Конспект коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки (С), (Сь).
план-конспект

Машихина Надежда Ивановна

Конспект коррекционно - развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленногсти "Звуки (С), (Сь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s_s.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №1 «Ласточка»

Конспект

коррекционно – развивающего занятия

по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  группе

компенсирующей  направленности  

Тема: «Звуки (С), (Сь)»

Подготовила учитель – логопед:

Машихина Н. И.

«Звуки (С), (Сь)»

Цель: познакомить со звуками (с), (сь)

Задачи:

Коррекционно - образовательные:  уточнить произношение звуков (с), (сь); учить выделять звуки из состава звуков, слогов, в начале, в середине, в конце слов; закреплять умение дифференцировать звуки по твердости-мягкости; звонкости-глухости; совершенствовать звуковой анализ.

Коррекционно – развивающие: развивать движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование: зеркала; индивидуальные звуковые схемы слов; наборное полотно «Звуковые домики»; изображение большого и маленького насоса; картина «Зимний вечер»; картинки: сугробы, сани, лиса, сосулька, синица, рысь, месяц, мальчики в синей и зеленой шапках.

Список литературы: 1. Колесникова Е. В. «Развитие звуко – буквенного анализа у детей» - М.: Ступеньки к школе, 2000. 2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» - Москва, 1999. 3. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. «Учим ребенка говорить и читать» - М.: ГНОМ и Д, 2008.

Ход занятия

1. Организационный момент (дети стоят в кругу)

- Выделите третий слог в слове: канава, бананы, солома, болото, лопата, халаты, домино, коровы, родина, шурупы, панамы.

2. Знакомство со звуками (с), (сь).

- Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуками. Для этого надо отгадать загадку.

Не сможешь накачать колёса

Ты без помощника-... (насоса).

(На доску вывешивается картинка с изображением большого и маленького насосов).

3. Анализ артикуляции звуков (с), (сь).

- Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включается.

-Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.

-А из маленького насоса воздух свистит: сь–сь-сь.

Средняя часть спинки языка приподнята горкой.

-Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит маленький насос.

4. Звуковая характеристика звуков (с), (сь).

(На доске  наборное полотно  «Звуковые домики»)

-Дети дают звуковую характеристику звукам по схеме: Какой звук, гласный или согласный? Почему? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Почему?

Соответствующие фишки выкладываются на наборном полотне.

5. Физминутка (дети стоят в кругу)

Упражнение в произношении звуков.

-Ребята, давайте покажем, как свистит большой насос длинно сссссссс, коротко с-с-с-с.  (Дети наклоняются, имитируют работу большого насоса).

-Покажем, как свистит маленький насос длинно сьсьсьсь, коротко сь-сь-сь-сь. (Дети руками имитируют работу маленького насоса).

Фонематическое восприятие. Игра «Топни, хлопни»

-Ребята, я произношу твердый звук (с) – вы хлопаете в ладоши, произношу мягкий звук (сь) – вы топаете. То же самое со слогами.

6. Дифференциация звуков (с), (сь).

-Ребята, какое сейчас время года? (Зима).

  • Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по селам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на ее картину «Зимний вечер». На доску вывешивается картина.
  • Назовите слова со звуком (с): сосулька, сугробы, сани,  лиса.  Определите место звука (с) в слове. Назовите слова со звуком (сь): синица, рысь, месяц. Определите место звука [сь] в слове.
  • Ребята, к нам в гости пришли два брата. Саша в синей шапке, он любит предметы, в названии которых есть твердый звук (с). Сима в зеленой шапке, он любит предметы, в названии которых есть мягкий звук (сь). (На доску вывешиваются картинки Саши и Симы: сосулька, сугробы, сани, лиса, рысь, месяц, синица)
  • Давайте раздадим  им картинки с этими предметами.

7. Звуковой анализ.

- Ребята, братья предлагают сделать звуковой анализ слова «Сани»

Я выкладываю звуковую схему слова на доске, вы на местах.

- Произнесите слово. Назовите первый звук в слове сани? (С). Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Твердый или мягкий? Фишкой, какого цвета обозначается твердый согласный звук. Назовите второй звук в слове сани? (А). Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Фишкой, какого цвета обозначается гласный звук? Назовите третий звук в слове сани. (Нь). Какой это звук, гласный или согласный? Твердый или мягкий? Фишкой, какого цветы обозначается мягкий согласный звук? Назовите последний звук в слове сани? (И). Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Какого цвета фишка?

-Сколько звуков в слове сани. Сколько гласных? Назовите их. Сколько согласных? Назовите их.

8. Итог.

  • Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте

Программа  «От слова к звуку» является модифицированной и  составлена на основе авторской   программы  ...

План учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для групп начальной подготовки 2года обучения

План-конспект тренировочного занятия для групп начальной подготовки второго года обучения ДЮСШ. Вид спорта - легкая атлетика. Возраст детей 8-10 лет....

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Лыжная подготовка. Методика обучения спуска на лыжах.

Серия обучающих программ по разделу "Лыжная подготовка" (начальная школа)...

Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...