Проект "Хоровод"
проект
Общешкольный проект "Хоровод" создан с целью личностного развития школьников на основе руссой хороводной традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_horovod.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Хоровод как особый вид народного творчества
Актуальность:
интерес и внимание к народному искусству, в том числе и народной хореографии, в последнее время в нашей стране активно возрастают. Все чаще говорят о необходимости приобщения молодежи к истокам русской культуры, о возрождении народных традиций, проверенных временем.
Новизна проекта:
весь хореографическо-музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации проекта «Хоровод как особый вид народного творчества» найдет свое место в дальнейшей работе педагогов во внеурочной работе, в организации воспитательного процесса.
Обоснование проекта: воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Одной из главных задач воспитания на современном этапе развития нашего общества является формирование у подрастающего поколения духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе. Русское народное творчество способно помочь в решении данной задачи.
Инновационная направленность: формирование у учащихся устойчивого интереса к народному творчеству, желание использования усвоенного материала в родном городе.
Сроки реализации проекта: 5 лет
Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
Участники: педагоги и учащиеся МКОУ школы «Надежда»
Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, просветительские концертные программы, танцевальное и игровое творчество.
Постановка проблемы
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения положительно отражается на участниках проекта – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за участниками проекта во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, музыкально-литературными композициями, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.
Народные праздники помогают почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У них рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи студентов, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, поговорки, скороговорки ,прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас человека
Краткое описание проекта.
Целью данного проекта является освоение фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности. Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности воспитания подрастающего поколения.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные
народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус
человека. Исполнение народных песен способствует постановке
голосового аппарата, способствует развитию мышечного
чувства и координации движений.
Ученики осваивают традиционные стили общения.
Проект будет реализовываться, через систему групповых и индивидуальных занятий со студентами, через презентацию для родителей, через участие в театрализованных представлениях.
Проект будет реализовываться, через систему групповых и индивидуальных занятий со студентами, через презентацию для родителей, через участие в театрализованных представлениях.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия участников с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Цель проекта:
- приобщить студентов к истокам русской культуры, воспитывать способность и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
- духовно-нравственное воспитание участников проекта через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа.
Задачи:
- развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре;
- развивать воображение, творческие и актерские способности;
- воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах
Музыкальной деятельности;
- знакомить студентов со звучанием и внешним видом русских народных
инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).
- знакомить с русскими народными песнями различных жанров: календарные,трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные,
хороводные ;
- расширять знания о народных праздниках, обычаях и традициях русского
народа.
- формировать творческие проявления при инсценировании песен, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
- расширение диапазона голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты
интонирования средствами народного фольклора.
- создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Формы организации музыкальной деятельности.
Проведение совместной образовательной деятельности педагога с участниками различного типа;
Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха и пр.
Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», и другие.
Организация самостоятельной музыкальной деятельности .
Организация праздников, совместных с родителями
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта:
- студенты познакомятся: с устным народным творчеством , с разными видами
- народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми;
- будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться,
- умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету:
- выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам;
- разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность;
- будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений речь.
Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям:
Участники проекта, педагоги и родители.
Определение уровня сформированности знаний, умений, навыков будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованных представлений и
фольклорных праздников.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства его участников.
План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (1 месяц – сентябрь). На этапе создается
информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется
рекламно-информационная кампания.
2 этап – основной (7 месяцев – октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Взаимодействие педагогов и родителей
1. Преподаватель музыки – преподаватели педагогики, литературы, истории, ИЗО, МХК;
2. Руководитель проекта – родители студентов;
3. Родители – участники проекта
Взаимодействие с семьей
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания студентов».
2. Изготовление родителями и студентами костюмов и атрибутов к народным праздникам.
3. Создание мини-музея «Русская изба».
4. Консультация для студентов-практикантов «Музыкатерапия»
Оборудование и оснащение педагогического процесса.
1.Доклады, консультации, конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий, методические рекомендации для студентов и родителей, практический материал, фотоматериалы, наглядные и дидактические пособия, презентации.
2. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Мастерская шумовые инструментов»
3. Создать фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности.