Применение компьютерных технологий БОС
методическая разработка
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении. Технология БОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_bos.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении. Технология БОС»
Шиманская Елена Михайловна, учитель-логопед
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Цель здоровье сберегающих технологий:
- Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды технологий:
1) Медико-профилактические технологии.
Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Компоненты:
- мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- рациональное питание;
- рациональный режим дня;
- закаливание;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- здоровьесберегающая среда в ДОУ
2) Физкультурно-оздоровительные технологии.
Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Компоненты:
- двигательный режим дошкольников
- оздоровительный режим дошкольников
- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
- подвижные и спортивные игры
- контрастная дорожка, тренажеры
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия
- закаливание
- спортивные развлечения, праздники
- День здоровья
- СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
- Ритмопластика
- Гимнастика бодрящая
3) Образовательные технологии.
Цель: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.
Компоненты:
- Личностно-ориентированная модель обучения дошкольников (построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует его благополучию и здоровью)
- Игротренинги и игротерапия
- Самомассаж
- Точечный массаж
4) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Цель: обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника.
Задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка.
Реализацией данных технологий занимается психолог, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ
Компоненты:
- Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми;
- Релаксация;
- Музыкотерапия;
- Сказкотерапия;
- Дыхательная гимнастика;
- Психогимнастика
- Фонетическая ритмика
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. В последние годы значительно увеличилось количество детей часто и длительно болеющих. Это свидетельствует о том, что проблемы восстановления здоровья ребенка были и остаются актуальными. В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных методов воздействия на организм ребёнка с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать в ДОУ. Необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образовании, в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. В этой связи технология «БОС-Здоровье» занимает достойное место по той причине, что она не агрессивная, не относится к разряду фармакологических иммуномодуляторов, предполагает активное отношение ребенка и взрослого к формированию бережного отношения к собственному здоровью.
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже не значительная неисправность носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
Метод БОС – Биологической Обратной Связи – уникальный метод для формирования правильного речевого дыхания.
Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т.д. полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыка, видеофильм.
Прежде всего включаем естественное, природное диафрагмальное дыхание, которым каждый ребёнок владеет с рождения. Но испытываемые им стрессы, перенапряжения, плохая экология и другие факторы негативно влияют на согласованность работы сердца и лёгких, и навык правильного дыхания нарушается.
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца используется прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов - ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.
Количественными показателями гармонии работы кардиореспираторной системы является разница пульса на вдохе и на выдохе. Чем больше эта разница, тем лучше здоровье человека. У детей эта разница достигает 40-50 ударов в минуту. На вдохе 120, а на выдохе 80 при каждом дыхании. Эта величина получила название дыхательной аритмии сердца (ДАС). Именно она определяет взаимосвязь работы сердца и лёгких, и является Паспортом здоровья каждого человека. В системе образования эта величина ДАС преобразуется в отметку за здоровье по общепринятой 5-балльной шкале.
В основу метода БОС положено изменение ЧСС (частота сердечных сокращений). Учим изменять пульс при помощи правильного дыхания – эти изменения мы видим на экране, которые передаются с помощью датчиков.
На вдохе ЧСС увеличивается, на выдохе – уменьшается. Разница между ЧСС max и ЧСС min и есть ДАС (Дыхательная Аритмия Сердца). ДАС – является основным показателем эффективности и гармонии дыхания и работы сердца, и уровнем здоровья человека в целом. Прежде всего, на ДАС влияет биологический возраст, затем разнообразные заболевания, изменение самочувствия, состояние стресса, перенапряжении.
Заслуга А.А.Сметанкина методом БОС в том, что с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания можно увеличить ДАС, тем самым улучшая самочувствие ребенка.
Это дыхание учит ребенка расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только с нарушениями речи, но и людям, которые испытывают физические нагрузки, испытывают стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями, бронхиальной астмой.
