Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида
рабочая программа по теме
Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабочей программы. Если вводная часть мало отличается от программ других педагогов, то организация работы, расписание и собственно программа могут быть весьма интересны коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа дефектолога | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
ГБОУ №1822
Рабочая программа учителя-дефектолога Уточкиной Е.Л.
для средней группы детского сада для детей с ОВЗ (VII вид)
Москва
2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Основой для разработки данной учебной программы устранения задержки психического развития у детей дошкольного возраста явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004), также использовались работы Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., Лубовского В.И. и т.д.
Региональный компонент ГОС реализуется при изучении следующих лексических тем: «Наш город», «Детский сад», «Растения», «Городские птицы», «Праздники», «Дикие и домашние животные».
Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
Принципы:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
График организации образовательного процесса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 июня — 31 августа | Индивидуальные занятия с детьми, посещающими детский сад. |
Формы организации коррекционной работы.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Продолжительность занятий в средней группе — около 20 минут.
Раздел «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (2 раза в неделю, 64 часа)
Номер занятия | Тема занятия | Задачи, реализуемые учителем-дефектологом |
1-2 | Воспоминание о лете | Выявить представления детей о лете как времени года, учить узнавать лето на фотографиях и иллюстрациях, называть 3-4 признака лета, учить рассказывать о лете с опорой на картинку и с помощью педагога, отрабатывать употребление глаголов прошедшего времени, уменьшительно-ласкательных форм существительных, простых распространенных предложений. |
3-5 | Осень | Формировать у детей представление об осени как времени года, познакомить с 3-4 признаками осени, учить узнавать осень на фото и иллюстрациях, дифференцировать осень и лето; познакомить с трудом взрослых, изменениями в жизни животных. |
6-8 | Овощи. Огород | Учить узнавать и называть 5-6 овощей, описывать их с помощью педагога, отрабатывать обобщающее понятие «овощи», «огород», познакомить с понятием «урожай»; расширять и активизировать словарь по теме, учить составлять предложения с однородными сказуемыми, отрабатывать формы прошедшего времени глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. |
9-11 | Фрукты. Сад | Учить узнавать и называть 5-6 фруктов, описывать их с помощью педагога, отрабатывать обобщающее понятие «фрукты», «сад», закрепить понятие «урожай»; учить узнавать фрукты по описанию, расширять и активизировать словарь по теме, закрепить формы ед. и мн. числа имен существительных, отрабатывать формы прошедшего времени глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. |
12-14 | Посуда | Учить детей называть 5-7 предметов посуды, знать её назначение, называть части предметов посуды, закрепить обобщающее понятие; расширить и активизировать словарь по теме, отрабатывать формы родительного падежа существительных, познакомить со словами антонимами «чистая-грязная», «глубокая-мелкая», учить употреблять в речи относительные прилагательные, обозначающие материал, из которого сделана посуда. |
15-18 | Мебель | Сформировать представления о 4-6 предметах мебели, их назначении, деталях, познакомить с обобщающим понятием, расширить и активизировать словарь по теме, отрабатывать употребление в речи простых предлогов, учить понимать и дифференцировать глаголы, отличающиеся приставками (вносить-переносить-выносить) |
19-20 | Дом | Формировать представление о многообразии домов, познакомить со структурой городского дома, познакомить в понятием «квартира», названием и назначением комнат; активизировать словарь по теме, отрабатывать наречия-антонимы «выше-ниже», «ближе-дальше», «больше-меньше» |
21-22 | Семья | Сформировать понятие «семья», учить имена-отчества родителей, имя, фамилию и возраст ребенка, учить правильно называть членов семьи и понимать отношения старшинства; учить рассказывать по картине с помощью педагога о том, чем занимаются члены семьи. Познакомить детей с правилами поведения в опасных ситуациях. |
23-26 | Зима | Сформировать представление о зиме как времени года, повторить характерные признаки зимы, изменения в природе и жизни людей, дифференцировать зиму и осень, узнавать зиму на картинках; активизировать и расширить словарь по теме, учить составлять простой рассказ по картинке, стимулируя использовать в речи прилагательные |
27-28 | Игрушки | Выявить представление о назначении и названии различных игрушек, повторить обобщающее понятие, закрепить знания о видах игрушек (для мальчиков, для девочек, для песка, для спортивных игр и т. п.), познакомить с материалами, из которых сделаны игрушки, формировать бережное отношение к игрушкам. Елочные игрушки, их название и назначение. Игрушки, сделанные своими руками. |
