Занятие по логоритмике № 1 с использованием здоровьесберегающих технологий (авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда). ТЕМА: Гласные звуки «А», «О», «И», «У», «Ы». Путешествие в город (транспорт). ЦЕЛИ: Закрепить с детьми навыки правильного произношения гласных звуков. Развивать умение дифференцировать эти звуки. Расширить и закрепить словарь детей по лексической теме «Транспорт». Развивать фонематический слух и восприятие. Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию. Развивать мелкую моторику, общую моторику посредством степ-аэробики, воско-терапии. Нормализовать мышечный тонус через фитбол-аэробику. Развивать у детей чувство темпа и ритма. Развивать мимические движения. Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой. Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать свободу движений. Ход занятия. 1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ На лошадке ехали, До угла доехали, Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. Тррр! Стоп! Разворот! На реке – пароход! Пароходом ехали, До горы доехали. Пароход не везет – Надо сесть в самолет. Самолет летит. В нем мотор гудит: У-у-у! 2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА. Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Пароход гудит: «Тороплюсь!» - пыхтит. | у-у-у (руки в стороны) ы-ы-ы а-а-а | Этим поездом домой Приезжает папа мой. Этот поезд жду с утра. Приближается! Ура-а-а! | (имитируют езду на поезде) | Нажал водитель на педаль, И побежал троллейбус вдаль, Троллейбус набирает ход. Водитель песенку поет! | иэ-иэ-иэ | В небо синее пилот Поднимает вертолет | а-а-а (изобразить пропеллер руками) |
3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - упражнение «Паровоз маневрирует» Как по рельсам покатаюсь, плотно к зубкам прижимаюсь. - упражнение «Заведем мотоцикл» Ды-ды-ды….. (постепенное усиление звука) - упражнение «Машина буксует» Жи-жи-жи….. 4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА - упражнение «Долго – кратко» а-а-а-а у-у-у-у и-и-и-и о-о-о-о ы-ы-ы-ы - распевание гласных звуков – проводит музыкальный работник) - игра на металлофоне (погремушка) произносим медленно быстро громко шепотом - Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез? Какой паровоз? 5. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА Самомассаж биологически активных точек и фитбол-аэробика Ехать в поезде тепло: чух-чух-чух! | Приседание на фитболах с поворотом вправо – влево | Поглядим-ка мы в окно! | Наклоны вперед, с сопровождением руки, удерживаясь на фитболе | Скоро будет зима, И наступят холода! | упражнение «Горка» | Да-да-да! Скоро будут холода! | сидя на фитболе, потереть ладони друг о друга | Да-да-да! Превратиться в лед вода! | провести большими пальцами рук по шее сверху вниз | Ду-ду-ду! Не подскользнуться бы на льду! | указательными пальцами массировать крылья носа | Ду-ду-ду! На прогулке я пойду. | растереть ладонями уши | Ды-ды-ды! В лесу встречаются следы. | приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба | Ди-ди-ди! Ну, зима, погоди! | хлопки в ладоши, погрозить пальцем |
6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ - А сейчас полетим на самолете. Руки в стороны – в полет шаги на степ и со степа вперед Отправляем самолет и назад Правое крыло вперед, выпады в сторону на правую и Левое крыло вперед! левую ногу, руки в стороны Полетел наш самолет! - Кто управляет самолетом? - Чтобы нам быть сильными, мужественными, как пилоты, нужно делать специальную зарядку. (звуки «А», «О», «И», «У», «Ы») 7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ∙ Игра «Пропеллер», «Заводные машинки» ∙ Игра «Сядем мы в вертолет» Сядем мы в вертолет, взявшись за руки, Вверх полет, Вниз полет. | один – стоит, другой - приседает, затем – наоборот | А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. | взявшись за руки, качаются вправо - влево, вперед – назад | Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко. | сначала приседают, потом прыгают |
