Проект "Хоровод"
проект

Общешкольный проект "Хоровод" создан с целью личностного развития школьников на основе руссой хороводной традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_horovod.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Хоровод как особый вид народного творчества

Актуальность:

интерес и внимание к народному искусству, в том числе и народной хореографии, в последнее время в нашей стране активно возрастают. Все чаще говорят о необходимости приобщения молодежи к истокам русской культуры, о возрождении народных традиций, проверенных временем.

 Новизна проекта:

весь хореографическо-музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации  проекта «Хоровод как особый вид народного творчества» найдет свое место в дальнейшей работе педагогов  во внеурочной работе, в организации воспитательного процесса. 

Обоснование проекта: воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Одной из главных задач воспитания на современном этапе развития нашего общества является формирование у  подрастающего поколения духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе. Русское народное творчество способно помочь в решении данной задачи.

  

Инновационная направленность:  формирование  у учащихся устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  использования усвоенного материала в родном городе.

Сроки реализации проекта: 5 лет

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный. 

Участники: педагоги и учащиеся МКОУ школы «Надежда»

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, просветительские концертные программы, танцевальное и игровое  творчество.

Постановка проблемы

  Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании трудно переоценить.   Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения положительно отражается на участниках проекта – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за участниками проекта во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, музыкально-литературными композициями, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.

Народные праздники помогают почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Эти праздники дают представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У них рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи студентов, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, поговорки, скороговорки ,прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас человека

Краткое описание проекта.

Целью данного проекта является освоение фольклорного наследия русского народа, как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности. Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности  воспитания подрастающего поколения.

Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные

народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус

человека. Исполнение народных песен способствует постановке

голосового аппарата, способствует развитию мышечного

чувства и координации движений.

Ученики осваивают традиционные стили общения.

Проект будет реализовываться, через систему групповых и индивидуальных занятий со студентами, через презентацию для родителей, через участие   в театрализованных представлениях.

Проект будет реализовываться, через систему групповых и индивидуальных занятий со студентами, через презентацию для родителей, через участие   в театрализованных представлениях.

      Основной принцип проекта – принцип взаимодействия участников с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Цель проекта: 

- приобщить студентов к истокам русской культуры,  воспитывать способность и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

- духовно-нравственное воспитание участников проекта через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа. 

 

Задачи:

- развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре;

- развивать воображение, творческие и актерские способности;

- воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

- развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах

Музыкальной деятельности;

- знакомить студентов со звучанием и внешним видом русских народных

инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).

- знакомить с русскими народными песнями различных жанров: календарные,трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные,

хороводные ;

- расширять знания о народных праздниках, обычаях и традициях русского

народа.

- формировать творческие проявления при инсценировании песен,   в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

- расширение диапазона голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты

интонирования средствами народного фольклора.

- создавать необходимую предметно–развивающую среду.

 

Формы организации музыкальной деятельности.

Проведение совместной образовательной деятельности педагога с участниками различного типа;

Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха и пр.

Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», и другие.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности .

Организация праздников, совместных с родителями

 Предполагаемый результат: 

В результате реализации проекта:

- студенты познакомятся: с устным народным творчеством , с разными видами

- народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми;

- будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться, 

- умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету:

-  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам;

- разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность;

- будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений речь.

 

Оценка результатов:

      Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям:

Участники проекта, педагоги и родители.

      Определение уровня сформированности знаний, умений, навыков будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной  деятельности, через просмотр театрализованных представлений и

фольклорных праздников.

     По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства его участников.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 месяц – сентябрь). На этапе создается

информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется

рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (7  месяцев – октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

 Взаимодействие педагогов и родителей

1. Преподаватель музыки – преподаватели педагогики, литературы, истории, ИЗО, МХК;

2. Руководитель проекта – родители студентов;

3. Родители – участники проекта

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания студентов».

2. Изготовление родителями и студентами костюмов и атрибутов к народным праздникам.

3. Создание мини-музея «Русская изба».

4. Консультация для студентов-практикантов «Музыкатерапия»

Оборудование и оснащение педагогического процесса.

1.Доклады, консультации,  конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий, методические  рекомендации для  студентов и родителей, практический материал, фотоматериалы, наглядные и дидактические пособия, презентации.

2. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Мастерская шумовые инструментов»

3. Создать фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности.