Рабочие программы учителя - дефектолога
рабочая программа
Рабочие программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
УТВЕРЖДЕНА приказ № ___ от ______________ года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
«ДВИГАТЕЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ»
1 б(доп) класс
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью)
Объем: 99 занятий
Учитель-дефектолог: С.Т.Базилова
г. Нефтеюганск-2022
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Основное содержание учебного предмета, включающее перечень изучаемого учебного материала | |
3 | Календарно – тематическое планирование |
- Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
- Активизация защитных сил организма ребёнка.
- Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращающие его деформации.
- Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата.
- Воспитание в детях чувство внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.
- Развитие общей организованности, их внимания, фантазии, доброжелательности.
Задачи и направления.
Общие задачи, характерные для образовательного процесса в целом:
- создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности;
- обеспечение психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учётом психофизических возможностей и особенностей воспитанников с умственной отсталостью:
- развитие познавательных процессов обучающихся на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном для детей уровне;
- формирование прикладных, трудовых, творческих умений обучающихся;
- формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способов индивидуального взаимодействия воспитанников с окружающим миром.
- обеспечение охраны прав и интересов обучающихся, охраны и укрепления здоровья воспитанников;
- осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ.
Основные задачи характерные для коррекционного курса «Двигательного развития»: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что способствует развитию познавательных процессов.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты:
- формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,
- формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,
- формирование знаний о правилах личной гигиены.
- коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.)
- коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);
- устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).
- выполнение комплексов лечебной гимнастики по демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью)
Базовые учебные действия. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве зала;
- иметь представление о собственном теле и собственных возможностях;
- овладеть навыками коммуникации и сформировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- овладеть принятыми нормами социального взаимодействия;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
- взаимодействовать со сверстниками при выполнении упражнений, при проведении подвижных игр, при проведении эстафет с участием учителя
- бережно относится к инвентарю и оборудованию.
Место предмета в учебном плане 1 б(доп) класса
В учебном плане коррекционные занятия по «Двигательному развитию» представлены с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часа в год.
2. Основное содержание учебного предмета, включающее перечень изучаемого учебного материала
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- «Основы знаний» - дать знания знаний о личной гигиене, правильной осанке, дать понятие «направляющий)
- «Коррекционные упражнения» - коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений осанки, сколиозов.
- «Развитие мелкой моторики» - развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
- «Ориентировка в пространстве» - шаги, построения, перестроения.
- «Самомассаж» - обучение навыкам самомассажа.
Общеразвивающие и корригирующее упражнения .
Дыхательные упражнения в образном оформлении.
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя».
Дыхание через нос, через рот.
Изменение длительности вдоха и выдоха.
Дыхание в ходьбе с имитацией.
Движение руками в исходном положении.
Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.
Наклоны, приседания.
Прикладные упражнения .
Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром темпе
Равновесие – ходьба по линии, на носках.
Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.
Подвижные игры.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
Дыхательные упражнения. | ||
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. | ||
Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет. | ||
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | ||
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | ||
Изменение длительности дыхания. | ||
Изменение длительности дыхания. | ||
Дыхание при ходьбе. | ||
Дыхание при ходьбе. | ||
Движение руками в исходных положениях. | ||
Движение руками в исходных положениях. | ||
Движение предплечий и кистей рук. | ||
Движение предплечий и кистей рук. | ||
Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | ||
Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | ||
Хлопки в ладоши с изменением темпа. | ||
Хлопки в ладоши с изменением темпа. | ||
Наклоны головой. | ||
Наклоны туловищем. | ||
Наклоны туловищем. | ||
Сгибание стопы. | ||
Сгибание стопы. | ||
Перекаты с носков на пятки. | ||
Перекаты с носков на пятки. | ||
Приседания. | ||
Приседания. | ||
Отстукивание и отхлопывание разного темпа. | ||
Отстукивание и отхлопывание разного темпа. | ||
Ходьба ровным шагом. | ||
Повторение. | ||
Ходьба ровным шагом | ||
Ходьба по кругу, взявшись за руки. | ||
Ходьба по кругу, взявшись за руки. | ||
Ходьба на носках | ||
Ходьба на носках | ||
Ходьба в медленном и быстром темпе | ||
Ходьба в медленном и быстром темпе | ||
Ходьба по линии | ||
Ходьба по линии | ||
Ходьба на носках | ||
Ходьба на носках | ||
Захват предметов | ||
Захват предметов | ||
Передача предметов | ||
Передача предметов | ||
Бросание мячей | ||
Бросание мячей | ||
Перекатывание мячей | ||
Перекатывание мячей | ||
Перекатывание мячей | ||
«Солнышко и дождик». Игра. | ||
«Солнышко и дождик». Игра. | ||
«Воробушки и кот». Игра. | ||
«Воробушки и кот». Игра. | ||
«Кот и мыши». Игра. | ||
«Кот и мыши». Игра. | ||
«У медведя во бору». Игра. | ||
«У медведя во бору». Игра. | ||
«Ручеёк». Игра. | ||
«Ручеёк». Игра. | ||
«Снежинки и ветер». Игра. | ||
«Снежинки и ветер». Игра. | ||
«Найди пару». Игра. | ||
«Найди пару». Игра. | ||
«Хитрая лиса». Игра. | ||
Повторение. | ||
Повторение. | ||
Повторение. |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
УТВЕРЖДЕНА приказ № ___ от ______________ года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
1 б (доп) класс
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью)
Объем: 99 занятий
Учитель-дефектолог: С.Т.Базилова
г. Нефтеюганск-2022
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2 | Календарно – тематическое планирование |
- Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).
- Психолого- педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего 6 человек
Из них:
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 6 человек
На каждого обучающегося 1 б класса выделен 1 час (3 занятия в неделю),
Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.
Для данной категории детей характерны:
-четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;
-речь не развита, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;
- Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);
- эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);
- разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);
- замедленным темпом психического развития;
- отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся
на 2022-2023 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно-коррекционная | Коррекционно-воспитательная | Коррекционно-развивающая |
2в класс | ||||
1 | Баймухаметова Азалия | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
2 | Барановский Александр | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
3 | Ефременко София | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
4 | Меджиев Амир | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
5 | Оруджова Марьям | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и мате- уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; риалами. | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
6 | Черников Руслан | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
- Планируемые результаты реализации программы
(коррекционной работы)
Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.
Название курса | Предполагаемые предметные результаты | Предполагаемые личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. |
- Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
- Содержательный раздел
Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.
2.1 Содержание учебного курса
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Диагностика | |||
2 | Действия с материалами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах. | Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала |
3 | Действия с предметами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности | Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве |
- Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во час | Дата |
1. | Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. | Фиксация взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога. | 1 | |
2. | Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. | Фиксация взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога. | 1 | |
3. | Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. | Фиксация взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога. | 1 | |
4 | Наблюдение за движущейся игрушкой. | Фиксация взгляда на движущейся игрушке. | 1 | |
5. | Наблюдение за движущейся игрушкой. | Фиксация взгляда на движущейся игрушке. | 1 | |
6. | Наблюдение за появлением игрушки в определенном месте. | Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте. | 1 | |
7. | Уметь прослеживать предмет за экраном. | Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. | 1 | |
8. | Уметь прослеживать предмет за экраном. | Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. | 1 | |
9. | Наблюдение за появлением предмета в двух определенных местах. | Ожидание появления предмета в двух определенных местах. | 1 | |
10. | Дидактическая игра «Помоги зайчишке». | Узнавание знакомых предметов. | 1 | |
11. | Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши». | Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. | 1 | |
12. | Игра «Моя любимая игрушка». | Выбор своей игрушки среди других. | 1 | |
13. | Игра «Что привез нам мишка». | Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. | 1 | |
14. | «Магазин игрушек». | Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе. | 1 | |
15. | «Найди пару». | Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. | 1 | |
16. | «Узнай меня». | Соотнесение предмета с его изображением на картинке. | 1 | |
17. | Подвижная игра «Делаем вместе». | Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей. | 1 | |
18. | Игра «Разноцветные шарики». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости. | 1 | |
19. | Игра «Делай как я». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: перекладывание предметов из одной емкости в другую. | 1 | |
20. | Игра «Путешествие на поезде». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: открывание и закрывание двери, коробок, матрешек. | 1 | |
21. | Игра «Идем в гости к Ане». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания. | 1 | |
22. | Игра «Волшебная коробка». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание предметов в коробку. | 1 | |
23. | Игра «Пирамидка». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень. | 1 | |
24. | Игра«Волшебные крышки». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: закручивание крышек. | 1 | |
25. | Игра «Веселые матрешки». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание двухместной матрешки. | 1 | |
26. | Использование стула для доставания предмета, находящегося высоко. | Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия. | 1 | |
27 | Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте. | Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия. | 1 | |
28 | Игра «Забавные цветочки». | Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый). | 1 | |
