Урок истории в 9 классе "Сталинградская битва"
план-конспект урока (9 класс)

Вантеева Надежда Алексеевна

Цель:дать учащимся общее представление о Сталинградской бит­ве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istorii_dlya_9_kl._stalingradskaya_bitva.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история Отечества

Класс  9

Раздел «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Тип урока: сообщение новых знаний.

Тема « Сталинградская битва».                      

Цель:дать учащимся общее представление о Сталинградской битве.

Задачи

Образовательные: разъяснить планы немецкого командования; рассказать о героической борьбе сталинградцев; показать особенности борьбы за Сталинград; дать общее представление о разгроме немецких войск под Сталинградом и его историческом значении; пояснить суть понятия «коренной перелом».

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, формировать историческое мышление, память,      выделять главное, самостоятельно истолковывать факты и события, устанавливать причинно-следственные связи, оперировать терминами и понятиями, умение поддерживать беседу, используя дополнительный материал при изучении темы.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости, патриотизма и восхищения героями Сталинградской битвы.

Основные знания

Лето 1942 — февраль 1943 г. - битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Основные термины и понятия                        

Эскадрилья, коренной перелом

Оборудование и материалы

Карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг», карточки , таблица «Главные битвы войны», презентация «Сталинградская битва, видеоклип.

Дополнительное оборудование: мультимедиа-проектор, экран,компьютер

                 Ход урока

I.  Оргмомент. Слайд 1

1. Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спины прямо

И начнем урок, друзья мы.

Учитель. Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

-Какой раздел мы с вами изучаем?  (ответы детей).

Слайд 2

-Назовите  дату нападения фашисткой Германии на Советский Союз  ( 22 июня 1941г, в 4 ч утра)

-Между какими двумя государствами развязалась война? (СССР и Германия)

-Почему она называется Великой Отечественной?(весь народ поднялся на защиту своего Отечества)

-Как назывался план Гитлера  молниеносного захвата и разгрома Советского Союза? (Барбороса)

-Какие направления выбрало немецкое командование при наступлении на Сов.территорию?(Север-Ленинград, центр-Москва, юг-Кавказ, Сталинград)

-Где Гитлер почувствовал жёсткое  сопротивление советских войск? (под Москвой)

II. Актуализация знаний, объявление новой темы

3 слайд

1.Вводное слово учителя. Работа по карте.

     22 июня 1941 года Германия и её союзники вторглись на территорию Советского союза, быстро продвигаясь  вглубь страны. Потерпев поражение в ходе боёв под Москвой, истощённые немецкие войска были остановлены на подступах к столице и отброшены назад.

    После победы под Москвой Красной армии удалось перейти в наступление. Но сил и средств у советской армии не хватало.        Немцы же,  стабилизировав свой фронт и получив подкрепление,   прорвали нашу оборону и двинулись к Волге. Но на пути стоял город Сталинград.

-Скажите, какую тему будем изучать  сегодня на уроке?

4слайд

2. Сообщение   темы   урока. «Сталинградская битва» (запись в тетрадь)

III. Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя.

Одна из наиболее славных страниц  Великой Отечественной войны -  Сталинградская битва, продолжавшаяся  200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года.

- Какая задача и цель нашего урока?

Слайд 5.

Цель: рассмотреть значение Сталинградской битвы, как «коренного перелома» в Великой Отечественной войне, познакомиться с героями-защитниками Сталинграда.

Сегодня на уроке мы будем работать индивидуально и в группах, оценивание будет проходить по бальной системе в листах самооценивания, за правильное и самостоятельное выполнение задания получаете 5 баллов, если однократно требовалась помощь учителя, то 4 балла, задание выполнялось с постоянной помощью учителя и детей, то 3 балла.

Критеррии оценки: 15 и более баллов- «5»

                                     12-14 баллов –«4»

                                      9-11 баллов – «3»

Ребята, поставьте баллы  за устный опрос в начале урока.

Слайд 6.

На уроке будем работать по плану.

Слайд 7.

Рассмотрим 1 пункт нашего плана- обстановка на фронте к лету 1942года.

(рассказ учителя по карте)

Вопрос к детям: Какова же была обстановка на фронте к лету 1942 года? (ответы детей)

Слайд 8.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие.

Перейдём ко второму пункту нашего плана:

                      Основные этапы

1 этап - оборонительный (17июляпо 18 ноября1942 года)

2 этап – наступательный (19 ноября по 2 февраля)

Запись в тетрадь.

