Экономическое воспитание на уроках математики
учебно-методический материал

Кудряшова Марина Александровна

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Задачи экономического характера формируют представления обучающихся о деньгах, заработной плате, качестве продукта, производительности труда, плодородии почвы, рабочем месте. Ознакомление с такими экономическими понятиями, как цена, количество, стоимость, выработка в единицу времени, время работы, общая выработка, урожайность, расход, доход, бюджет. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в обществе. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью. Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie_na_urokah_matematiki.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Экономическое воспитание на уроках математики»

  Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Задачи экономического характера формируют представления учащихся о деньгах, заработной плате, качестве продукта, производительности труда, плодородии почвы, рабочем месте. Ознакомление с такими экономическими понятиями, как цена, количество, стоимость, выработка в единицу времени, время работы, общая выработка, урожайность, расход, доход, бюджет. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в обществе. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью. Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Эти задачи должны быть направлены на:

  • формирование экономических понятий на уроках математики;
  • развитие понятийного аппарата;
  • раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;
  • овладение элементарными экономическими понятиями;
  • успешная адаптация в быту.

Решение данных задач будут  способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Знания, которые получают дети, в условиях школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. В переводе с греческого языка "экономика" - хозяйствование по правилам в соответствии с законом. Применительно к домашнему хозяйству, экономика - это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи.

Такие задачи с элементами экономики обеспечивают возможность учащихся в продвижении и овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им адаптироваться в обществе при современных экономических условиях.

Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: "Семейный бюджет":

Бюджет в переводе с английского "денежная сумка". Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода и направления расходов и достичь их соответствия.

Доходы - разные виды поступлений за определенный период времени, выраженные в денежных единицах.

Расходы - затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.

Услуга - действие, приносящее пользу, помощь другому.

Налог - государственный сбор с населения и предприятия.

Абонент - тот, кто пользуется какой-то услугой.

Льгота - уменьшение оплаты.

Счетчик - прибор для подсчета чего-либо.

Субсидия - денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.

Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.

Коммунальные услуги - услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.

Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении ее богатств, об условиях труда и его оплаты.

Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.

Рассортируйте записи в два столбика "доход" и "расход" и подсчитайте, какой результат ожидает семью.

Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если:

Папа получает зарплату -

Мама получает зарплату -

Бабушка получает пенсию -

Задача №3

Зарплата папы и мамы -

Истратили на продукты -

Заплатили за квартиру, свет, телефон -

Пенсия бабушки -

Заплатили за ремонт холодильника -

Оплатили покупки в магазине -

Купили подарок сыну -

Вывод.

Что означает термин "экономить"

Чем отличается качество "экономный" от качества "жадный"

Заработная плата - это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

Задача №4.

Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает 54 такие же детали. Сколько обрабатывает за час  мастер, ученик?

Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?

(количество продукции; стаж работы (опыт)).

Задача №5

За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, если проработает 20 дней?

Задача №6

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2 кг 400 г стоит .... руб, а пакет весом 600 г стоит ....руб? Сколько денег она сэкономит?

Задача №7

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет .... руб. за один килограмм, а мешок сахара (50 кг) стоит... руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье?

Задача №8

Средняя зарплата работника предприятия составляет 5000 руб. 13% с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?

Задача №9

Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги. Плата за наем:

  • ТО
  • Вывоз мусора
  • Холодная вода
  • Радио
  • Коллективная антенна

Всего:

Задача №10

Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0,25 батона, 1 яйцо, сыр (50 г на порцию), 1 стакан молока (250г)?

Задача №11

Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 руб. на покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит .... руб.?

Задача №12

Однажды Петя проголодался и решил пообедать в столовой. Там было много вкусных блюд. Чтобы что-то выбрать для себя Петя сначала прочитал меню и узнал цены.

Меню.