∙ Работа с воском - удерживание воскового шарика между разными пальцами - катание «шарика», «валика» 7. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ∙ Игра «Угадай настроение» - Какое настроение у шофера? (веселое) - Как вы думаете, почему? (дети фантазируют) - Какое настроение лучшее на свете? и т.д. ∙ Игра «Машины и пешеходы» (сначала под музыку выезжают машины, потом под музыку гуляют пешеходы) 8. РЕЛАКСАЦИЯ - Машины устали и спят в гараже. И люди устали, заснули уже. (колыбельная) 9. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ - Будем глазки открывать, просыпаться и вставать. 10. ИТОГ - Мы отправимся в группу на разных видах транспорта. На лошадке ехали, До угла доехали, Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. Тррр! Стоп! Разворот! На реке – пароход! Пароходом ехали, До горы доехали. Пароход не везет – Надо сесть в самолет. Самолет летит. В нем мотор гудит: У-у-у! Приехали! Стой! Занятие по логоритмике № 2 с использованием здоровьесберегающих технологий (авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда). ТЕМА: Автоматизация звука «Л». Прогулка на весеннюю полянку. ЦЕЛИ: Закрепить с детьми произношение звука «Л» в предложениях. Закрепить словарь на основе лексической темы «Весна». Развивать фонематический слух и восприятие. Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию, мимические движения через степ-аэробику, фитбол-аэробику, воско-терапию. Нормализовать мышечный тонус через релаксацию. Развивать у детей чувство темпа и ритма. Воспитывать у ребенка чувство прекрасного, положительный эмоциональный настрой. Ход занятия. Дети под музыку входят в зал - Хотите отправиться со мной на весеннюю полянку? Тогда вперед! 1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ с элементами фитбол-аэробики. По дороге тихо, плавно, аккуратно мы идем. Шаг за шагом, шаг за шагом До полянки мы дойдем. | Маршируют по залу, выполняя силовые упражнения для мышц рук, используя фитбол как гирю | Поглядите, болото, Осторожнее, друзья! Мы его по бревнышку перейдем А на том берегу отдохнем «Ох!» | Ходьба по гимнастической скамейке с фитболом в руках над головой. | Отдохнули и вперед опять Вон полянку уж видать! Шаг за шагом пошагали, Но нисколько не устали. | Сесть на фитболы | Поскакали, поскакали, поскакали! Прискакали! Стой! (наклон вперед) Ой! | Прыжки на фитболах по залу | Дети, давайте погуляем, подышим весенним воздухом. Какой воздух? | Дыхательные упражнения на фитболе |
2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА На полянке погуляли, но нисколько не устали. Позевали, улыбнулись, сладко потянулись. Будем мы сейчас играть, язычок тренировать: - язычок наш отдыхает; Упражнение «Лопаточка» лег спокойно, загорает; Упражнение «Змейка» солнце светит высоко – язычку лежать легко; Упражнение «Качели» - ветерок вдруг налетает, язык в змейку играет Упражнения, направленные - на качелях язык качается, то вверх поднимается, то вниз опускается упражнение на закрепление верхнего положения языка - вот солнышко выглянуло опять, Язык от радости начал петь и танцевать ла-ла-ла ло-ло-ло, лу-лу-лу 3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ - Ушки вы свои потрите, звук «Л» услышите – ловите! ЛА – ПО – ТУ – НА – ЛО – ЛУ – НУ – ЛА - Какой звук вы ловили? 4. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ Прошла пора вьюг и метелей, | подъем и спуск со степа | Начинаются капели | сед на степ, упор на руки сзади, ноги вытянуты | Солнце больше греет, Деревья зеленеют, | вперед, поочередный мах правой и левой ноги | Птички прилетают. Когда это бывает? | прыжки на степ и со степа |
5. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И ЧУВСТВО РИТМА - Подуем на весенние листья. - Дуйте ласково, спокойно, чтобы не было им больно! - Молодцы! - Давайте еще полюбуемся природой, погуляем. - Ой, что это за чудо такое? (металлофон) - Песенку споем, поиграем на металлофоне: «Над лугами…» (подвижная игра) 6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ЧЕРЕЗ РЕЛАКСАЦИЮ - Детки вы навеселились? Все устали …… полежите, Полежите, отдохните. Детки глазки закрывают, Засыпать начинают. 7. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ - Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Дети медленно встают, щечки моют, шейку трут Кверху поднимаются, опускаются. 8. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ∙ работа с воском - выполнение круговых движений восковым шариком, расположенным между ладонями - свободное постукивание пальцами по восковому шарику поочередно ∙ Чтобы пальчики размять, нужно с ними поиграть Вяжем, вяжем мы шнурок, стараемся очень У кого длиннее? У кого короче? ∙ А сейчас выложим весенние листочки. Листочки радуются солнцу, а как мы радуемся? Солнышко зашло за тучки. Какое настроение? Изобразите. Скажите по секрету, какое настроение лучше всего на свете? 9. ИТОГ Понравилось ли вам на полянке, друзья? Ну, а теперь в обратный путь пора. По дороге тихо, плавно, аккуратно мы идем. Шаг за шагом, шаг за шагом, мы до садика дойдем. Занятие по логоритмике № 3 с использованием здоровьесберегающих технологий (авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда). ТЕМА: Путешествие в осенний лес. Вводное занятие. ЦЕЛИ: Расширить, закрепить словарь по лексической теме «Осень». Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Развивать фонематический слух и восприятие. Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию. Развивать мелкую моторику и общую моторику через использование степ-аэробики, воско-терапии, самомассажа биологически активных точек. Нормализовать мышечный тонус через использование фитбол-аэробики, релаксации. Развивать у детей чувство темпа и ритма. Развивать мимические движения. Воспитывать музыкальный слух. Воспитывать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать интерес к занятию. Ход занятия. 1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ под музыку. - Сегодня я приглашаю вас в осенний лес. | | По дороге тихо, плавно, | Ходьба по канату по кругу | аккуратно мы идем. | | Шаг за шагом, шаг за шагом | | До полянки мы дойдем. | | Поглядите, болото, | | Осторожнее, друзья! | | Мы его по бревнышку перейдем | | | | | | А на том берегу отдохнем «Ох!» дети наклоняются вперед, Отдохнули и вперед опять расслабляются | | Вон лесок уже видать! | | Шаг за шагом пошагали, | | Мы нисколько не устали. | | Побежали, побежали! | | Прибежали! Стой! (наклон вперед) Ой! | |
2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА. На полянке погуляли, но нисколько не устали. Будем мы сейчас играть, пальцы и язык тренировать. - Хоть и осень, а выглянуло солнце, и показало свои лучи (кулак – пальцы, «Улыбка») - Но вот налетел ветер, нагнал тучи (пальцы в кулаке, вращение кулаком, губы трубочкой – поддувание) - Птицы улетают в теплые края (движения кистями рук, «Лопаточка») - Мы молодцы, не боимся холода и ветра! (пальцы сжаты в кулак, большой палей вытянут вверх) 3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - «Улыбка» - «Трубочка» - оскалить зубы, а затем высунуть язык - «Качели» - «Мостик» 4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА под музыку - Давайте, ребята, отдохнем, полежим на полянке, вдохнем воздух через нос. А сейчас медленно выдыхаем через рот (левая рука на животе, на выдохе – живот втягиваем) – 3 раза - Медленно поднимаемся. Скажите, какой воздух? - Ой, что это? (музыка дождя) - Капля – раз, (прыжок на носках, руки на поясе) - Капля – два, - Очень медленно сперва (4 прыжка) - А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом! (8 прыжков) - Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны) - От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой) Произнести стихи - шепотом - громко - с нарастанием темпа - быстро - медленно 5. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА Самомассаж биологически активных точек ∙ Растираем ушные раковины между большими и указательными пальцами, а затем ладонями (5 раз) ∙ Сжимание зубов верхней и нижней челюсти (10 раз крепко сжать зубы, проделать 10 постукиваний зубами) ∙ 10 раздуваний щек в среднем темпе ∙ Выполнение упражнения «Умывание лица» раскрытыми ладонями (двумя раскрытыми ладонями проделывать легкое растирание обеих половин лица, ладони двигаются вверх и вниз, захватывая щеки и виски) ∙ Ноги слегка расставлены в стороны, раскрытыми ладонями обеих рук проделать короткие удары-хлопки по лбу, щекам, шее, животу, бедрам (по 3 хлопка) 6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ - Дети, какие звери живут в лесу? - Степ-аэробика «Два бельчонка» В лесной глуши на елке шаги на степ и со степа, выполняя | | Жили-были два бельчонка. силовые упражнения руками | | | | Жили дружно, не тужили, сед на полу, ноги вытянуты вперед, | | И с зарядкою дружили. упор на руки сзади, поочередные махи | | ногами | | | | Встали рано, поутру, прыжки на степ и со степа | | Изображали кенгуру, | | | | За ушки лапками хватались выпады в правую и левую стороны | | И вправо, влево наклонялись. | |
7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ∙ Пальцевый самомассаж ∙ Кого только не встретишь в осеннем лесу (под музыку) – птицу, зайца, волка ∙ Работа с воском - упражнение «Лепешка» (дети катают шарик, затем кладут его на доску, прижимая его сверху) - упражнение «Орешки» (удерживание воскового шарика между разными пальцами) 8. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ, СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЙ - Покружитесь, потанцуйте на осенней полянке. (быстрая музыка сменяет медленную, дети в это время выполняют произвольные движения) - Какое у вас настроение? 9. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТБОЛА, РЕЛАКСАЦИИ (музыка для рекласации) - Детки, вы навеселились? Все устали …. Посидите Глазки закрываются, Головки опускаются, Ручки расслабляются…. Отдыхайте! 1. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ - Хорошо вы отдохнули, Дети медленно встают, Кверху поднимаются, опускаются. 