Вопрос к детям- расскажите о этапах Сталинградской битвы? (ответы детей)

Переходим к 3 пункту нашего плана

Слайд 9

2. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

-Ребята, в конце урока нам нужно ответить на следующие вопросы, поэтому прошу быть внимательными.

1. Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?

 2.Каково значение победы в Сталинградской битве?

3.В чём суть коренного перелома?

Слайд 10.

   Летом 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду. Чтобы остановить отступление советских войск, Сталин издал приказ. 

Слайд 11  ( зачитывает ученица – опережающее задание)

 Рассказ о планах немецкого командования.      

      Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец сам факт, что город носил имя Сталина – главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским  ходом. У Сталина также могли быть свои интересы в защите города, который носил его имя.

Переходим к следующему пункту нашего плана - уличные бои в городе.

Слайд 12. 13.

  Всю силу вражеских ударов приняли на себя две армии под командованием генералов  Василия Ивановича Чуйкова и Михаила Степановича Шумилова. До ноября 1942 года шли ожесточенные бои за каждую улицу, за каждый дом. Небывалый героизм проявляли  советские солдаты в боях за Сталинград.

Слайд 14, 15,16.  

Сообщения детьми о героях-защитниках Сталинграда (опережающее задание)

«Дом Павлова»

Вопросы для беседы:

—  Какое задание выполняла группа сержанта Я.Ф. Павлова?

—  Сколько времени удерживали бойцы дом?

— Почему бойцы не уходили из этого дома?

Слайд16  подвиг  связиста М.Путилова, М.Паникахи, снайпера В.Зайцева. 

Кто готовил сообщения поставьте себе бонусные баллы.

Переходим к следующему пункту нашего плана.

Битва на мамаевом кургане.

Не менее ожесточённые бои развернулись на Мамаевом кургане.

Читает ученик (стр 188, абзац 3)

Вопросы для беседы: 

— Сколько времени шли бои за Мамаев курган?

—  Почему так важно было владеть этой высотой?

Германская армия была измотана в уличных боях. Помощи ждать было неоткуда. Советское командование решило, что настал момент ответного наступления на гитлеровцев.

Переходим к следующему пункту нашего плана и ко второму этапу Сталинградской битвы -наступление и разгром фашистской армии.

Слайд 17,18. Жуковым Г.К.и Василевским был  разработан план контрудара по немецким войскам.

    Упорные бои продолжались до конца января 1943года. К февралю всё было кончено. Последняя немецкая группировка была разгромлена, фельдмаршала Паулюса и 91 тысяча немецких солдат в том числе 24 генерала были взяты в плен. Наша армия одержала  блестящую победу. Весь народ ликовал.

Слайд19.Открытые степному ветру,
                Дома разбитые стоят.
                На шестьдесят два километра
               В длину раскинут Сталинград.

Разберём  понятие «коренной перелом». В конце 1942 – 1943гг. произошли события,которые военные историки называют «коренным переломом».

         Сталинградская битва -решающее сражение всей, Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Разгром под Сталинградом резко ослабил внешнеполитические позиции Германии, рассеялись иллюзии  Гитлера и его союзников насчет победы в войне.

 Работа с термином: (советские войска перехватили инициативу,

Красная Армия перешла от обороны к контрнаступлению; потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход второй мировой войны).

Запись в тетрадях: Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

Слайд 20.

Вопрос к детям:

-как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?

  1. Задание. Заполните таблицу в тетради «Основные битвы ВОВ»

Поставьте баллы за работу в тетради.

2.Задание.  Игра «Работники архива».

А сейчас я вам предлагаю выполнить групповое задание. Вы будете работниками  архива, которые должны восстановить утраченный исторический  документ.

Проверяем, дети читают документ.

Поставьте баллы.

IV.  Закрепление материала

 Беседа по вопросам:

1. Когда началась битва под Сталинградом?

2.   Какой приказ был издан И.В. Сталиным?

3. Почему именно Сталинград стал целью захвата  немецких войск?

3.  На каком участке проходили кровопролитные бои?

4. Какие примеры храбрости, героизма совершали советские солдаты?

5.  Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?

6.  Когда была одержана победа под Сталинградом?

7. Какое значение имела эта победа?

Ответили мы с вами на вопросы, которые ставили в начале урока?