Первые блюда                                 Цена

Борщ                                               5,75 руб

Куриный суп                                  4,68 руб

Уха                                                  3,5 руб

Вторые блюда

Котлета с картофельным пюре      6,64 руб

Сосиски с жареным картофелем   5,3 руб

Рыба с тушеными овощами           4,28 руб

Напитки

Чай сладкий                                   0,8 руб

Компот                                          1,15 руб

Кисель                                           1,2  руб

Задача №13

Семья состоит из 3 человек, живет в приватизированной квартире, в приватизации участвовали трое. Рассчитайте налог за квартиру, если доля 1 члена семьи составляет ... руб?

Задача №14

Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв.м. Квартира неприватизированная, счетчики воды не установлены.

Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги?

Задача №15

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?

Чему равен один квартал?

Абонентская плата - плата за наличие телефона, за пользование им без международных разговоров.

Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, экономии, об условиях труда и его оплаты, о рациональных способах выполнения работ, о природе и сохранении ее богатств и т.п.

Большинство задач, включенных в учебники математики по разным программам, являются задачами с экономическим содержанием.

Рассмотрим следующую задачу: "Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?".

Методика работы над данной задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены и экономические понятия (производительность труда, объем работ, время работы, норма, экономия), а экономический аспект описываемой ситуации, остается вне обсуждения. Для его усиления возможно провести дополнительную работу над задачей после ее решения. С этой целью уместно предложить детям вопросы, связанные с повышением производительности труда, увеличением за счет этого выпуска деталей, с зависимостью качества продукции от скорости изготовления, с поощрением рациональных способов работы, с дополнительным заработком рабочего. Можно даже решить несколько дополнительных задач.

Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 рублей?

На сколько рублей больше получит рабочий за счет сэкономленного времени?

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Например:

1. Урожайность чеснока - 20 кг с одной сотки (100м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 рублей за кг, а  на покупку семян он потратил 100 рублей? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, ФЕРМЕРСТВО).

2. Отец получает 40000 рублей в месяц, а мама - 20000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 40000рублей и съездить в отпуск на 80000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (ЗАРПЛАТА, БЫТОВЫЕ РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ).

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Учитывая возрастные особенности учащихся с ОВЗ, задачи с экономическим содержанием я часто предлагаю в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся любимые детьми сказочные, мультипликационные, телевизионные, литературные герои.

Например:

1. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую, для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 60000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремонту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?

2. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке  и их друзьям стало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом. Подсчитали, во что обойдется строительство: фундамент заложить - 10000 рублей, стены поставить - 36000 рублей. Крышу установить - 20000 рублей, отделать изнутри - 24000 рублей. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 часть от суммы кредита?

При решении  предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления. Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представления об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.

Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения.

Дети на каждом шагу встречаются с экономической терминологией. Раскрыть для учащихся с интеллектуальным недоразвитием содержательную сторону экономических понятий и отработать вычислительные навыки помогают математические знания.

В своей работе я использую такие задания, которые выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания. Например:

1. Есть такая русская поговорка: "Меняю шило на мыло". Как называется такой обмен товарами без денег?

ТОВАР

ДЕНЬГИ

БАРТЕР

Установи зависимость между числами и буквами алфавита. Это поможет тебе правильно ответить на поставленный вопрос. Сумма чисел является порядковым номером соответствующей буквы алфавита.

2 + 2   5 + 3  6 + 4  1 + 1   0 + 1  9 + 8  10 + 9  4 + 2  9 + 8

    г        ж       и        ?          ?        ?          ?         ?        ?    

ОТВЕТЫ: Иногда товары обмениваются людьми без денег. Такие сделки называются бартерными. Бартер применяют, когда предприятия или отдельные люди не могут заплатить деньги.

2. Выбери правильное название для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложил за нее выше цену.

АУКЦИОН  47

ЯРМАРКА  48

Чтобы проверить правильность выбора названия, воспользуйся таблицей:

25   13   41

8      1     0

99    36    3

Надо из первого столбца выбрать наименьшее число, из второго столбца – наибольшее число, а из третьего - не наибольшее и не наименьшее. Сумма выбранных чисел и даст возможность проверить правильность ответа.

