Программа «Комплексное сопровождение родителей в процессе подготовки их детей с ОВЗ к школе».
методическая разработка
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития являются наиболее актуальным. Коррекционно- развивающий процесс невозможен без участия родителей. Участие родителей в учебно- воспитательном процессе создает благоприятное условие для развития гармоничного развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razr_.docx | 36.38 КБ |
plan_raboty_k_programme.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Комплексное сопровождение родителей в процессе подготовки их детей с ОВЗ к школе».
Сковородникова Вера Николаевна
Учитель-логопед
Программа
«Комплексное сопровождение родителей в процессе подготовки их детей с ОВЗ к школе».
«Думаем вместе – действуем сообща»
О.Конт
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.
Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей.
Участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для гармоничного развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс, необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики различных нарушений.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания развитию ребенка. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности . Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за не успехи ребенка на специалистов не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Таким образом, актуальность программы заключается в том, чтобы разработать основные направления взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога в тандеме с родителями, особенно в период подготовки ребенка с нарушением в развитии к обучению в школе; систему работы и формы взаимодействия специалистов с семьями воспитанников в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня компетентности родителей и овладение ими интегрированными способами развития личности ребенка.
Цель программы: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества специалистов и родителей.
Объектом данной работы является взаимодействие между специалистами и родителями, которое повысит уровень педагогической культуры родителей.
Предмет: различные содержательные и структурные варианты взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога с родителями.
Гипотеза: взаимосвязь работы различных специалистов и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если:
- работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;
- специалисты будут иметь индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;
- внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
- отношение между родителями и педагогами будут эмоционально- благоприятными, доверительными.
Задачи программы:
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития ребёнка.
- Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей и их детей.
- Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях коррекционной группы ДОУ.
- Развивать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.
- Гармонизировать детско - родительские отношения.
Адресат программы: родители детей с ОВЗ (или их законные представители) подготовительной к школе группы.
Программа рассчитана на 1 год.
Принципы:
- научность;
- индивидуальный подход к каждой семье;
- гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции; преемственность согласованных действий;
- открытость отношений;
- поэтапность реализации задач сотрудничества;
- эффективность выбранных форм сотрудничества;
- обратная связь.
Реализация программы проходит в три этапа: диагностический, основной и заключительный.
- Диагностический.
Задачи этапа:
1. Сбор анамнестических сведений.
2. Познакомиться с межличностными отношениями в семье.
3. Выявить уровень осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Данный этап может проводиться в виде родительского собрания, анкетирования.
II.Основной.
Задачи этапа:
1. Создание клуба для родителей, с целью проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных праздников с детьми.
2. Оказание помощи во взаимоотношениях родителей и детей в семье, посредством компетентности.
3. Проведение различных мероприятий с приглашенными специалистами (психолог, соц. педагог) .
III. Заключительный.
Задачи этапа:
1. Проведение повторной диагностики межличностных взаимоотношений с целью определения динамики и результативности программы по взаимодействию специалистов с родителями по психолого - педагогическому сопровождению.
2. Осуществление совместного анализа полученных результатов с родителями.
3. Изменения и дополнения в программе взаимодействия «Комплексное сопровождение родителей в процессе подготовки их детей с ОВЗ к школе», по мере необходимости.
4. Систематизирование практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда, учителя - дефектолога, педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми предшкольного возраста.
5. Пополнение практического, дидактического и наглядно-информационного материала для родителей, направленного на гармоничное развитие детей.
Организационный план:
I этап. Подготовительный – 1, 2 неделя сентября.
II этап. Запуск программы – 3, 4 неделя сентября.
III этап. Реализация программы – октябрь- апрель.
IV этап. Подведение итогов – м ай.
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в воспитательно - образовательной работе.
- Снижение уровня отстраненности родителей от работы по исправлению нарушений у детей, т.к. у родителей повысится мотивация на совместное преодоление нарушений у детей.
- Преодоление родителями возникающих трудностей во взаимодействии со своим ребенком, что приведёт детско-родительские отношения к гармоничному развитию.
- Повышение уровня эффективности совместной работы.
- Осознание понимания у родителей того, что создание единого коррекционного пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей.
- Повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка.
Формы работы с родителями:
1. Просветительские.
- Родительские собрания.
- Круглые столы.
- Семинар-практикум.
- Консультации.
- Индивидуальные беседы.
- Родительский клуб.
- Практические формы работы.
- Открытые занятия для родителей с участием детей (индивидуальные и фронтальные).
- Видеотека.
- Тренинговые занятия.
- Домашние задания (логопедические тетради).
- Совместные праздники.
- Информационные формы работы.
- Буклеты.
- Информационные стенды, папки.
- Фотогазета.
- Информационная корзина «Шкатулка вопросов»
Родительские собрания проводятся 2 раза: в начале и в конце учебного года. Они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Собрание назначается на время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.
Тренинги проводятся с родителями для активного обучения, направленные на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Используются не только, как получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. На нём создаются условия для самораскрытия родителей и самостоятельного поиска ими способов решения возникшей проблемы.
Консультации проводятся как с группой родителей, так и индивидуально. На ней даются квалифицированные советы, рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций определяется на весь учебный год.
Анкетирование родителей, позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить позицию родителей по отношению к ребенку и педагогическую осведомленность.
Семинары – практикумы проводятся с целью практического овладения родителями способами и приемами работы с детьми. Как правило, данная форма работы проводится по подгруппам.
"Круглый стол" с родителями проводится в нетрадиционной обстановке для обсуждения с родителями актуальных проблем воспитания и развития.
Видеотека используется, с целью демонстрации материала, который необходим для родителей.
Фронтальные открытые занятия для родителей проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной работы со специалистами. Также можно привлекать родителей к проведению занятий.
Фотогазета «В мире детей» представлена в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой газеты родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми в ДОУ.
Стенд «Ступеньки к школе» На этом стенде в сжатой форме отражается содержание основных моментов коррекционно - развивающего обучения: советы родителям по выполнению домашних заданий, памятки и т.д.
Информационная корзина «Шкатулка вопросов» организуется с целью получения тех вопросов, которые для родителей актуальны. Корзина представлена в виде коробки с прорезью, куда родители в письменном виде помещают свой вопрос или предложение по работе специалистов. Вопросы могут быть анонимного характера. Как правило, ответы на вопросы родители получают в ходе индивидуальных бесед или на консультациях.
Логопедические тетради предназначены для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Другая цель- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс. В тетради имеются необходимые рекомендации, правила выполнения заданий.
Совместные праздники проводятся с целью создания единого коллектива специалистов, родителей и детей.
С помощью вышеприведенных форм взаимодействия не только устанавливаются партнерские отношения с родителями, но и создаётся атмосфера общности интересов, повышается педагогическая компетентность родителей, обучаются родители конкретным приемам работы с детьми.
Литература
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или, как научиться понимать своего ребёнка. М.,1999
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М., 2009
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе – М., 1984.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – М.: “Просвещение”, 2005.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2 /под общей редакцией С.П.Шевченко – М., 2005.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007
План работы с родителями.
Месяц | Вид деятельности | Ответственный |
Сентябрь | 1. Родительское собрание. «Особенности совместной коррекционной работы с детьми с ОВЗ» (анкетирование «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности», сбор анамнеза детей) 2.Индивидуальные беседы по ознакомлению с результатами диагностического обследования. 3.Составление совместного перспективного плана работы группы на учебный год. | учитель-логопед учитель-дефектолог педагог-психолог |
Октябрь | 1.Групповая консультация «Комплекс речевых упражнений для родителей и детей». (Теоретическое выступление учителя-логопеда с показом практических приемов). 2.Тренинг-практикум «Советы родителям» по ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. 3.Игротека с участием детей и родителей «Совместные игры с родителями по развитию психических процессов». |
педагог-психолог учитель-дефектолог |
Ноябрь | 1.Тренинг «основные эмоции». 3.Открытое занятие с участием родителей по развитию фонематического слуха. | педагог-психолог учитель-дефектолог учитель-логопед |
Декабрь | Семинар-практикум для родителей по решению различных проблемных ситуаций: 1.Тренинг «Конфликт – норма жизни?» 2. Круглый стол: «Типы и стили общения» 3. Консультация по теме «Развитие связной речи в общении со взрослыми» (необходимость чтения и пересказывания литературных произведений, совместные прогулки, беседы об увиденном). | педагог-психолог учитель-дефектолог учитель-логопед |
Январь | Практикум для родителей «Домашняя игротека» 1. «Современные дети - современные игры» 2. «Игра - дело серьёзное!!!» 3. «Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей» (связь мелкой моторики и артикуляции, практический материал, упражнения для пальцев рук) | учитель-дефектолог педагог-психолог учитель-логопед |
Февраль | День открытых дверей. 3.Консультация по теме «Профилактика нарушений письма и чтения» | Педагог-психолог Учитель-логопед |
Март | 1. Тренинг «А ты – родитель, готов к школе?» 2. Консультация «Особенности современной семьи». 3. Консультация «Как наше слово отзовётся». | Педагог-психолог Учитель-логопед |
Апрель | Родительское собрание «Подготовка детей к обучению в школе». 3. Виды упражнений по предупреждению оптической дисграфии. | Педагог-психолог |
В течении | Просветительский блок: Стенд «Наш логопедический год». Рубрика «Вы спрашивали- мы отвечаем». «Ступеньки к школе». Фотогазета «В мире детей» Информационная корзина «Шкатулка вопросов» Логопедические тетради Конкурс поделок: "Чтобы пальчики писали - мы игрушки им создали!" Видеотека Досуговый блок: Совместные праздники. Фестиваль семейного счастья:
| Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
Предварительный просмотр:
Месяц | Вид деятельности | Ответственный |
Сентябрь | 1. Родительское собрание. «Особенности совместной коррекционной работы с детьми с ОВЗ» (анкетирование «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности», сбор анамнеза детей) 2.Индивидуальные беседы по ознакомлению с результатами диагностического обследования. 3.Составление совместного перспективного плана работы группы на учебный год. | учитель-логопед учитель-дефектолог педагог-психолог |
Октябрь | 1.Групповая консультация «Комплекс речевых упражнений для родителей и детей». (Теоретическое выступление учителя-логопеда с показом практических приемов). 2.Тренинг-практикум «Советы родителям» по ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. 3.Игротека с участием детей и родителей «Совместные игры с родителями по развитию психических процессов» | учитель-логопед педагог-психолог учитель-дефектолог |
Ноябрь | 1.Тренинг «основные эмоции».
3.Открытое занятие с участием родителей по развитию фонематического слуха. | педагог-психолог учитель-дефектолог учитель-логопед |
Декабрь | Семинар-практикум для родителей по решению различных проблемных ситуаций: 1.Тренинг «Конфликт – норма жизни?» 2. Круглый стол: «Типы и стили общения» 3. Консультация по теме «Развитие связной речи в общении со взрослыми» (необходимость чтения и пересказывания литературных произведений, совместные прогулки, беседы об увиденном). | педагог-психолог учитель-дефектолог учитель-логопед |
Январь | Практикум для родителей «Домашняя игротека» 1. «Современные дети - современные игры» 2. «Игра - дело серьёзное!!!» 3. «Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей» (связь мелкой моторики и артикуляции, практический материал, упражнения для пальцев рук) | учитель-дефектолог педагог-психолог учитель-логопед |
Февраль | День открытых дверей.
3.Консультация по теме «Профилактика нарушений письма и чтения» | Педагог-психолог Учитель-логопед |
Март | 1. Тренинг «А ты – родитель, готов к школе?» 2. Консультация «Особенности современной семьи». 3. Консультация «Как наше слово отзовётся». | Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
Апрель | Родительское собрание «Подготовка детей к обучению в школе».
3. Виды упражнений по предупреждению оптической дисграфии. |
Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
В течении | Просветительский блок: Стенд «Наш логопедический год». Рубрика «Вы спрашивали- мы отвечаем». «Ступеньки к школе». Фотогазета «В мире детей» Информационная корзина «Шкатулка вопросов» Логопедические тетради Конкурс поделок: "Чтобы пальчики писали - мы игрушки им создали!" Видеотека Досуговый блок: Совместные праздники. Фестиваль семейного счастья:
| Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ...
Программа «Комплексные меры по профилактике курения в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа»
Комплексные меры по профилактике курения в школе...
Статья "Интеграция родителей в процесс физической реабилитации детей с ограничениями в состоянии здоровья."
В данной статье рассмотрены принципы интеграции родителей в процесс ф.р.При использовании данной информации, огромная просьба делать ссылки на авторов,Спасибо))...
"Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению".
Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся 10-11 классов и родителей в процессе подготовки к ЕГЭ.
Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, род...
Сопровождение одарённых детей в процессе подготовки к всероссийской олимпиаде школьников
Методическая разработка посвящена особенностям сопровождения одарённых детей на примере олимпиадного движения России и Санкт-Петербурга....