С помощью правильного дыхания в течение 15-20 занятий человек формирует новое функциональное состояние, когда пульс соответствует норме, частота дыхания, ЧСС соответствует норме и это состояние устойчивое. На фоне этого состояния при помощи специальных усилий формируем правильную легкую речь.
Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Это метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма при патологии, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.
Оздоровительная дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.
"БОС - Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Современная инновационная технология «БОС-здоровье»:
- позволяет продиагностировать состояние здоровья ребенка по количественным показателям уровня гармонии работы дыхания и сердца
- всего лишь за 10-15 интерактивных занятий улучшить гармонию дыхания и сердца и повысить качество здоровья человека.
По одной оценке мы получаем достоверную информацию о взаимодействии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это оценка состояния здоровья ребенка. А дальше технология «БОС-здоровье» позволяет эффективно корректировать нарушения функционального состояния.
Необходимым условием реализации технологии БОС является включение игры с целью мотивации дошкольника, так как игра в дошкольном детстве является ведущим видом детской деятельности. Применение игры является базой инновационной технологии А.А. Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Игра - главное условие реализации технологии БОС. Игра – важнейший вид детской деятельности, путь детей к познанию мира. В детском возрасте игра является важнейшим средством образовательного и воспитательного процесса.
Использование технологии БОС решает следующие задачи:
-оказывает общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
-использует способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
- регулирует гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
- формирует стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);
- воспитывает у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
Здоровьеразвивающая технология «БОС-здоровье» в детском саду позволяет каждому ребёнку и педагогу выработать навык правильного диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной величиной ДАС. Для реализации технологии используются современные возможности мультимедийной компьютерной техники, оборудование БОС и программное обеспечение.
Компьютерные программы серии «Бос-здоровья» также предназначены для обучения детей различным образовательным предметам с использованием оздоровительного диафрагмального дыхания («Здоровая Азбука»; «Здоровый окружающий мир»; «Здоровая математика»).
В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные», «Транспорт». Дидактический материал открывается на экране компьютера или телевизора в заданном ритме на фоне игровых сюжетов. Материал представлен в соответствии с образовательной программой обучения и воспитания в ДОУ. Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Для получения оздоровительного эффекта предусматривается проведение с ребенком не менее 15 практических занятий и не реже двух раз в неделю.
«Здоровая Азбука» поможет ребёнку познакомиться и изучить буквы родного алфавита. Дети совершат путешествие в мир букв и слов, познакомятся с гласными и согласными буквами, научатся находить место буквы в слове, познакомятся с делением слов на слоги. Эталонное звучание звуков и слов, повторение и знакомство с образами, специально подобранными на каждую букву, улучшает и обогащает речь детей. 544 иллюстрации и 35 видеофайлов. С данным пособием может работать учитель-логопед.
«Здоровый окружающий мир». Данное пособие знакомит детей с окружающим миром, миром животных, растений, транспорта, явлений природы и т.д.
«Здоровая математика» познакомит детей с элементарными математическими понятиями «высокий и низкий» по схеме игрового сюжета «Закрашивание»: когда на экране монитора слева полоска поднимается вверх, ребенок делает вдох. Как только широкая полоска начинает двигаться слева направо, по принципу выделения части из целого все предметы, стоящие слева закрашиваются, за исключением ключевого объекта – «высокого дерева», и диктор произносит «дерево высокое», а малыш делает выдох. Это первое дыхание. На втором дыхании по аналогичному принципу изучается понятие «низкий», и соответствующее изображение «дерево низкое» выделяется на экране справа. По такому же принципу построены игровые занятия «Счёт», «Сравнение», «Цифры».
При четком соблюдении правил дыхательного тренинга выполняются главные условия для образования правильной речи, повышается иммунитет, укрепляется здоровье в целом.