29 | Игра «Различай-ка». | Узнавание предметов и различение: по форме (шар, куб). | 1 | |
30 | Игра «Большой – маленький». | Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький). | 1 | |
31 | Игра «Цветная радуга». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета из 5—6 предметов двух контрастных цветов. | 1 | |
32 | Игра «Выбери правильно». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного размера из 5—6 предметов двух контрастных размеров. | 1 | |
33 | Игра «В мире шаров». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одной формы из 5—6 предметов двух объемных форм. | 1 | |
34 | Игра «Забавные игрушки». | Сравнение предметов по цвету путем прикладывания их друг к другу. | 1 | |
35 | Игра ««Построим домики». | Сравнение предметов по форме путем прикладывания их друг к другу. | 1 | |
36 | Дидактическая игра «Большой- маленький». | Сравнение предметов по размеру путем прикладывания их друг к другу. | 1 | |
37 | Дидактическая игра «Веселые бусы». | Группировка однородных предметов по цвету. | 1 | |
38 | Дидактическая игра «Волшебные фигурки». | Группировка однородных предметов по форме. | 1 | |
39 | Дидактическая игра «Машинки». | Группировка однородных предметов по размеру. | 1 | |
40 | Игры со шнуровками «Ботиночки», «Бабочка». | Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета. | 1 | |
41 | Игры с кубиками. | Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. | 1 | |
42 | Игра «Ленточки». | Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета. | 1 | |
43 | Игры с пирамидой. | Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни | 1 | |
44 | Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» | Размещение в ряд различных по размеру предметов. | 1 | |
45 | Объемная фигура (куб). Постройка башни из 2—3 кубов одинакового размера. | Знакомство со строительными материалами (объемная фигура – куб). Действия с кубом: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. | 1 | |
46 | Постройка ворот из кубов и параллелепипеда. | Знакомство со строительными материалами (объемная фигура – параллелепипед «кирпичик»). Действия с «кирпичиком»: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. | 1 | |
47 | Постройка из строительных материалов (дома из куба и призмы). | Знакомство со строительными материалами (треугольная призма). Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов (дома из куба и призмы). | 1 | |
48 | «Заборчик». | Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков и кирпичиков. | 1 | |
49 | «Путешествие на поезде». | Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: рельсы для поезда. | 1 | |
50 | Знакомство со счетными палочками. | Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. | 1 | |
51 | Игра «Цветные палочки». | Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. | 1 | |
52 | Работа со счетными палочками. | Накладывание счетных палочек на контурное изображение. | 1 | |
53 | Работа со счетными палочками. | Накладывание счетных палочек на контурное изображение. | 1 | |
54 | Игры: «Ворота», «Дорожки», «Окно», «Домики». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем). | 1 | |
55 | Игры: «Грибок», «Качели» «Стульчик». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (по подражанию и образцу). | 1 | |
56 | Дидактическая игра «Мишка в гостях у Маши». | Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения. | 1 | |
57 | Развивающая игра «Мозаика». | Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней. | 1 | |
58 | Развивающая игра «Мозаика». | Заполнение панели мозаикой произвольно. | 1 | |
59 | Работа с мозаикой. | Узнавание и различение мозаики по цвету. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). | 1 | |
60 | Развивающая игра «В мире мозаики». | Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. | 1 | |
61 | Работа с мозаикой. | Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. | 1 | |
62 | Игра с мозаикой «Домики и флажки». | Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики). | 1 | |
63 | Игра с мозаикой «Курочки цыплята». | Выкладывание узоров с соблюдением цвета: курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики — курочки, второй ряд из желтой — цыплята). | 1 | |
64 | Игры в сухом бассейне. | Игровой практикум в сухом бассейне. | 1 | |
65 | Работа с пластилином. | Работа с пластическими материалами (пластилин). Правила работы с пластилином. | 1 | |
66 | Лепка «Колобок». | Цвет и свойства пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. | 1 | |
67 | Лепка «Бублик». | Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из пластилина (хлебобулочные, кондитерские изделия). | 1 | |
68 | «Веселые формочки»: формование пластических материалов специальными формами. | Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. Д. | 1 | |
69 | Обучение приему действия с пластилином – отрывание кусочков пальцами. | Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: отрывание кусочков пластилина пальцами. | 1 | |
70 | Обучение приему действия с пластилином – разминание ладонью и пальцами. | Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями). | 1 | |
71 | Обучение приему действия с пластилином – сплющивание кусочков между ладонями. | Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: сплющивание кусочков пластилина между ладонями. | 1 | |
72 | Обучение приему действия с пластилином – «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину). | Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину). | 1 | |