29-30 | Новый Год | Формировать представление о празднике, его традициях, учить рассказывать о подготовке к празднику, составлять с помощью педагога рассказ по картинке и серии картин. |
31-34 | Одежда | Выявить знания детей по теме, сформировать представления об одежде, её назначении, видах, учить дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, повседневную и праздничную и т.п.; Ввести в активный словарь понятие «одежда», активизировать словарь по теме, учить описывать предмет одежды с использованием однородных прилагательных. |
35-36 | Обувь | Формировать представление о различных видах обуви и её назначении, познакомить с названием деталей обуви, материалами, из которых делают обувь, сформировать обобщающее понятие «обувь»; учить образовывать относительные прилагательные (кожаный, резиновый), упражнять в использовании уменьшительно-ласкательных форм существительных. |
37 | Одежда и обувь | Закрепить обобщающие понятия «одежда» и «обувь»; дифференцировать одежду и обувь, проводя классификацию предметов или изображений; учить отгадывать загадки по теме, узнавать предмет по описанию. |
38-41 | Домашние животные | Учить узнавать и называть 5-6 видов домашних животных, знать особенности строения некоторых домашних животных, пользу, которую они приносят, познакомить детей с основными правилами ухода за домашними животными, учить названия детенышей, соотносить взрослое животное и детеныша; выучить обобщающее понятие, расширить словарь по теме, отработать употребление форм ед. и мн. числа названий детенышей, познакомить с глаголами, образованными от звукоподражаний (лает, мычит и т.п.) |
42-45 | Дикие животные | Учить узнавать и называть 5-6 видов диких животных, их детенышей, ввести в активный словарь обобщающее понятие, познакомить с особенностями жизни диких животных; активизировать словарь по теме, учить составлять рассказ о диком животном из 3-4 простых предложений с опорой на схему или с помощью педагога. |
46-47 | Домашние птицы | Познакомить с обобщающим понятием, учить узнавать и называть 4 вида домашних птиц, их птенцов, познакомить с особенностями строения птицы, дифференцировать птиц и животных, познакомить с условиями жизни птиц, пользой,которую они приносят; активизировать словарь по теме, отрабатывать употребление супплетивных форм, учить составлять простой рассказ по картинке с помощью педагога |
48-49 | 8 Марта | Сформировать представление о празднике всех женщин, формировать бережное, заботливое отношение к маме, бабушке, сестре, педагогам и девочкам в группе; учить составлять рассказ по картине или серии картин по теме, учить подбирать слова-синонимы, описывающие маму. |
50-52 | Весна | Формировать представление о весне как времени года, познакомить с сезонными изменениями в природе, жизни людей, узнавать весну на фото и иллюстрациях, дифференцировать зиму и весну, учить с детьми последовательность времен года; расширять словарь по теме, учить составлять простой рассказ с опорой на последовательные сюжетные картинки. |
53-54 | Части суток | Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток», познакомить с последовательностью частей суток, соотносить части суток с действиями, которые человек совершает в каждый период; учить составлять простые предложения по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога. |
55-58 | Профессии | Дать детям представление о различных профессиях, их содержании, формировать у детей представление о профессиях их родителей; учить рассказывать о том, что делают папа или мама на работе; познакомить с профессиями сотрудников детского сада. |
59-62 | Транспорт | Формировать представления о различных видах машин, их назначении, познакомить с обобщающим понятием, познакомить детей с основными частями грузового автомобиля; воздушный, водный, наземный, железнодорожный транспорт ( в пассиве); отрабатывать употребление предлогов, продолжать учить составлять простые рассказы по картинке или серии картин. |
63-64 | Лето | Сформировать представление о лете как о времени года, закрепить знание детьми годичного цикла, учить узнавать лето на картинках, отличать лето от весны, познакомить с сезонными изменениями в природе (растения, животные), трудом людей летом, летними забавами; учить рассказывать о лете с опорой на иллюстрацию, составлять предложения с однородными сказуемыми или определениями. |
- К концу учебного года дети должны:
- Называть свое имя, фамилию, возраст, имя-отчество матери, педагогов группы. Различать и правильно называть части тела человека, ориентироваться в собственном теле.
- Различать и называть предметы ближайшего окружения, использовать в речи обобщающие понятия: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, транспорт.
- Различать диких и домашних животных, называть их детенышей, использовать соответствующие обобщающие понятия, знать об особенностях жизни диких и домашних животных. Знать и называть домашних птиц и их птенцов. Уметь составить простой рассказ из нескольких предложений с помощью взрослого и с опорой на картинку.
- Знать профессии сотрудников детского сада и родителей.
- Знать название своего города, домашний адрес. Знать правила поведения в опасной ситуации.
- Иметь представления о временах года и их последовательности.
