Программа «Комплексное сопровождение родителей в процессе подготовки их детей с ОВЗ к школе».
методическая разработка

Сковородникова Вера Николаевна

 В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития являются наиболее актуальным. Коррекционно- развивающий процесс  невозможен без участия родителей. Участие родителей в учебно- воспитательном процессе создает благоприятное условие для развития гармоничного развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.docx36.38 КБ
Файл plan_raboty_k_programme.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Комплексное сопровождение родителей в процессе подготовки их детей с ОВЗ к школе».

                                              Сковородникова Вера Николаевна

                                             Учитель-логопед

                                                                 

Программа

«Комплексное сопровождение родителей в процессе подготовки их детей с ОВЗ к школе».

 «Думаем вместе – действуем сообща»
О.Конт

      В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом.  В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

   Коррекционно-развивающий процесс невозможен  без участия родителей.

Участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для гармоничного развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс, необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики различных нарушений.

  В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания развитию ребенка. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности . Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за не успехи ребенка на специалистов не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
    Таким образом, 
актуальность программы заключается в том, чтобы разработать основные направления взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога в тандеме с родителями, особенно в период подготовки ребенка с нарушением в развитии к обучению в школе; систему работы и формы взаимодействия специалистов с семьями воспитанников в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня компетентности родителей и овладение ими интегрированными способами развития личности ребенка.

Цель программы: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества специалистов и родителей.

Объектом данной работы является взаимодействие между специалистами  и родителями, которое повысит уровень педагогической культуры родителей.

Предмет: различные содержательные и структурные варианты взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога с родителями.

Гипотеза: взаимосвязь работы различных специалистов и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если:

  • работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;
  • специалисты будут иметь индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;
  • внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
  • отношение между родителями и педагогами будут эмоционально- благоприятными, доверительными.

Задачи   программы: 

  1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития ребёнка.
  2. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей и их детей.
  3. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях коррекционной  группы  ДОУ.
  4. Развивать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.
  5. Гармонизировать детско - родительские отношения.        

Адресат программы: родители  детей с ОВЗ (или их законные представители) подготовительной к школе группы.

Программа  рассчитана  на 1 год.

Принципы:

  • научность;
  • индивидуальный подход к каждой семье;
  • гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции; преемственность согласованных действий;
  • открытость отношений;
  • поэтапность  реализации задач сотрудничества;
  • эффективность выбранных форм сотрудничества;
  • обратная связь.

Реализация программы проходит в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

  1. Диагностический.

Задачи этапа: 

1. Сбор анамнестических сведений.

2. Познакомиться с межличностными отношениями в семье.

3. Выявить уровень осведомленности  родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Данный этап может проводиться в виде родительского собрания, анкетирования.

II.Основной. 

Задачи этапа:

1. Создание клуба для родителей,  с целью проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных праздников с детьми.

2. Оказание помощи  во  взаимоотношениях  родителей и детей в семье, посредством компетентности.

3. Проведение различных мероприятий с приглашенными специалистами  (психолог, соц. педагог) .

III.  Заключительный.

Задачи этапа:

1. Проведение  повторной диагностики межличностных взаимоотношений с целью определения динамики и результативности программы по взаимодействию специалистов с родителями по психолого - педагогическому сопровождению.

2. Осуществление совместного анализа полученных результатов с родителями.

3. Изменения и дополнения в программе взаимодействия «Комплексное сопровождение родителей в процессе подготовки их детей с ОВЗ к школе», по мере необходимости. 

4. Систематизирование практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда, учителя - дефектолога, педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми предшкольного возраста.

 5.        Пополнение практического, дидактического  и наглядно-информационного материала для родителей, направленного на гармоничное развитие детей.

Организационный план:

I этап.    Подготовительный  – 1, 2 неделя сентября.

II этап.   Запуск программы –  3, 4 неделя сентября.

III этап.  Реализация программы –  октябрь- апрель.

IV этап.  Подведение итогов  –  м ай.

Ожидаемые результаты:

  • Участие родителей в воспитательно - образовательной работе.
  • Снижение уровня отстраненности родителей от работы по исправлению нарушений у детей, т.к. у родителей повысится мотивация на совместное преодоление нарушений у детей.
  • Преодоление родителями возникающих трудностей во взаимодействии со своим ребенком, что приведёт детско-родительские отношения к гармоничному  развитию.
  • Повышение уровня эффективности совместной работы.
  • Осознание понимания у родителей того, что создание единого коррекционного пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей.
  • Повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка.

Формы работы с родителями: 

1. Просветительские.