73 | Обучение приему действия с пластилином – разрывание кусочков. | Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: разрывание кусочков пластилина. | 1 | |
74 | Обучение приему действия с пластилином – резание стекой. | Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой. | 1 | |
75 | Лепка «Заборчик» (изготовление палочек из пластилина). | Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины. | 1 | |
76 | Лепка «Лесенка». | Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: лесенки. | 1 | |
77 | «Большие и маленькие бублики». | Изготовление совместно с педагогом из колец на основе образца:больших и маленьких бубликов. | 1 | |
78 | «Цепочка». | Изготовление совместно с педагогом цепочки из колец. | 1 | |
79 | Изготовление предметов шаровидной формы: большой и маленький мячи. | Скатывание шара из пластилина на подкладной доске. | 1 | |
80 | Скатывание конфет-шариков разного цвета и размера | Скатывание шара из пластилина в ладонях | 1 | |
81 | Выполнение практических упражнений с бумагой: сминание. | Практическое знакомство с бумагой. Упражнения с бумагой: сминание. | 1 | |
82 | Выполнение практических упражнений с бумагой: разглаживание ладонью. | Практическое знакомство с бумагой. Упражнения с бумагой: разглаживание ладонью. | 1 | |
83 | Выполнение практических упражнений с бумагой: отрывание небольших кусочков. | Практическое знакомство с бумагой. Разрывание, отрывание небольших кусочков. | 1 | |
84 | Выполнение практических упражнений с бумагой: сгибание по прямым линиям произвольно. | Практическое знакомство с бумагой. Сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении). | 1 | |
85 | Выполнение практических упражнений с бумагой: разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. | Практическое знакомство с бумагой. Разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. | 1 | |
86 | Изготовление шариков из фольги. | Практическое знакомство с фольгой. Изготовление шариков из фольги, выполнение с ними игровых действий. | 1 | |
87 | «Конфеты в обертке». | Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке». | 1 | |
88 | Складывание фольги. Приемы складывания. | Приемы складывания: расположение листа на столе; сгибание части листа; совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба. | 1 | |
89 | «Самолет». | Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба). | 1 | |
90 | Практические упражнения с салфетками. | Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах. | 1 | |
91 | «Цветочек». | Составление наборов из цветной бумаги (3—4 листа). | 1 | |
92 | «Книжечка» (складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое). | Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление «книжечек» (с помощью педагога). | 1 | |
93 | Аппликация «Мои игрушки». | Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки». | 1 | |
94 | Аппликация «Солнышко лучистое». | Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое». | 1 | |
95 | Знакомство с нитками. Свойства ниток. | Свойства ниток: толщина, цвет, прочность. | 1 | |
96 | Свойства ниток: толщина, цвет, прочность. | Знакомство с нитками. Свойства ниток | 1 | |
97 | Применение ниток. Разрывание тонких, непрочных ниток. | «Чудо-ниточки»: - применение; - разрывание; - сортировка по цвету; - наматывание; - сматывание ниток в клубок. | 1 | |
98 | Сортировка ниток по цвету. | 1 | ||
99 | Наматывание ниток на картонку. | 1 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета № 1 от «___»_________2022 | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________________М.И. Иванова приказ №___ от «___»___________2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дефектологическим занятиям
Объем:
3 класс (….. М.) – 66 занятий
4 класс (…. З., …. М., … М.) – 198 занятий
5 класс (…. Г., ….. П.) – 132 занятия
7 класс (… К.) – 66 занятий
8 класс (…. М.) – 66 занятий
9 класс (…. Г., … Ф., …. Т.) – 198 занятий
Учитель-дефектолог: Базилова С.Т.
г. Нефтеюганск-2022
Содержание
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Нормативное обеспечение программы | 2 - 3 |
2. | Планируемые результаты освоения программы | 3 - 4 |
3. | Содержание программы | 4 - 5 |
4. | Тематическое планирование | 6 - 7 |
5. | Приложение к программе | 8 |
1.Нормативное обеспечение программы
Программа составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной начальной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».
Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
- нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
- правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
- Уставом ОО;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
- Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
- Положением о внутренней системе оценки качества образования;
- Положением о формах обучения.
2. Планируемые результаты освоения программы
Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действий. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций необходимых обучающимся.
Результативность реализации программы определяется успешностью усвоения обучающимися программного материала и положительной динамикой личностных результатов. Личностные результаты отражают:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- овладение социально-бытовыми навыками на элементарном уровне;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
- ориентированность на достижение результата.
