существо.
Что мы узнали о нем?
- Ставит зубки «Заборчиком», издает звук Р.
Логопед: Наверняка знаем, кто это?
Дети: Нет!
Логопед: Что мы узнали о загадочном существе? (крепим картинку с символическим обозначением того, что узнали о загадочном существе).
Логопед : Тогда в путь! Смотрим на схему, куда дальше?
II. 3. Логопед: Куда направляемся дальше? (схема).
Логопед: Перед нами новое задание «Разгадай-ка» (символ картинки и звуковая схема под ними)
Логопед: Перед вами три картинки. Под каждой картинкой звуковая фишка, которая обозначает первый звук этого слова. Назовите первый звук в каждом слове по одному (Злата называет первый звук в слове, Ростислав называет первый звук в слове …) догадайтесь, какое слово получится.
Дети определяют первый звук в каждом слове и сообщают слово.
Робот, облако, топор – рот.
Рубашка, ананас, кот - рак.
Шапка, арбуз, ромашка - шар.
Логопед: Ребята, вы смогли составить слова из звуков?
Дети (отвечают)
Внимание, вопрос сыщика: В названии этого животного есть звук, который стоит последним в слове шар и первым в слове рак. Какой это звук?
Дети: Это звук Р.
Логопед: Дополните, что мы узнали о загадочном существе (дети крепят картинку с символическим обозначением того, что узнали о загадочном существе: звук Р в схеме слова).
Логопед: Смотрим схему, куда дальше?
II. 4. Логопед: Игра «1,2,5» (коврик с квадратами, на трех из них стоит по одной цифре: 1, 2 , 5)
Логопед: Перед вами напольный коврик с цифрами. Каждая цифра обозначает количество
называемого вами предмета, с которым нужно придумать предложение. Например, логопед берет картинку, встает на коврик с цифрой 1: «Одна рыбка плавает в аквариуме», затем перемещается на коврик с цифрой два: «Две рыбки проплывают рядом с лодкой», затем перемещается на коврик с цифрой 5, придумывает другое предложение.
Внимание, задание от сыщика: В названии неопознанного существа столько слогов, сколько слогов будет в последней названной вами картинке (паровоз).
Логопед: Что мы нашли?
Дети: Сколько слогов в названии неопознанного существа, слогов - три.
Логопед: Давайте дополним, что мы знаем о нем (на планшет цепляем картинку с символическим обозначением того, что узнали о загадочном существе).
Дети (выдвигают предположения).
II. 5 Логопед: Это догадки, надо знать точно, вы готовы? Игра «Чьи следы?»
Логопед: Перед вами следы животных, которые были найдены на месте перевернутой палатки, одни из них принадлежат неопознанному существу. Определите, кому принадлежат следы, назовите, чьи следы.
Следы собаки - собачьи следы,
следы мартышки - мартышкины следы,
следы слона - слоновьи следы,
следы крокодила - крокодильи следы.
Логопед: Ребята, давайте подумаем, кто из них мог бы быть тем самым загадочным существом?
Дети (рассуждают)
Логопед: Вы уверены?
Внимание, ответ сыщика на вопрос зашифрован в картинках-подсказках (шесть картинок с изображением признаков имеющих отношение к крокодилу).
Логопед демонстрирует картинку-подсказку.
Дети: Это крокодил!
Логопед: Совершенно верно. Посмотрите видео, где крокодил рычит (смотрим на планшет, что совпало о животном: живой, сильный, обитает в водоемах джунглей, рычит, ставит зубки «Заборчиком», в слове крокодил – 3 слога, есть звук Р.
III. Итог
Логопед: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что особенно понравилось, были ли задания, с которыми вы справлялись с трудом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект по теме "Поиск информации во Всемирной паутине"
Урок-практикум. 10 класс. Базовый уровень. (Авторская разработка)...
Конспект занятияпо ФЭМП 3 год обучения.
Упражнять детей в счете в пределах пяти. упражнять в ориентировке в пространстве....
Конспект открытого урока по физической культуре на тему: "В поисках клада капитана Флинта"
Представленное занятие служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...
конспект урока английского языка в 4 классе по теме «В поисках сокровищ»
Урок был проведён по программе Мерем Забатовны Биболетовой « Enjoy English».Предусмотрено неоднократное обращение к материалу предыдущих уроков в течение занятия, что позволило обобщ...
Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.
Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе....
Конспект открытого занятия ЛФК в 3 классе. Тема: «В поисках сокровищ»
Цель: профилактика плоскостопия, укрепление мышц туловища.Задачи:1. Формирование правильной осанки. Профилактика и коррекция плоскостопия.2. Развитие всех групп мышц, развитие внимания, коор...
Конспект непрерывной образовательной деятельтности в подготовительной группе на тему «В поисках осеннего наряда».
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "В поисках осеннего наряда" направлен на закрепление материала на общую тему "Осень" и под...