Все ли пункты нашего плана рассмотрели?

Итоги, потери  Сталинградской битвы (рассказывает ученик –опережающее задание).

- Выскажите своё мнение: что для вас  значит Сталинград?

Приблизительные ответы учащихся:

Сталинград-это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов.

Сталинград – это символ мощи и величия нашего государства.

Слайд21.

Учитель.  Под Сталинградом Красная Армия сломила «хребет» немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства.

    Слово «Сталинград «знают во всех странах мира. В некоторых этим словом названы улицы, площади, скверы. И по сей день слово Сталинград  произносят с чувством уважения и гордости. В настоящее время город переименован в Волгоград.

V. Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника (стр 184-190), дать ответы на вопросы учебника, опережающее задание - подготовить рассказ о генерале Д. М. Карбышеве.

Сообщение индивидуального задания.

Прочитать указанные абзацы. Дать ответы на первый, третий  вопросы.

VI. Подведение итогов урока

Слайд 22. Продолжи фразу:

-Сегодня на уроке мне было….

-Сегодня на уроке я познакомился….

-Сегодня на уроке я почувствовал….

Взаимооценивание, самооценивание по критериям

Комментарии учителя.

Слайд 23,24. В современном Волгограде создан целый мемориальный комплекс в память об этой страшной битве.

VII. Рефлексия

…Прошла война, прошла страда,    

Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда                   

Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней      

Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки. 
                                 /А.Твардовский/

Приложение

 ( 1гр ) Игра «Работники архива»

 По заданию необходимо восстановить текст.

Летом …….. года немецкие войска прорвали оборону, и подошли к …………… .Чтобы остановить отступление советских войск, Сталин издал  приказ«…………………………….». По этому приказу советские бойцы должны стоять ……………… ., но не допустить врага к  реке ……………… .

Два с половиной месяца шли тяжелейшие  кровопролитные бои за каждый метр земли, за дом, за улицу. Особенно тяжёлые бои развернулись за самое высокое место в городе, называлось ………………     …………. . Тот, кто владел высотой,  владел  городом. Тысячи наших бойцов пали смертью храбрых,защищая …………….  курган.  Победа под ……………………….  положила  начало ………………………………...                 …………….. в ходе Великой отечественной войны и  второй мировой войны в целом.

(2гр)Игра «Работники архива»  

По заданию необходимо восстановить текст.

Летом …….. года немецкие войска прорвали оборону, и подошли  к …………… .Чтобы остановить отступление советских войск, Сталин издал  приказ  «…………………………….». По этому приказу советские бойцы должны стоять ……………… ., но не допустить врага к  реке ……………… .

Два с половиной месяца шли тяжелейшие  кровопролитные бои за каждый метр земли, за дом, за улицу. Особенно тяжёлые бои развернулись за самое высокое место в городе, называлось ………………     …………. . Тот, кто владел высотой,  владел  городом. Тысячи наших бойцов пали смертью храбрых, защищая …………….  курган.  Победа под ……………………….  положила  начало ………………………………...                 …………….. в ходе Великой отечественной войны и  второй мировой войны в целом.

Слова для справок: Сталинград, Волга, Мамаев курган, коренной перелом, насмерть ,«Ни шагу назад»,  1942.

 (3гр)Игра «Работники архива»

По заданию необходимо восстановить текст.

Летом …….. года немецкие войска прорвали оборону, и подошли  к С…л…н…р…д… .

Два с половиной месяца шли тяжелейшие  кровопролитные бои за каждый метр земли, за дом, за улицу. Особенно тяжёлые бои развернулись за самое высокое место в городе, называлось М…м……в  к…р…ан. Тот, кто владел высотой,  владел  городом. Тысячи наших бойцов пали смертью храбрых, защищая …………….  курган.  Победа под  С……л……г………д…м  положила  начало  к…р…н……г…  п…р…л…м…    в ходе Великой отечественной войны и Второй мировой войны в целом.

Слова для справок: Сталинграду, Мамаев курган, коренной перелом, 1942.

Казённое образовательное учреждение Омской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Большеуковская адаптивная школа-интернат»

Конспект урока в 9 классе

Сталинградская битва

Подготовила учитель истории Вантеева Надежда Алексеевна

                               Большие Уки - 2019год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"

Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"

Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года  «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

урок истории Тема: Сталинградская битва

образовательное событие, участники 8-11 класс...