Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью
статья
Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_agressivnogo_povedeniya_u_podrostkov_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью
Умственная отсталость – это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка либо неполное развитие психики, которое проявляется нарушением интеллекта и вызывается патологией головного мозга, что приводит к социальной дезадапации.
Психолого-педагогические особенности умственной отсталости характеризуются стойкими нарушениями всей психической сферы, которые особенно отчётливо прослеживаются в области познавательных процессов, с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта.
Характерными психолого-педагогическими особенностями подростков с умственной отсталостью выступают :
– сниженный интерес к окружающей действительности и безынициативность;
– трудности в распределении внимания, замедленность его переключаемости и малый уровень устойчивости;
– дефекты ощущений различной модальности, замедленность зрительного восприятия;
– нарушения пространственной ориентации;
– слабость памяти в воспроизведении информации;
– преобладание пассивного словаря над активным, и сложности звукобуквенного анализа, синтеза, восприятия и понимания речи;
– слабая возможность обобщений, фрагментарность мыслительного анализа, его не критичность;
– схематичное и неточное воображение;
– инфантилизм, болезненное переживание чувства собственной неполноценности;
– недостаточный уровень познавательной активности;
– отставание психических процессов от физиологического развития.
Как отмечает М. Раттер, подросток с умственной отсталостью имеет своеобразные особенности личности, однако следует подчеркнуть, что наибольшая вероятность проявления поведенческих расстройств повышается при наличии органических повреждений головного мозга, но это применимо лишь к определённому проценту детей.
Чаще при органических поражениях центральной нервной системы умственно отсталым подросткам свойственна утомляемость, сниженный жизненный тонус, низкий уровень работоспособности, отсутствие выносливости. Данные аспекты препятствуют устойчивости настроения, активности и целенаправленности.
На этом фоне у подростков проявляются агрессивные, часто неоправданные для окружающих приступы ярости, гнева, разрушительные действия.
В первую очередь, склонность умственно отсталого подростка к подобным агрессивным действиям обусловлена невнимательностью со стороны взрослых к психологическому состоянию и физическому здоровью ребёнка.
По мнению В. В. Ковалёва, проявления агрессии и неадекватного поведения о многом определяют психотравмирующие факторы.
При наличии лёгкой степени умственной отсталости возникают невротические расстройства, проявляющиеся в навязчивых страхах, повышенной тревожности, поведенческих нарушениях (аффективные реакции, прогулы).
Как показывают экспериментальные исследования Е. С. Иванова и Л. М. Шипицыной, у умственно отсталых подростков достаточно распространены астенический синдром, синдром психической неустойчивости и аффективной возбудимости, а также неврозоподобный и дисфорический синдромы, которые выступают в качестве основной группы риска в возникновении агрессивного поведения.
Наличие агрессивных вспышек связано биологическими и социальными факторами, которые находятся в постоянном взаимодействии. Специалисты к таким факторам относят: общие признаки психического недоразвития, которые отмечаются при любой форме умственной отсталости; индивидуальные проявления недоразвития; специфические, общие и частные поражения головного мозга; особенности высшей нервной деятельности; особая система отношения, которая устанавливается между умственно отсталым подростком и социумом.
Систематичность агрессивности и разрушительных действий связаны с недоразвитием системы морально-нравственных, интеллектуальных и этических потребностей, мотивов действий, преобладанием низших потребностей, которые невозможно тормозить по причине недоразвития волевых качеств.
Д. Н. Исаев отмечает, что агрессия подростков с умственной отсталостью отличается крайней жестокостью, так как драки и нападения совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений.
Физическую агрессию дополняет вербальная агрессия. В данном контексте вербальная агрессия выступает в качестве прямого повторения тех чувств и эмоций, которые подросток сам испытывает от своего окружения. На степень описанного аспекта влияет отрицательный пример со стороны родителей либо старших по возрасту учащихся в интернате или школе.
Дети с различными интеллектуальными нарушениями не способны регулировать собственное поведение, которому характерна как пассивность, так и неуместные и неожиданные действия. Это обуславливает устойчивый характер агрессивности. Они некритично относятся к проявлениям собственной агрессии и редко испытывают чувство вины.
У умственно отсталых подростков имеет место также импульсивная агрессия, которая не регулируется страхами и эмоциями. Указанный вид агрессии, прежде всего, направлен на разрушение барьеров и характерен для эмоционально примитивной личности.
Отмечаются варианты преобладающего патологического механизма агрессивности, которая в слабой степени тормозиться страхами и связана с инстинктом влечения. К таким вариантам относятся:
– садистическая агрессия, при которой уровень получаемого удовольствия от агрессивных действий и их последствий намного сильнее страха неизбежности наказания);
– аутоагрессия, при которой гораздо легче переносится физическое страдание, нежели психическое, так как служит формой выражения силы этого страдания и ослабляет инстинкт самосохранения);
– агрессия, как следствие паранойяльной установки, выражающаяся в генерализованных страхах и искажённом инстинкте самосохранения.
Особо выделяются следующие виды агрессивности умственно отсталых подростков :
– агрессия, как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебного процесса;
– агрессия, как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);
– агрессия, как реакция протеста на трудности в построении межличностных коммуникаций;
– агрессия, как следствие психомоторного и аффективного возбуждения
– агрессия, сопровождающая дистрофические нарушения;
– агрессия подражательного характера, которая затем становится стереотипом поведения;
– агрессия, как проявление групповой солидарности.
По мнению Я. Н. Николаенко, агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью является формой гиперкомпенсации свойств личности амбивалентной направленности: коммуникативности, директивности и агрессивности.
На формирование агрессивного поведения влияют условия воспитания. К факторам риска относятся подростки, воспитывающиеся в асоциальных семьях, в интернатных учреждениях, в условиях безнадзорности.
Сиротство, как фактор агрессивного поведения, разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающим социумом, с детьми, которые воспитываются в благоприятных условиях, вызывает вторичные дефекты физического, психического и социального развития.
Последствия раннего сиротства наносят вред психическому здоровью и социальному развитию ребёнка. Кроме того, основная часть подростков, которые воспитываются в условиях интерната, помимо основного заболевания имеют отягощённую наследственность.
Часто из-за отсутствия должной степени внимания со стороны значимых взрослых умственно отсталые подростки враждебно настроены по отношению к окружающим. Их пребывание в интернатном учреждении сопровождается напряжением, тревожностью, агрессивностью.
Исследователи отмечают, что подростки, имеющие признаки умственной отсталости, склонны к бродяжничеству, девиантному, делинквентному и аддиктивному поведению, часто совершают криминальные преступления.
При наличии трудной жизненной ситуации подросток не способен регулировать своё поведение, что провоцирует непредсказуемые реакции. Развитие эмоционального неблагополучия может возникнуть в разных случаях, например, в состоянии утомления ребёнок на любой раздражитель реагирует вспышками гнева, не умеет и не желает осознавать свою виновность, стремится обвинить окружающих, то есть доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивного решения конфликта.
Подросток, лишённый родительской любви, внимания со стороны значимых взрослых, чувствует униженность и неудовлетворение, которые порождают неосознанную враждебность.
Таким образом, если умственно отсталый подросток с раннего детства развивается в неблагоприятных условиях, то это негативным образом отражается на его отношении к себе и к социальному окружению.
Необходимо учитывать, что у подростков с умственной отсталостью присутствует недоразвитие установок, неполное понимание и осознание своих поступков, отсутствует эталон для подражания (особенно в случаях сиротства, вследствие чего ребёнок в процессе социализации начинает усваивать опыт ближайшего окружения. Связываясь с асоциальными и криминальными группами, такой опыт в полной мере приобретают негативную окраску.
С целью профилактики отрицательной тенденции необходимо применять комплексный подход к решению проблемы агрессивного поведения.
Учитывая, что агрессивность имеет свойство формироваться в процессе ранней социализации личности, следовательно, именно подростковый возраст выступает как наиболее благоприятный для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий агрессивного поведения.
Таким образом, наиболее характерными особенностями агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью выступают :
– агрессия, как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебного процесса;
– агрессия, как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);
– агрессия, как реакция протеста на трудности в построении межличностных коммуникаций;
– агрессия, как следствие психомоторного и аффективного возбуждения
– агрессия, сопровождающая дистрофические нарушения;
– агрессия подражательного характера, которая затем становится стереотипом поведения;
– агрессия, как проявление групповой солидарности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА. Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков
Перед тем, как требовать от ребенка, чтобы он реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо чтобы подросток обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с соци...
Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.
Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...
Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью
Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью...
Особенности проявления агрессивного поведения у подростков
Особенности проявления агрессивного поведения у подростков...
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В статье описаны разные типы нарушений поведения детей с умственной отсталостью, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также причины формирования разных типов нарушений...
Статья "Особенности агрессивного поведения подростков"
Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, переходный момент от детства к взрослости, и, как правило, длится с 10-11 лет до 14-15 лет. Психологические особенности подросткового...
Особенности в нарушении поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Расстройство поведения – поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативны...