Логоритмические упражнения.
статья
Предварительный просмотр:
Логоритмические упражнения.
Упражнения на расслабление мышц лица
“Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
“Злюка успокоилась”.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
“Рот на замочке”.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
Упражнение на расслабление мышц шеи
“Любопытная Варвара”.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук
“Лимон”.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой
“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
“Вибрация”.
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц ног
“Палуба”.
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
“Лошадки”.
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!
“Слон”.
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнения на расслабление всего организма
“Снежная баба”.
Ребёнок представляет, что он снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее ребёнок изображает, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
“Птичка”.
Ребёнок представляет, что он маленькая птичка. Летает по душистому летнему лесу, вдыхает его ароматы и любуется его красотой. Вот он присел на красивый полевой цветок и вдохнул его легкий аромат, а теперь полетел к самой высокой липе, сел на ее макушку и почувствовал сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птичка вместе с его порывом понеслась к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, он почистили клювом свои перышки, попил чистой, прохладной водицы, поплескался и снова поднялся ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
“Бубенчик”.
Ребёнок ложится на спину. Закрывает глаза и отдыхает под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.
“Летний денек”.
Ребёнок ложится на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
“Замедленное движение”.
Ребёнок садится ближе к краю стула, опирается о спинку, руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставляет, закрывает глаза и спокойно сидит некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
“Тишина”.
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать –
Ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.
Упражнения на релаксацию в сочетании со словесным материалом (этап коррекции, автоматизации и дифференциации звуков и др.).
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании
“Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
«Задуй свечу»
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
«В Лесу»
Логопед: «Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.
«Вертушки».
Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).
Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.
«Ветер»
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон.
Ax-ax, ax-ax.
Ребёнок ритмично потирает ладонь о ладонь.
Ритмично хлопает над головой.
Ритмично топает ногами.
Ритмично переступая, поворачивается вокруг себя.
Поднимает руки в стороны и делает вращательные движения.
Ритмично покачивает головой.
«Дождик»
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
Ребёнок ритмично щелкает пальцами рук.
Ритмично притопывает.
Ритмично потирает ладонь о ладонь.
Ритмично потирает ладонями о колени.
Ритмично стучит указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Упражнения на использование символического праксиса.
Логопед поочередно показывает флажки, ребёнок выполняет движения в зависимости от цвета:
-Красный — грозит пальчиком -Белый — сдувает пушинку с ладони
-Зеленый — здоровается -Синий — аплодирует.
-Желтый — прощается (машут)
Поначалу можно использовать 2-3 цвета
Упражнения на изменение силы и высоты голоса.
Ребёнок стоит, руки опущены.
1. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны. Одновременно с движением сказать слог МА ___ в высокой тесситуре.
2. Из предыдущего положения опустить кисти рук до уровня подбородка: МО___ в средней тесситуре.
3. Опустить кисти рук до уровня груди:МУ__ в низкой тесситуре .
Произнесение слогов разным по высоте голосом.
1. Чередование высокой и низкой тесситуры: МА___— МУ.
2. Чередование высокой и средней.
Упражнения на развитие темповой организации.
Игра «Карусели»
Цель: формирование у ребёнка умения соотносить темп речи и движений.
Ход игры. Ребёнок начинает движение в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле (ходьба по кругу в медленном темпе)
Завертелись карусели, (ходьба по кругу в умеренном темпе)
А потом кругом, кругом, (ходьба по кругу в быстром темпе)
Бегом, бегом, бегом (бег по кругу).
Игра «Часы»
Цель: развитие темповой организации речи.
Ход игры.
Тик-так, тик-так. Часы большие так идут. (Ребёнок хлопает или говорит медленно.)
Тики-так, тики-таки. Маленькие так бегут часы. (Хлопает или говорит быстро.)
Игра “Дождик”
Цель: развивать темповую организацию речи.
Ход игры. Логопед читает стихотворение:
«Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва:
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Кап, кап, кап».
Ребёнку предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем ребёнок совместно с логопедом проговаривает слова стихотворения.
Игра “Произнеси в разном темпе”
Цель: Обучение говорить в заданном темпе.
Ход игры. Произнести отраженно за логопедом сочетание гласных звуков, слогов с разным темпом (и – э – а – о – у – ы; ы – у – о – а – э – и).
Упражнение «Скороговорки»
Цель: обучение говорить в заданном темпе.
Ход игры. Произнести отраженно за логопедом скороговорки с разным темпом.
Используются артикуляционные упражнения.
Например, на 1 раз – губы в улыбке, на 2 раз – вытянуть.
На логоритмических занятиях, артикуляционные упражнения полезно сочетать с движениями рук.
На “с, сь” – У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
На “з,зь” У зайки Бубы заболели зубы. У маленькой Зины бузина в корзине.
Звенит звонок, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
На “ц” – Цапля, стоя на крыльце Написала букву Ц.
На “ш” – Яшка в фуражке едет на черепашке.
На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.
На “ж” – У ежа ежата, у ужа ужата.
На “ч” – Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Шубка овечки – теплее любой печки.
На “щ” – Волки рыщут – пищу ищут.
- Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
На “л,ль” – Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день.
- Иголка, иголка, ты остра и колка.
На “р,рь” – Во дворе горка, под горкой норка,
В норке крот, норку стережёт.
На “к,кь” – Коси коса пока роса.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Купи кипу пик.
На “г,гь” – Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.
Упражнение «Перечисли дни недели» («Посчитай от 1 до 10)
Цель: формировать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Содержание. Перечислить дни недели, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе, закончить в быстром темпе. И наоборот.
Упражнение «Выбери темп в зависимости от ситуации»
Цель: формировать умение ребенка выбирать и изменять темп речи в зависимости от ситуации.
Содержание. Выбрать темп в зависимости от ситуации: к остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет.
Упражнение «Шагаем и читаем»
Цель: обучение детей говорить в заданном темпе.
Содержание. Ребенок марширует и одновременно громко читает любое хорошо знакомое стихотворение. По сигналу педагога останавливается и мысленно продолжает чтение стихотворения в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говоря с того слова, на котором его застал сигнал.
Упражнение «Три стихотворения»
Цель: формировать умение по содержанию определять темп речи в стихотворном тексте.
Содержание. Педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок определять, в каком темпе нужно их прочесть.
Ходит кот по лавке –
Мягонькие лапки,
Ушки пушисты,
Глазки золотисты.
Очень медленны движенья,
И «походка» как скольженье,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, черепаха.
С горки мчится паровоз
Без трубы и без колес.
С паровозом – три вагона:
Михаил и два Антона.
Литература
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с младшими школьниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2015.
2. Боромыклва О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.- СПб.: КАРО.,2017.
3. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2018.
4. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017.
5.М.Ю. Гоголева. Логоритмика для детей - Ярославль:«Академия развития», 2016.
6. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для логопедов и воспитателей. — Мн.: Аверсэв, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие регионального уровня. Семинар: "Практикум проведения логопедических игр и логоритмических упражнений".
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ.Практикум проведения логопедических игр и логоритмических упражнений. (Семинары проводились по расписанию ...
Логоритмические упражнения
1 Логоритмика.С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличени...
Логоритмические упражнения
Учим детей соотносить речь с движением...
Коррекция речевых нарушений на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений.
Личный опыт работы по логоритмике....
Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе
Под логопедической ритмикой подразумеваются коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития (в том числе и с системным нарушением речи) средствами слова, музыки и ...
Виды логоритмических упражнений
Учебное пособие составлено в помощь родителям, с целью создания системы работы по формированию грамотной и чёткой речи....
Консультация "Логоритмические упражнения в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
консультация предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...