Звукопроизносительная сторона в контексте современных исследований проблем развития связной речи.
консультация
Звукопроизносительная сторона речи включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, а также элементы культуры речевого общения. Все компоненты выступают в единстве и тесном взаимодействии между собой, определяют выразительность речи, ее эмоциональность и влияют на эффективность коммуникации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное учреждение дошкольного образования
«Детский сад «Замок Детства»
Выступление на педагогическом совете
от 05.12.2019г
Звукопроизносительная сторона в контексте современных исследований проблем развития связной речи.
Подготовила учитель-логопед
Теряева С.В.
М.О. Ленинский район, сельское поселение Совхоз им. Ленина, 2019г
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка. Это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Характеристика степени соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая и произносительная сторона речи. Однако воспитание звуковой стороны речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков.
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон.
Составные компоненты звуковой стороны – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).
В настоящее время в психолого-педагогической литературе не существует точного определения понятия звукопроизносительная сторона речи, но выделяют несколько подходов к ее обозначению.
Звукопроизносительная сторона речи - единое целое, но весьма сложное явление. Это понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и фонетико- фонематическую сторону речи, и просодический компонент.
Фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — это раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Фонематика — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
Фонетико-фонематическая сторона речи – это процесс формирования произносительной системы родного языка, вследствие восприятия фонем и произношения звуков.
Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Просодика – это система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль; обеспечивается работой речевого аппарата.
Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-интонационное оформление речи: темп, тембр, ударение, тон, ритм.
Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как сложный структурный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, громкость, темп, ритм, ударение, паузацию и тембр речи, служащий функциям целостного оформления высказывания (членения и интеграции) и передающий смысловые, экспрессивные, эмоциональные и эмоционально-модальные значения. Интонационный уровень упорядочен и обладает своими формальными и смысловыми единицами. Он является феноменом, выпадающим из общей иерархии языковых уровней.
Акустическими компонентами интонации являются мелодика (мелодический компонент), интенсивность (динамический компонент) и длительность (временной или темпоральный компонент).
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Основной компонент интонации.
Фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.
Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания, от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Тон — это использование высоты звука для смыслоразличения в рамках слов (морфем). Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонаций.
Постоянное изменение частоты основного тона при говорении превращает мелодику в тональный контур речи, который выполняет функцию элемента, связывающего отдельные части речевого потока, и, в то же время, выступает в роли средства членения речи. Мелодика связана с тембром, индивидуальной своеобразной характеристикой, позволяющей отличить данный голос от других голосов.
Тембр - это дополнительная артикуляционно - акустическая окраска голоса, ее колорит. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека.
Темп – скорость произнесения тех или иных отрезков речи, которая зависит от индивидуальных характеристик говорящего, стиля произношения.
Темп, как и другие компоненты интонации, играет важную роль в передаче информации:
- Выполняет структурную роль в формировании единиц речи (синтагм, фраз, сверхфразовых единиц, строк, строф). Начало и конец единиц речи обычно характеризуется замедлением речи.
- При помощи темпа (чаще замедленного) выделяются наиболее важные участки высказывания.
- Передает эмоционально-модальную информацию. Эмоциональная речь характеризуется отклонением темпа в сторону убыстрения либо замедления.
Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов в более или менее равные интервалы времени. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Пауза – акустический нуль, прекращение артикуляции, может быть резким переломом в мелодике. Наша речь представляет собой связный звуковой поток, расчленяемый паузами на большие или меньшие отрезки.
При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.
Восприятию интонации способствует хорошо развитый речевой слух. Развитие речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и так далее), интонационную выразительность.
Интонационной выразительности, сохранению плавности речи, поддержанию соответствующей громкости речи, четкому соблюдению пауз способствует правильное речевое дыхание.
Таким образом, понятие звукопроизносительная сторона речи широко и своеобразно. Она включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, а также элементы культуры речевого общения. Все компоненты выступают в единстве и тесном взаимодействии между собой, определяют выразительность речи, ее эмоциональность и влияют на эффективность коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....
Статья "Современные подходы к организации работы по развитию связной речи"
Коррекционная педагогика...
Презентация "Современные подходы к организации работы по развитию связной речи"
Коррекционная педагогика...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"
Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...