  • Родительские собрания.
  • Круглые столы.
  • Семинар-практикум.
  • Консультации.
  • Индивидуальные беседы.
  • Родительский клуб.
  1. Практические формы работы.
  • Открытые занятия для родителей с участием детей (индивидуальные и фронтальные).
  • Видеотека.
  • Тренинговые занятия.
  • Домашние задания (логопедические тетради).
  • Совместные праздники.
  1. Информационные формы работы.
  • Буклеты.
  • Информационные стенды, папки.
  • Фотогазета.  
  • Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

Родительские собрания проводятся 2 раза: в начале и в конце учебного года. Они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Собрание назначается на время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

Тренинги проводятся с родителями для активного обучения, направленные на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Используются не только, как получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. На нём создаются условия для самораскрытия родителей и самостоятельного поиска ими способов решения возникшей проблемы.

Консультации проводятся как с группой родителей,  так и  индивидуально. На ней даются квалифицированные советы, рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций определяется на весь учебный год.

Анкетирование родителей, позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить позицию родителей по отношению к ребенку и  педагогическую осведомленность.

Семинары – практикумы проводятся с целью практического овладения родителями способами и приемами работы с детьми. Как правило, данная форма работы проводится по подгруппам. 

"Круглый стол" с родителями проводится в  нетрадиционной обстановке для обсуждения с родителями актуальных проблем воспитания и развития.

Видеотека используется, с целью демонстрации материала, который необходим для родителей.

Фронтальные открытые занятия для родителей  проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной работы со специалистами. Также можно привлекать родителей к проведению занятий.

Фотогазета «В мире детей» представлена в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой газеты родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми в ДОУ.

Стенд «Ступеньки к школе» На этом стенде в сжатой форме отражается содержание основных моментов коррекционно - развивающего обучения: советы родителям по выполнению домашних заданий, памятки       и т.д.

Информационная корзина «Шкатулка вопросов» организуется с целью получения тех вопросов, которые для родителей актуальны. Корзина представлена в виде коробки с прорезью, куда родители в письменном виде помещают свой вопрос или предложение по работе специалистов. Вопросы могут быть анонимного характера. Как правило, ответы на вопросы родители получают в ходе индивидуальных бесед или на консультациях.

Логопедические тетради предназначены для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Другая цель- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс. В тетради имеются необходимые рекомендации, правила выполнения заданий.

Совместные  праздники  проводятся  с  целью создания единого коллектива специалистов, родителей и детей.

          С помощью вышеприведенных форм взаимодействия  не только устанавливаются партнерские отношения с родителями, но и создаётся атмосфера общности интересов, повышается  педагогическая компетентность родителей, обучаются  родители конкретным приемам работы с детьми.

Литература

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или, как научиться понимать своего ребёнка. М.,1999
  2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М., 2009
  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе – М., 1984.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – М.: “Просвещение”, 2005.
  5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2 /под общей редакцией С.П.Шевченко – М., 2005.
  6. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007

План работы с родителями.

Месяц 

Вид деятельности 

Ответственный 

Сентябрь 

 1. Родительское собрание.

 «Особенности совместной коррекционной работы с детьми с ОВЗ» (анкетирование «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности», сбор анамнеза детей)

2.Индивидуальные беседы по ознакомлению с результатами диагностического обследования.

3.Составление совместного перспективного плана работы группы на учебный год.

учитель-логопед

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Октябрь 

1.Групповая консультация «Комплекс речевых упражнений для родителей и детей».

(Теоретическое выступление учителя-логопеда с показом практических приемов).

2.Тренинг-практикум  «Советы родителям»

по ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

3.Игротека с участием детей и родителей «Совместные игры с родителями по развитию психических процессов».


учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дефектолог

Ноябрь

1.Тренинг «основные эмоции».
2.Занятия-игры по развитию и обогащению эмоций (приложение)

3.Открытое занятие с участием родителей по развитию фонематического слуха.

педагог-психолог учитель-дефектолог учитель-логопед

Декабрь 

Семинар-практикум для родителей  по решению различных проблемных ситуаций:

1.Тренинг «Конфликт – норма жизни?»

2. Круглый стол: «Типы и стили общения»

3. Консультация по теме «Развитие связной речи в общении  со взрослыми» (необходимость чтения и пересказывания литературных произведений, совместные прогулки, беседы об увиденном).

педагог-психолог

учитель-дефектолог

учитель-логопед

Январь 

Практикум для родителей «Домашняя игротека»

1. «Современные дети - современные игры»

2. «Игра - дело серьёзное!!!»

3.  «Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей» (связь мелкой моторики и артикуляции, практический материал, упражнения для пальцев рук)
Просмотр видео материала части практического занятия учителя-логопеда с детьми.

учитель-дефектолог

педагог-психолог

учитель-логопед

Февраль 

             День открытых дверей.
1.Консультация «Адаптационный период будущих первоклассников»
2.Открытое занятие - педагогическая гостиная для родителей «Хочу учиться!».

3.Консультация по теме «Профилактика нарушений письма и чтения»

Педагог-психолог
Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Март 

1. Тренинг «А ты – родитель, готов к школе?»

