АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НОВЫЙ ВЗГЛЯД»
рабочая программа
Театральное направление представляет собой занятия по актерскому мастерству и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в
предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, актерской пластики (игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами, «Музыка и движения» и т.д.).
Занятия сценической речью должны развивать речевой аппарат, культуру поведения на сцене, дикцию, образность и эмоциональную подачу текста.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия и игру. Занятия по вокалу предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_vzglyad.docx | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат №1
Купинского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании Педагогического совета 18.06.2024г., протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Купинская школа-интернат №1 _______________Кокарева О.В. |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«НОВЫЙ ВЗГЛЯД»
(базовый уровень)
Возраст воспитанников: 9-15лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель программы:
Русакова Валентина Ивановна,
педагог дополнительного образования
г. Купино, 2024
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новый взгляд» для детей с ЗПР разработана на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ-127);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее - Концепция);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 10 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (документ вступает в силу с 1.09.2022);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
Театральное направление представляет собой занятия по актерскому мастерству и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в
предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, актерской пластики (игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами, «Музыка и движения» и т.д.).
Занятия сценической речью должны развивать речевой аппарат, культуру поведения на сцене, дикцию, образность и эмоциональную подачу текста.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия и игру. Занятия по вокалу предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии
Заметные преимущества детских объединений дополнительного образования: непринужденное общение детей друг с другом; направленность на воспитание; возможность активного отдыха; широкий выбор интересной и полезной деятельности. Данная программа как раз и направлена на организацию свободного времени детей путём приобщения их к театрально - музыкальной культуре.
Наши дети должны уметь быть серьезными. Обсуждение музыкальных новинок, театральных постановок, эстрадный вокал – все это способствует школьному общению и повышает общий уровень культуры.
С этой целью в 2024 учебном году начинает функционировать кружок «Новый взгляд» из расчёта 5 часа в неделю.
Так как в кружке будут заниматься дети с задержкой психического развития, репертуарная политика будет строиться в основном, на легко запоминающихся театральных и музыкальных композициях современных авторов. Главные критерии подбора произведений: красота, доступность музыкального материала, художественная и воспитательная
значимость, эстетический вкус
Особенностью данной программы является то обстоятельство, что для ее плодотворного и творческого осуществления занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна данной программы заключается в том, что на основе театрально – музыкального кружка предложена педагогическая модель функционирования детских театральных композиций, как единого учебно-постановочного организма школьников, педагогов.
Актуальность программы заключается в том, что детская театрально – музыкальная постановка, как синтез многих искусств, является средством художественно-творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Педагогическая целесообразность. Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к собственному опыту жизнедеятельности обучающегося; признание уникальности каждого ученика);
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся в театрально- музыкальной деятельности.
Задачи:
- вовлечь обучающихся в разные виды творческой деятельности;
- развивать умения по актерскому мастерству, сценической речи, культуре, вокалу;
- формировать навыки общения и поведения в коллективе обучающихся разного возраста. Возраст обучающихся – 9 - 15лет.
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Начальная ступень «Первые шаги» – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому и музыкальному творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального и музыкального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре и музыке как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры, упражнения – импровизации, навыки работы с микрофоном.
Построение программы по блокам тем - «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Правила работы с фонограммой» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, певцом, зрителем.
Ожидаемые результаты освоения программы
По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:
- особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
- народные истоки театрального искусства;
- художественное чтение как вид исполнительского искусства;
- Знать и понимать термины: солист, оркестр, дуэт, хор, ансамбль;
Должны уметь:
- активизировать свою фантазию;
- «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
- видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
- коллективно выполнять задания;
- участвовать в конкурсах и концертах
- повышать сценическое мастерство.
Программа предусматривает использование групповую форму учебной работы и индивидуальную.
Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю: 3 часа – актерское мастерство и сценическая речь, 2 часа – вокально-хоровые занятия.
Для занятий в объединении принимаются обучающиеся по желанию. Возможен прием в течение года.
Результатом деятельности обучающегося в театрально - музыкальном кружке является: творческое проявление в процессе исполнения театрализации в актерском, вокальном отношении; участие в конкурсах вокалистов с сольным репертуаром.