Критерии оценки результатов коррекционной работы
с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Категории обучающихся | Ожидаемый результат |
Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью | - овладеют базовыми учебными действиями, мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.; - будут способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя; - овладеют навыками адекватного поведения в общественных местах, умениями саморегуляции |
Система оценки достижения планируемых результатов программы базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося. Динамические результаты отражаются в дефектологическом представлении на обучающегося.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:
предметно - практическая деятельность, дидактические игры и упражнения, работа по алгоритму, предварительное проговаривание предстоящих действий, умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль).
3. Содержание программы
Содержание дефектологической программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Дефектологическая направленность программы реализуется через предметно-практическую деятельность и систему специальных упражнений, корригирующих на познавательную деятельности обучающихся:
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие внимания
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.
Развитие памяти
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие навыков совместной деятельности.
Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.
4. Тематическое планирование
Название раздела
| Количество часов | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | ||
1.Развитие аналитико – синтетической сферы | 15 | -формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков. | -развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач; -умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков; - решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений. | -формирование учебно - познавательных мотивов - мотивов овладения содержанием учебных предметов (знаниями, способами деятельности); - формирование обще учебных интеллектуальных умений (ориентироваться в задании; планировать ход выполнения задания; обобщать; осуществлять самоконтроль; осуществлять самооценку деятельности; -развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности; самостоятельности; произвольности) -развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность; -формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы
|
2.Развитие внимания | 12 | развитие всех видов внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.) | умение работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога (использование наводящих вопросов) при выполнении заданий | |
3.Развитие пространственного восприятия и воображения | 10 | -развитие восприятия “зашумленных” объектов; - развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления | -получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти; - способность искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. | |
4.Развитие памяти | 16 | развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз | умение выполнять упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации | |
5.Развитие личностно – мотивационной сферы | 13 | развитие личностной сферы | развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах. Развитие навыков совместной и самостоятельной деятельности. |
5. Приложение к программе
5.1. Методы оценки эффективности коррекционной работы
Приложение 1
Оценка эффективности коррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах коррекционной работы.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- применение данного опыта в новых коррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и коррекционных ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения коррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
5.2. Календарный график
Приложение 2
Четверть | Сроки | Количество | Подпись проверяющего | ||||
Учебных недель | Учебных дней | Запланированных часов по занятиям
| Фактически проведенных часов | ||||
Индивидуальные занятия ФИ обучающегося | Часы | ||||||
I четверть | 11.09.17-02.11.17 | 8 | 40 | …. | 16 16 16 16 16 | ||
II четверть | 13.11.17-29.12.17 | 7 | 35 | …. | 14 14 14 14 14 14 | ||
III четверть | 09.01.18-22.03.18 | 10 | 50 | …. | 20 20 20 20 20 20 | ||
VI четверть | 02.04.18-30.05.18 | 8 | 40 | ….. | 16 16 16 16 16 16 | ||
ИТОГО: | 33 | 165 | 380 |
Предварительный просмотр:
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1. | Психолого - педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2. | Планируемые предметные результаты освоения коррекционного курса. | |
1.3. | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2. | Календарно – тематическое планирование | |
3 | Приложение | |
3.1. | Система контрольно-измерительных материалов | |
3.2. | Описание материально-технического обеспечения. |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2), коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Всего обучающихся классов – человек
Из них:
- Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР – человек;
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.
Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Обучающиеся с расстройством аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (РАС) являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. В настоящее время говорят уже не столько о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарѐнность. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
В соответствии с ПМПк от 05.2020 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов:
Таблица 1.
Ф.И обучающегося | Задачи |
класс | |
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умения слушать и слышать вопросы, инструкцию учителя. Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца. Коррекционно – развивающая задача: Формировать зрительно – моторную координацию. |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Таблица 2.
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Личностные | БУД | ||
Звукопроизношение:
| способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Регулятивные: -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Личностные: -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Познавательные: -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, читать, наблюдать. | |
Фонематические процессы: | - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявлять социально значимый мотив учебной деятельности | Регулятивные: - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Активно участвовать в деятельности. Личностные: -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Познавательные: -работать с несложной по содержанию и структуре информацией. | |
Лексико-грамматический строй:: | -владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
| Регулятивные: -активно участвовать в деятельности. Личностные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс). Познавательные: - работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | |
Развитие связной речи и речевого общения: | - формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе. -формирование интереса к языковой и речевой деятельности. -владение навыками | Регулятивные: - Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Личностные: Личностные: -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,. Познавательные: - использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
1.3. Сведения о создании условий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Создание образовательной среды
Таблица 3.