2. ИТОГ - Вам понравилась прогулка? Но пора нам в детский сад. (Ходьба под музыку) Большие ноги шли по дороге, Топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ! Маленькие ножки топали по дорожке, Тип-тип-тип-тип, Тип-тип-тип-тип! Занятие по логоритмике № 4 с использованием здоровьесберегающих технологий (авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда). ТЕМА: Звук «С». В магазине. ЦЕЛИ: Закрепить навык четкого и правильного произношения звука «с» в слогах, словах, фразах. Расширить, уточнить, закрепить словарь по теме «Продукты». Развивать фонематический слух и восприятие. Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию. Развивать мелкую моторику, общую моторику через степ-аэробику, воско-терапию, фитбол-аэробику с использованием самомассажа биологически активных точек. Нормализовать мышечный тонус. Развивать у детей чувство темпа и ритма. Развивать мимические движения. Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой. Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать свободу движений. Ход занятия. 1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ с элементами фитбол-аэробики. Сегодня мы отправимся в магазин. Мы на карусели сели, Завертелись карусели. | Дети садятся на фитболы и, прыгая, заводят круг. | А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Нашу лодочку качает | Дети сидят на фитболах, руки в стороны, выполняют наклоны вправо-влево. | К берегу пристала лодка, Мы на берег спрыгнем ловко. | Сидя на фитболах, дети выполняют упражнения для органов дыхания (упражнение «Радуга» | По извилистой дорожке К магазину мы пойдем. Постараемся пройти И с дороги не сойти | Марш с фитболами |
2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА. Упражнение «Подуй на чай» (положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка, размахивание руками) Упражнение «Ой, как вкусно» (рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, обе руки вправо-влево) Упражнение «Блинчик» (рот полуоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе, ладони вперед) 3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - улыбнись - кончик языка за нижними зубами - зубы сближены - выдох на кончик языка с-с-с Повтори: са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус, ыс-ыс-ыс 4. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ - В магазине много продуктов. Найдите продукты, в названии которых есть звук «с». 5. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА Сумку мы с собой берем И на улицу идем. Мы проходим вдоль витрин И заходим в магазин. Открываем двери с-с-с вдох: выдох: А с-с-с И с-с-с Встаем – приседаем У метро стеклянный дом. Покупаем в доме том: Помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный - Как называется магазин? (овощной) Ну, а в этом магазине Крендель, булки на витрине, С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется…. (хлебный). В магазин везут продукты: Сыр, сметану и творог, Глазированный сырок. Привезли издалека Три бидона молока. Очень любят дети наши Йогурты и простоквашу. Это им полезно очень. Магазин же наш …. (молочный) - Какие продукты вы запомнили? Упражнение «Долго-кратко» Помидоры по-ми-до-ры Сметана сме-та-на (распевание) Игра на металлофоне: - произносим быстро; - произносим громко; - произносим шепотом; - произносим сердито ПРОМСОСИСКА ЛИМОНАД ЖИРОМЯСОКОМБИНАТ ЭНИКИ БЕНИКИ СЫР КОЛБАСА ЭНИКИ БЕНИКИ БАЦ 6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА Самомассаж биологически активных точек Игра «Веселый магазин» Открываем магазин, продаем продукты. Покупает лиса овощи и фрукты. - Сколько стоит кабачок? - Кабачок? Пятачок. - Дайте два кабачка. - Дайте два пятачка. В магазин пришли с работы Покупатели-ежата Покупать у продавца Два соленых огурца. - Две копейки – огурец! - Дайте нам по огурцу! - Заплатите продавцу. 7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСКО-ТЕРАПИИ, СТЕП-АЭРОБИКИ Однажды хозяйка из магазина пришла, | ходьба по степу | Хозяйка с собою домой принесла: Картошку, морковку, петрушку, горох Капусту и свеклу. | выпады в правую и левую стороны | Ох! Ох! И суп овощной оказался не плох! | Прыжки на степ и со степа |
- Работа с воском Упражнение «Кружочки» (слепить восковые кружочки, разложить на столе) Раз - кружок, два - кружок, Раз - шажок, два – шажок. Наши пальчики шагают, На кружочки наступают. (поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок) 8. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ - Какое настроение у покупателя в магазине? Почему? 9. РЕЛАКСАЦИЯ 10. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ 11. ИТОГ По извилистой дорожке К магазину мы пойдем. Постараемся пройти И с дороги не сойти. |