- Уметь составлять простой рассказ, использовать простое предложение с однородными сказуемыми или определениями, пользоваться в речи простыми предлогами, правильно употреблять уменьшительно-ласкательные формы, формы единственного и множественного числа существительных.
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (1 раз в неделю, 32 часа)
Номер занятия | Тема занятия | Задачи, реализуемые учителем-дефектологом |
1-2 | Один-много. Ни одного. Вверху-внизу | Учить детей по слову или подражанию выделять из множества один или много предметов, отвечать на вопрос «Сколько у тебя?»; закрепить понятие «ни одного», добиваться понимания фразы «Возьми, выдели столько же» в применении к теме. Повторить понятия «верх-низ», «вверху-внизу», учить ориентироваться в пространстве и на плоскости. |
3 | Большой-маленький | Закрепить представления о размере предметов, показать относительность величины предмета; повторить тему «один-много-ни одного» |
4-5 | Шар. Круг | Уточнить представление детей о шаре, его свойствах, учить сравнивать шар и круг, познакомить с понятиями «плоский-объемный»; добиваться употребления в речи слов «круглый, круглая, круглое», повторить темы «один-много- ни одного», «большой-маленький», «вверху-внизу» |
6 | Сравнение множеств. Части суток | Упражнять детей в механическом счете до 5; продолжать учить сравнивать два множества; уточнить представления о частях суток: утро, день, ночь |
7-8 | Куб. Квадрат | Уточнить представление детей о кубе, его свойствах; познакомить с квадратом и его свойствами; дифференцировать куб и квадрат; закрепить понятия «плоский-объемный»,ввести в речь слова «квадратный, квадратная и т.п.» |
9-10 | Числа 1-2 | Познакомить детей с образованием числа 2, учить выделять из множества 1-2 предмета, пересчитывать предметы и выделять итог в пределах 2, познакомить с понятием «пара»; учить согласовывать числительные и существительные при счете |
11 | Длинный-короткий | Познакомить детей с понятиями, учить сравнивать предметы по длине, используя слова «длинный-короткий», «длиннее-короче» |
12-13 | Число 2 | Продолжать учить выделять из множества 1-2 предмета, сравнивать и уравнивать множества в пределах 2 |
14-16 | Число 3 Правый-левый | Познакомить детей с образованием числа 3, учить выделять из множества, пересчитывать предметы и называть итог счета в пределах 3, сравнивать и уравнивать множества в пределах 3; учить ориентироваться на себе, показывать правую и левую руку |
17 | Треугольник | Познакомить детей с треугольником и его свойствами, повторить понятия «плоский-объемный», закрепить понятия «правый-левый» |
18 | Круг, квадрат, треугольник | Повторить изученные геометрические фигуры и их свойства, дифференцировать их, познакомить с понятием «геометрическая фигура», классифицировать фигуры, соотносить их с реальными предметами |
19 | Порядковый счет до 3 | Познакомить детей с порядковым счетом до 3, понятиями «спереди(впереди)-сзади-между», добиваться правильного ответа на вопрос «Где стоит игрушка, твой друг?» |
20 | Сравнение и уравнивание множеств | Продолжать учить детей сравнивать и уравнивать множества в пределах 3, повторить изученные ранее геометрические фигура-тела |
21-22 | Число 3 | Учить воспринимать на слух количество в пределах 3, соотносить число и количество в пределах 3, повторить порядковый счет до 3 и понятия «спереди(впереди)-сзади-между» |
23 | Высокий-низкий. Выше-ниже. | Учить детей сравнивать предметы по высоте, познакомить с понятиями «высокий-низкий», «выше-ниже», добиваться использования этих слов в речи |
24-27 | Число 4 | Познакомить детей с образованием числа 4, учить выделять из множества 1-4 предмета, пересчитывать предметы и подводить итог счета, сравнивать и уравнивать множества, соотносить число и количество в пределах 4 |
28-29 | Объединение и разъединение множеств в пределах 3 | Учить детей объединять и разъединять множества в пределах 3, готовить детей к решению элементарных задач на сложение и вычитание в пределах 3 |
30 | Сегодня, завтра, вчера | Познакомить детей с понятиями, добиваться понимания детьми вопроса «Что ты делал вчера?» «Что ты делаешь сегодня?», «Что будешь делать завтра?» и правильного ответа на них |
31-32 | Число 5 | Познакомить детей с образованием числа 5; учить выделять из множества 1-5 предметов, соотносить число и количество, сравнивать и уравнивать множества в пределах 5; повторить понятия «вчера, сегодня, завтра» |
К концу учебного года дети должны:
- Овладеть механическим счетом в пределах 5, порядковым в пределах 3.