№ п.п | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционного курса
Таблица 4.
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных (коррекционных) занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
Диагностика уровня речевого развития Звукопроизношение | индивидуальные индивидуальные | Регулятивные Личностные Познавательные | Комплексный подход Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения. | |
Фонематические процессы | индивидуальные | Регулятивные Личностные Познавательные | Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов. | |
Лексико-грамматический строй | индивидуальные | Регулятивные Личностные Познавательные | Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи. | |
Развитие связной речи и речевого общения: | индивидуальные | Регулятивные Личностные Познавательные | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану |
Календарно - тематическое планирование занятий
| |||
№ п/п | Тема | Количество занятий | Дата |
1 четверть (8 занятий) | |||
1 | Развитие слухового внимания | 1 | |
2 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | 1 | |
3 | Слушание стихотворения В. Степанова «Воробей» | 1 | |
4 | Школьные принадлежности | 1 | |
5 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 1 | |
6 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 1 | |
7 | Слушание сказки «Три поросенка» | 1 | |
8 | Инсценировка сказки «Три поросенка» | 1 | |
2 четверть (14 занятий) | |||
1 | Осень. Работа с сюжетной картиной. | 1 | |
2 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 1 | |
3 | Осень. Работа с предметными картинками | 1 | |
4 | Подготовка руки к письму (геометрические фигуры) | 1 | |
5 | Сезонная одежда. Работа с предметными картинками | 1 | |
6 | Развитие мелкой моторики | 1 | |
7 | Приветствие собеседника | 1 | |
8 | Развитие слухового внимания | 1 | |
9 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | 1 | |
10 | Подготовка руки к письму (проведение линий) | 1 | |
11 | Моя семья | 1 | |
12 | Что такое книга? | 1 | |
13 | Подготовка руки к письму (обведение по контуру) | 1 | |
14 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 1 | |
3 четверть (22 занятия) | |||
1 | Праздник «Новый год» | 1 | |
2 | Сказка про Деда мороза. | 1 | |
3 | «Как тебя зовут?» Глобальное чтение | 1 | |
4 | Зима. Работа с предметными картинками | 1 | |
5 | Развитие мелкой моторики | 1 | |
6 | Подготовка руки к письму. Волнистые линии. | 1 | |
7 | Сказка про Машу. («да» и «нет») | 1 | |
8 | Дикие животные (работа с предметными картинками). | 1 | |
9 | Развитие слухового внимания | 1 | |
10 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | 1 | |
11 | «Сказка про мальчика Петю» (хорошо, плохо) | 1 | |
12 | Подготовка руки к письму (проведение линий) | 1 | |
13 | Подготовка руки к письму (обведение по контуру) | 1 | |
14 | Праздник 8 марта | 1 | |
15 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 1 | |
16 | Сказка про вежливого мальчика. | 1 | |
17 | Подготовка руки к письму (наклонные линии). | 1 | |
18 | Домашние животные (работа с предметными картинками) | 1 | |
19 | Развитие слухового восприятия | 1 | |
20 | Развитие слухового восприятия | 1 | |
21 | Развитие слухового восприятия | 1 | |
22 | Развитие слухового восприятия | 1 | |
4 четверть (16 занятий) | |||
1 | Весна. Работа с предметными картинками | 1 | |
2 | Весна. Работа с сюжетной картинкой | 1 | |
3 | Подготовка руки к письму. Волнистые линии. | 1 | |
4 | Цветы. Работа предметными картинками. | 1 | |
5 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | 1 | |
6 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | 1 | |
7 | Прослушивание стихотворения «Одуванчик» | 1 | |
8 | Насекомые. Работа с предметными картинками | 1 | |
9 | Прослушивание фрагмента сказки «Муха-Цокотуха» | 1 | |
10 | Прослушивание фрагмента сказки «Муха-Цокотуха» | 1 | |
11 | Итоговая диагностика | 1 | |
12 | Итоговая диагностика | 1 | |
13 | Подготовка руки к письму | 1 | |
14 | Подготовка руки к письму | 1 | |
15 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | 1 | |
16 | Итоговая диагностика | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....
Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида
Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...
Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....
Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.
программы разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....
Рабочая программа учителя-дефектолога
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...
Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....