Метод БОС позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозировано подбирать каждом ребенку нагрузку для тренировки и контролировать эффективность ее выполнения в ходе работы, а также использовать мультимедийные возможности компьютерной технологии БОС, обеспечивая высокую заинтересованность и нестандартность проведения оздоровительной работы. Занятия проводятся в дни наиболее высокой работоспособности. После занятий дети занимаются гимнастикой для глаз (в соответствии с требованиями СанПиНа). Занятия с применением мультимедийной компьютерной технологии проводятся в облегчённой одежде, в хорошо проветриваемом помещении, с температурой воздуха не выше 18 градусов, индивидуально и в подгруппах:
Тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи БОС- «Биосвязь» и реализуется в несколько этапов:
Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без применения прибора. (проводится теоретическое занятие)
Этап 2. Подготовка – приобретение навыка работы с компьютерной программой, прибором БОС и датчиками. (2 занятия)
Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем прибора ДАС – БОС (5 занятий)
Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС – БОС (пять занятий)
Этап 5.Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (три занятия).
Технология «БОС-Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, что повышается устойчивость к стрессу, улучшаются психические процессы (внимание и память), в результате чего снижается заболеваемость. Однако следует помнить, что под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, «БОС-Здоровье» - фрагмент этой сложной системы.
Основные преимущества, направления и результаты оздоровительной технологии:
1. Коррекционная направленность:
Речевая коррекция - значительно активизировалась речевая деятельность у детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети научились концентрировать внимание на ощущениях движений диафрагмы, с интересом следят за плавностью и ритмичностью дыхания благодаря использованию занимательных игровых сюжетов. В ходе коррекционно-оздоровительных занятий у воспитанников уменьшалось напряжение мышц шеи, плеч.
2.Психопрофилактическая направленность: профилактика неврологических симптомов при стрессах, физиологических напряжениях с помощью релаксационной музыки и навыков правильного дыхания (диафрагмально-релаксационного дыхания), а также снижение уровня тревожности перед школой, улучшение межличностных взаимоотношений внутри детского коллектива - а это залог успешной адаптации ребенка в социуме.
3.Оздоровительная (медицинская) направленность: показатель заболеваемости острыми респираторными заболеваниями, а также психосоматическими заболеваниями снизился. Целесообразно применять технологию «БОС-Здоровье» в группах оздоровительной направленности в комплексе с дополнительными профилактическими мероприятиями ДОУ.
К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРД могут быть достигнуты следующие результаты:
- формируется навык релаксационно – диафрагмального дыхания;
- увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
- снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
- улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
- улучшение речи
- улучшается общее звучание речи;
- повышается работоспособность, усидчивость.
Технология «БОС-Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, что повышается устойчивость к стрессу, улучшаются психические процессы (внимание и память), в результате чего снижается заболеваемость. Однако следует помнить, что под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, «БОС-Здоровье» - фрагмент этой сложной системы.
Метод БОС поможет ребенку стать более общительным и жизнерадостным, научит справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами, подарит спокойный сон, уменьшит тревогу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование тестовых работ с применением компьютерных технологий.
Методическая разработка...
Применение компьютерных технологий при обработке результатов физических экспериментов
Предлагабю материал лабораторнй работы по физике с исполизованием возможностей электронных табли...
«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»
Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической деятельности»....
О практическом применении компьютерных технологий в образовательном процессе на примере математики и информатики
О применении информационныхтехнологий в школе...
Применение компьютерных технологий для выполнения практических работ по закреплению правил орфоэпии и произношения глухими учащимися на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения
Данная статья представляет собой теоретический и практический материал по использованию компьютерных технологий на уроках РРС и ФП для закрепления правил орфоэпии и произношения путём вы...
Разработка уроков с применением компьютерных технологий
В данном раздели представленны некоторые презентации, которые используются мной в процессе обучени с применением компьютерных технологий....
Опыт работы "Применение компьютерных технологий для формирования лексических навыков учащихся"
В данном опыте работы отражен опыт исследования применения компьютерных технологий....