- Выделять из множества, пересчитывать и называть итог счета в пределах 5.
- Знать образование числа, сравнивать и уравнивать два множества в пределах 5.
- Уметь сравнивать предметы по величине, высоте и длине.
- Уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости, выделяя верх-низ и правую-левую стороны.
- Различать и называть геометрические фигуры и тела.
- Различать и называть части суток, понимать и пользоваться понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Раздел «Конструирование» (1 раз в неделю, 32 часа)
Раздел | Количество занятий | Оборудование | Задачи, реализуемые учителем-дефектологом |
Складывание разрезных картинок из 2-4 частей | 3 | Разрезные картинки «Игрушки», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Транспорт» и т.п. | Учить детей складывать разрезные картинки из 2-4 частей с прямым, диагональным и произвольным разрезом с опорой на образец или без образца |
Конструирование из палочек | 8 | Счетные или иные палочки | Учить детей создавать изображение из палочек по образцу, схеме или по представлению |
Конструирование из геометрических фигур | 8 | Наборы геометрических фигур раздаточные, для фланелеграфа, игры «Сложи квадрат» и т.п. | Учить детей складывать изображение из различных геометрических фигур , создавать орнаменты в полосе,квадрате, складывать геометрические фигуры из нескольких деталей с опорой на образец |
Конструирование из строительного набора | 8 | Наборы деревянные типа «Юный строитель», «Строим вместе» и т.п. | Учить детей создавать постройки по образцу, по памяти, по инструкции педагога; закреплять названия геометрических тел, добиваться правильного употребления в речи пространственных наречий и предлогов |
Складывание мозаик, пазлов | 3 | Мозаики типа «Гвоздики», пазлы из небольшого количества крупных элементов, доски-вкладыши и т.п. | Учить детей создавать изображение из мозаик по рисунку, собирать пазлы, доски-вкладыши, развивать мелкую моторику, пространственное восприятие |
Работа с конструкторами | 2 | Конструкторы типа «Механик» | Учить детей собирать стол, тележку из конструктора на основе совместных действий с педагогом или по детализированному показу |
К концу года дети должны уметь:
- Складывать разрезные картинки из 4 элементов с различными видами разрезов.
- Создавать изображения из палочек и геометрических фигур по образцу, по памяти и словесной инструкции.
- Создавать постройки из наборов деталей, конструкторов, собирать простые пазлы.
Раздел «Дидактическая игра» (1 раз в неделю, 32 часа)
Номер занятия | Название игры | Задачи, реализуемые учителем-дефектологом |
1 | Узнай товарища по описанию | Учить детей узнавать детей группы по описанию, обращать внимание на внешность товарища, его одежду; развивать наблюдательность, слуховое и зрительное внимание; воспитывать добрые чувства к товарищам |
2 | Кто спрятался? | Учить детей определять, кого из товарищей нет в группе, соблюдать правила игры, развивать наблюдательность, выдержку; воспитывать добрые чувства друг к другу |
3 | Угадай, кто тебя позвал | Учить детей различать голоса товарищей, соблюдать правила игры, развивать слуховое внимание и восприятие, выдержку, самоконтроль |
4 | Волшебный мешочек (овощи) | Закрепить представление об овощах, учить узнавать овощ на ощупь, самостоятельно называть несколько признаков, развивать тактильное восприятие |
5 | Что за звук? | Учить детей правильно называть звучащий предмет, отрабатывать употребление глаголов «шуршит», «гремит», «звенит» и т.п.; развивать слуховое восприятие и внимание |
6 | Сад-огород | Закрепить представления об овоща-фруктах, учить дифференцировать понятия «сад-огород», проводить классификацию изображений по обобщающему понятию |
7 | Накрой на стол | Закрепить представления о посуде, её видах и назначении, учить детей накрывать на стол, отработать употребление простых предлогов; воспитывать бережное отношение к посуде |
8 | Что лишнее? | Учить выделять лишний предмет, мотивируя свой выбор, повторить изученные обобщающие понятия |
9 | Назови мебель | Учить детей ловить мяч и бросать его педагогу, называя заданное слово (предмет мебели), закрепить понятие «мебель», активизировать память и внимание, развивать ловкость, точность |
10 | Что изменилось? | Развивать наблюдательность, внимание, память; повторить основные цвета и геометрические фигуры |
11 | Угадай время года | Закреплять представления об изученных временах года и их признаках, учить узнавать время года по признаку, развивать вербальное внимание и память |
12 | На что похоже? | Учить детей узнавать предмет по силуэту, развивать зрительной восприятие, внимание, мышление. |
13 | Оденем кукол | Закрепить представление о праздничной одежде, её назначении, закрепить последовательность одевания, учить детей правильно употреблять название предметов одежды, её деталей. |
14 | Домино «Игрушки» | Учить детей играть в домино, соблюдать правила игры; повторить обобщающее понятие «игрушки»; развивать зрительное внимание, самоконтроль, выдержку. |
