Учет особых образовательных потребностей воспитанников
материал

Вострикова Светлана Хуснуллаевна

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий, включающих в себя общепедагогические и коррекционные методы и приемы на занятиях учителя-логопеда

Технология дифференцированного обучения.  При её применении воспитанники группы делятся на условные группы с учетом психологических особенностей (дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения).

Технология формирования коррекционно-развивающей деятельности дошкольников. Коррекционно-развивающая деятельность рассматривается как особая форма учебной активности воспитанников. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. Технология предполагает, что учитель-логопед создает систему учебных задач по курсу (раздел, теме), разрабатывает проект своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности дошкольников.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя-логопеда творческого подхода и организации коррекционно-развивающего процесса, умением вести дискуссию с группой и создания условия для возникновения диалога между дошкольниками.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации, разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

ИКТ-технологии дают возможность улучшить качество коррекционно-развивающей работы, повысить  мотивацию к получению и усвоению новых знаний воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии коррекционно-развивающей деятельности:

- учет периодов работоспособности детей на занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на занятиях;

- чередование позы с учетом видов деятельности;

- использование физкультурных пауз на занятиях.



Предварительный просмотр:

Учет особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается созданием специальных условий для воспитанников с различной структурой дефекта. (см. Таблицу 1)

Таблица 1

Сведения о создании условий для воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

п/п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1.

Воспитанники с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, серии  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • Комната «Монтессори»
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток, глазодвигательной гимнастики

Профессионально-трудовое обучение

  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)
  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

Специальными условиями для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются использование для обучающихся специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов. Программа предусматривает использование современных учебных материалов: учебные электронные издания, аудио-, видео-учебные материалы и др.

Информационное обеспечение образовательного процесса реализуется с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, проектор, мультимедиа и т.п. и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, поисковые системы, интернет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Встатье рассмотрены вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья. Представлены практическиерекомендации...

Отчетная работа Тема: «Индивидуальный подход в обучении с учетом особых образовательных потребностей учащихся в условиях дополнительного образования на примере физкультурно-спортивной направленности

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовател...

Учет особых образовательных потребностей обучающихся

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения....

Учет особых образовательных потребностей обучающихся

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет особых образовательных потребностей обучающихся

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мероприятия по охране здоровья обучающихся, критерии рациональной организации урока...

Учет особых образовательных потребностей обучающихся

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...