ОТВЕТ: Аукцион - это продажа товаров на основе состязательности. Покупает товар тот, кто предложил за него самую высокую цену.

Ярмарка - это большая распродажа по договорным ценам, где много продавцов и покупателей.

На уроках широко использую различные игры (имитационные, сюжетно-ролевые, настольные, деловые, компьютерные), конкурсы, загадки, ребусы и кроссворды, тесты, головоломки, рифмованные задания, словарь терминов, задания связанные с историей и литературой, задания творческого характера.

Например:

ТЕСТ-РИФМЫ.

Вставьте пропущенное в рифме слово.

Продукт труда, что можно обменять,

Купить и самому продать,

Свезти на ярмарку, на рынок, на базар.

Что это за продукт? Скажи - ...

Получил купец доход,

Увеличил оборот,

Все расходы оплатил,

Свою ... получил.

Деньги взяты в долг, на срок

И возможно, под залог.

Делу это не вредит,

Коль под дело взят...

Мог вчера на сто рублей

Взять ты тыщу сухарей,

А сегодня сто рублей -

Это девять сухарей.

И такая ситуация

Называется...

Обязан деньги ты вложить,

Чтоб производство запустить,

И чтоб ты прибыль получал

Начальный нужен ....

 

Ты построил новый дом

И живешь спокойно в нем.

Вдруг случилось наводнение,

И поплыло все строение.

Чтобы все не потерять,

Нужно дом ...

Мы в полном изумлении.

В каком мы заведении?

Быки, медведи здесь встречаются,

А место ... называется.

 

При решении заданий есть большие возможности для создания проблемных ситуаций и создания индивидуальной, групповой работы, заданий разного уровня сложности. Нестандартные задания по математике с экономической информацией способствуют не только осознанию содержания экономической терминологии, но и повышают  интерес к математике, способствуют общему развитию школьников, расширяют кругозор.

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в коррекционной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, вносит практическую направленность. Например, при знакомстве с семейным бюджетом учащиеся могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье. При изучении темы "Цена, количество, стоимость" дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли.

По опыту работы можно утверждать, что интеграция экономики и математики дает положительные результаты:

  • значительно увеличивает активность детей на уроке;
  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;
  • усиливает познавательные мотивы;
  • расширяет личный опыт учеников;
  • преодолевает оторванность математики от реальной жизни;
  • повышает качество и прочность знаний
  • повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Систематическое решение задач с экономическим содержанием на уроках математики помогает преодолеть имеющийся разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом, так как посредством экономических знаний школа готовит учащихся к жизни.

Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решение. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности все это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей в развитии, а также их более успешной социализации.

Ведущей идеей экономического воспитания (образования) является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Экономика постоянно вокруг нас.        

Жить вне экономики просто невозможно.

Экономические знания должны способствовать становлению у школьников коррекционной  школы  умения и привычки  упорядочивать свою финансовую жизнь, какими бы скромными ни были их доходы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках математики.

Исторический материал с этнокультурными и национально-региональными компонентами, который можно использовать на уроках математики в 5-6 классах....

Конспект урока Экономические задачи на уроках математики

Конспект интегрированного урока математика-экономика-информатика Экономические задачи. Так же взяты примеры из литературных произведений Салтыкова-Щедрина, Оноре де Бальзака, Достоевско...

Тема: «Экономическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, человек не может обойтись в ней без экономических...

статья "Формирование экономических знаний на уроках математики в С(К)ОШ VIII вида"

Статья  была представлена на региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы непрерывного математического образования" в Саратовском государственном Университете им. Н.Г. ...

Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.

Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...

Экономическое воспитание на уроках технологии

Как вырастиь из девочки хозяйку...

Методика использования задач с экономическим содержанием на уроках математики

В процессе обучения с пятого по шестой класс тема «проценты» является обязательной частью раздела математики. Вместе с данным понятием у школьников формируют умение решать три задачи данно...