Определение степени творческого развития обучающихся проводится с помощью следующих параметров:
- активность;
- фантазия;
- актерское мастерство
Главным критерием в оценке деятельности ребенка в кружке является его творческое проявление в процессе исполнения театрализованной постановки, вокальном отношении.
В процессе обучения используются следующие методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми:
- игровой метод сценического действия (игра-драматизация, композиция спектакля, перевод в сценические действия).
- деятельностный метод (организация деятельности – специальные упражнения, поручения, распределение ролей, театральные тренинги, обсуждение ситуаций).
- метод упражнений.
Учебно-тематический план
Раздел | № | Темы занятий | Кол-во часов |
Актерское мастерство и сценическая речь | Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Наблюдение ( движение облаков, воды, повадки животных и т.д.) | ||
Перевоплощение через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий: а) растения дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения), б) передача состояний природы в движении «Я – ветер, облако, волна, арбуз, трава…», в) превращения рук (руки – трава, цветы, бабочки, собаки…) | |||
Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательных навыков и умений. | |||
Развитие речевого аппарата: - работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (упражнения типа: «Точилка», «часики», |
«качели», «кружочки», «покусывание»… образы букв (на что похоже); | |||
Вокально- хоровые занятия | Детский голос и его развитие: -детский голосовой аппарат | ||
Певческие навыки: Певческие навыки певческая дикция: - ясность, разборчивость, правильность произношения текста в пении; | |||
Итого: |
Содержание программы
1 год обучения
Тема. Развитие фантазии на основе реальных образов природы.
Творческая деятельность, направленная на овладение навыками актерской игры, получение представления об образе.
Тема. Перевоплощение.
Развитие умения работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом, «перевоплощаться», верить в предлагаемые обстоятельства.
Тема. Освоение окружающего пространства.
Сценическое движение. Развитие быстрой эмоциональной реакции на происходящее действие.
Тема. Развитие речевого аппарата.
Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика и упражнения.
Тема. Музыкально-ритмические навыки.
Музыкально-ритмические упражнения, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями партнеров.
Тема. Постановка театрализованной композиции «Волшебная шишка»
Тема. Постановка музыкально - театрализованной композиции «Задержать весну» Тема. Постановка «Сказочный лентяй»
Тема. Постановка «Репортаж из нашей школы»
Вокально-хоровые занятия.
Тема. Детский голос и его развитие.
Детский голосовой аппарат. Смыкание голосовых связок. Охрана детского голоса.
Тема. Певческие навыки.
Выразительное вокальное исполнение партий героев, чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста.
Тема. Подготовка песенного репертуара.
- «Наши милые учителя»
- «Ты моя»
- «Замела метелица город мой»
- «Я сегодня увидала, что на улице весна»
- «Последний звонок»
- «Главный праздник»
Условия реализации данной учебной программы:
-наличие помещения для организации школьного театрально - музыкального кружка, в котором проводятся учебные занятия, проходят репетиции и постановка театральных композиций.
-изготовление декораций и костюмов.
-наличие музыкальных инструментов, звукового оборудования, видео-аудио - фото - аппаратуры.
Список литературы для педагога
- Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников// Режиссер работает в школе. – М.,1991.
- Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального спектакля в школе. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
- Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по реализации направления «Новые тимуровцы
Тимуровское движение– это не только массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с эле...
5 направлений новой школы
выступление на пед.совете школы...
Учебная программадля подготовки учащихся отделения ДЮСШ по футболу
Настоящая программа разработана на основе примерной программы по футболу для ДЮСШ и СДЮСШОР, утверждённой федеральным агенством по ФКиС....
Исследовательская работа "Современный взгляд обучающихся на здоровый образ жизни"
Педагоги и школа имеют уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей. С этой целью мною проведено исследование отношения обучающихся 8-ых классов к здоровосу образу жизни. Также в раб...
Презентация: "Реализация Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы социально-педагогической направленности «Новое поколение»
Данная презентация демонстрирует результативность работы педагога дополнительного образования по программе социально-педагогической направленности...
Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...