  2. Консультация «Особенности современной семьи».

 3.  Консультация  «Как наше слово отзовётся».

Педагог-психолог
Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Апрель 

Родительское собрание «Подготовка детей  к обучению в школе».
1. Психологическая готовность ребенка к школе.
2. Проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов) к школе, потому что…».

3. Виды упражнений по предупреждению оптической  дисграфии.


Педагог-психолог
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

В течении
года
 

Просветительский блок:

Стенд «Наш логопедический год». Рубрика «Вы спрашивали- мы отвечаем». «Ступеньки к школе».
Стендовая информация: «Советы психолога», «Советы дефектолога»

Фотогазета «В мире детей»

Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

Логопедические тетради

Конкурс поделок: "Чтобы пальчики писали - мы игрушки им создали!"
Буклеты

Видеотека

Досуговый блок:

Совместные праздники.

Фестиваль семейного счастья:

  • «Бабушкины руки не знают скуки»
  • «Мастерим вместе с папой»
  • «Разумные советы моей мамы»

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Месяц 

Вид деятельности 

Ответственный 

Сентябрь 

 1. Родительское собрание.

 «Особенности совместной коррекционной работы с детьми с ОВЗ» (анкетирование «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности», сбор анамнеза детей)

2.Индивидуальные беседы по ознакомлению с результатами диагностического обследования.

3.Составление совместного перспективного плана работы группы на учебный год.


учитель-логопед

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Октябрь 

1.Групповая консультация «Комплекс речевых упражнений для родителей и детей».

(Теоретическое выступление учителя-логопеда с показом практических приемов).

2.Тренинг-практикум  «Советы родителям»

по ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

3.Игротека с участием детей и родителей «Совместные игры с родителями по развитию психических процессов»


учитель-логопед

педагог-психолог

учитель-дефектолог

Ноябрь

1.Тренинг «основные эмоции».


2.Занятия-игры по развитию и обогащению эмоций (приложение)

3.Открытое занятие с участием родителей по развитию фонематического слуха.

педагог-психолог

учитель-дефектолог

учитель-логопед

Декабрь 

Семинар-практикум для родителей  по решению различных проблемных ситуаций:

1.Тренинг «Конфликт – норма жизни?»

2. Круглый стол: «Типы и стили общения»

3. Консультация по теме «Развитие связной речи в общении  со взрослыми» (необходимость чтения и пересказывания литературных произведений, совместные прогулки, беседы об увиденном).

педагог-психолог

учитель-дефектолог

учитель-логопед

Январь 

Практикум для родителей «Домашняя игротека»

1. «Современные дети - современные игры»

2. «Игра - дело серьёзное!!!»

3.  «Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей» (связь мелкой моторики и артикуляции, практический материал, упражнения для пальцев рук)
Просмотр видео материала части практического занятия учителя-логопеда с детьми.

учитель-дефектолог

педагог-психолог

учитель-логопед

Февраль 

             День открытых дверей.
1.Консультация «Адаптационный период будущих первоклассников»


2.Открытое занятие - педагогическая гостиная для родителей «Хочу учиться!».

3.Консультация по теме «Профилактика нарушений письма и чтения»

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Март 

  1. Тренинг «А ты – родитель, готов к школе?»

  2. Консультация «Особенности современной семьи».

 3.  Консультация  «Как наше слово отзовётся».

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Апрель 

Родительское собрание «Подготовка детей  к обучению в школе».
1. Психологическая готовность ребенка к школе.


2. Проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов) к школе, потому что…».

3. Виды упражнений по предупреждению оптической дисграфии.


Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

В течении
года
 

Просветительский блок:

Стенд «Наш логопедический год». Рубрика «Вы спрашивали- мы отвечаем». «Ступеньки к школе».
Стендовая информация: «Советы психолога», «Советы дефектолога»

Фотогазета «В мире детей»

Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

Логопедические тетради

Конкурс поделок: "Чтобы пальчики писали - мы игрушки им создали!"
Буклеты

Видеотека

Досуговый блок:

Совместные праздники.

Фестиваль семейного счастья:

  • «Бабушкины руки не знают скуки»
  • «Мастерим вместе с папой»
  • «Разумные советы моей мамы»

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ...

Статья "Интеграция родителей в процесс физической реабилитации детей с ограничениями в состоянии здоровья."

В данной статье рассмотрены принципы интеграции родителей в процесс ф.р.При использовании данной информации, огромная просьба делать ссылки на авторов,Спасибо))...

"Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению".

      Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся 10-11 классов и родителей в процессе подготовки к ЕГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, род...

Сопровождение одарённых детей в процессе подготовки к всероссийской олимпиаде школьников

Методическая разработка посвящена особенностям сопровождения одарённых детей на примере олимпиадного движения России и Санкт-Петербурга....