15 | Что изменилось? | Развивать наблюдательность, внимание, память; закрепить обобщающее понятие «игрушки» |
16 | Волшебный мешочек (игрушки) | Закрепить представление об игрушках, учить узнавать их на ощупь, развивать тактильное восприятие |
17 | Скажи наоборот | Учить детей подбирать антоним к предложенному слову, развивать память, мышление, обогащать словарь глаголов, наречий и определений |
18 | Найди маму | Закрепить представления о животных и их детенышах, соотносить изображение детеныша с изображением взрослого животного, повторить звукоподражания. |
19 | Зверюшки на дорожках | Учить детей играть в игру, соблюдать правила, развивать мышление, внимание. |
20 | Кто что любит? | Закрепить тему «Дикие и домашние животные», представления о том, чем питаются животные; отрабатывать употребление форм винительного падежа |
21 | Разложи по порядку | Учить детей выкладывать предметные картинки по принципу «что сначала, что потом», развивать логическое мышление, зрительное внимание |
22 | Домино «Герои сказок» | Продолжать учить детей играть в домино, соблюдать правила игры; повторить обобщающее понятие «герои сказок»; развивать зрительное внимание, самоконтроль, выдержку. |
23 | Волшебный карандаш | Закреплять название основных цветов и оттенков, соотносить предметы по цвету; добиваться правильного согласования прилагательного и существительного в роде и числе |
24 | Времена года (игра с мячом) | Закреплять представления об изученных временах года и их признаках, учить узнавать время года по признаку, развивать вербальное внимание и память, ловкость и точность |
25 | Логические цепочки | Учить детей выкладывать предметные картинки по принципу «что сначала, что потом», развивать логическое мышление, зрительное внимание |
26 | Угадай, из чего сделана игрушка? | Закрепить представления о материалах, из которых делают игрушки, учить определять материал на ощупь, добиваться правильного употребления в речи прилагательных, образованных от существительных, обозначающих материал. |
27 | Лото «Профессии» | Учить детей играть в лото, следовать правилам, закрепить понятие «профессии» и представления о профессиях, развивать вербально-логическое мышление, внимание, скорость восприятия |
28 | Лото «Обобщающие понятия» | Продолжать учить детей играть в лото, следовать правилам, закрепить изученные обобщающие понятия, развивать вербально-логическое мышление, внимание, скорость восприятия |
29 | Геометрическое лото | Продолжать учить детей играть в лото, соблюдая правила, повторить изученные геометрические фигуры и тела, развивать вербально-логическое мышление, внимание, восприятие |
30 | Четвертый лишний | Учить выделять лишний предмет, мотивируя свой выбор, повторить изученные обобщающие понятия, развивать вербально-логическое мышление, внимание, память |
31 | Домино «Геометрические фигуры» | Продолжать учить детей играть в домино, соблюдать правила игры; развивать зрительное внимание, самоконтроль; повторить изученные геометрические фигуры и тела |
32 | Оденем куклу | Повторить тему «Одежда», её назначение, дифференцировать одежду для мальчика и девочки, учить узнавать и правильно называть предметы летней одежды. |
К концу года дети должны уметь:
- Играть в различные дидактические игры, соблюдая правила.
- Рассказать правила нескольких простых игр товарищу или взрослому.
Оценка результатов работы
Оценка результатов работы педагога производится путем проведения в середине и конце учебного года мониторинга усвоения знаний и сформированности умений у детей. Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу. В конце учебного года педагогом-дефектологом также выстраивается графическая диаграмма усвоения материала, вносятся сведения об успешности усвоения Программы в индивидуальные маршруты развития ребенка и Московский регистр качества образования.
Литература и иные ресурсы
- Образовательная программа ГБОУ №1822.
- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. М.А. Васильевой,Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко
М.: Школьная Пресса, 2003.
- Борякова Н.Ю. Касицына М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития», М.,2004.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения. М.: Гном-Пресс, 2002.
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ, Астрель, 2008.
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.
М.: Гном-Пресс , 1999.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. М. : Экзамен, 2004.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Гилева М.В. Рабочая программа учителя - дефектолога http://nashaucheba.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....
Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....
Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.
программы разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....
Рабочая программа учителя-дефектолога
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...
Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2021 - 2022год
Данная Рабочая программа учителя-дефектолога разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья Специализированног...