«Агрессивное поведение у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
статья (5 класс)

Работа посвящена агрессивному поведению у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Кафедра психологии

Выпускная аттестационная работа на тему:

«Агрессивное поведение у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила: Дрозд Наталья Анатольевна

Куратор: Оршанская Марина Валерьевна

Группа: 1.3.Г.2

Санкт-Петербург, 2021


Содержание

Введение………………………………………………...……………………………3

1. Теоретический анализ…………………………………………………………….4

1.2 Понятие агрессивного поведения у младших школьников…………………...4

2.2 Особенности агрессивного поведения…………………………………………4

2. Практическая работа………………………………………………...……………6

2.1 Анализ особенностей агрессивного поведения у младшего школьника с ОВЗ……………………………………………………………………………………6

2.2 Программа психолого-педагогической коррекции……………………………8

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………...….11

Приложение…………………………………………………………………………12


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе актуальна проблема проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Проявление агрессии детей в учебных заведениях волнует родителей, учителей и психологов. Среди причин агрессивного поведения исследователи выделяют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также нарушение эмоциональных связей в семье. Особенность агрессивного поведения детей младшего школьного возраста в том, что часто они не имеют инструментов для выхода из негативных ситуаций, кроме рукоприкладства и ругательств. Важной задачей психолога является раннее диагностирование и коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, потому что именно в этот период закладываются основные личностные характеристики. У определенной категории учащихся в школе агрессия развивается и трансформируется в устойчивое личностное качество, которое в дальнейшем приводит к девиантному поведению.

Актуальность работы объясняется недостаточной изученностью проявления агрессии у детей младшего школьного возраста, а также отсутствием единого определения рассматриваемого понятия.

Объект исследования – агрессивное поведение младших школьников.

Предмет исследования – коррекция агрессивного поведения у младших школьников.

Цель работы – выявление особенностей агрессивного поведения младшего школьника и разработка программы психолого-педагогической коррекции.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.

2. Составление программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младшего школьника.


1. Теоретический анализ

1.2 Понятие агрессивного поведения у младших школьников

По проблеме агрессии и агрессивного поведения наибольшее распространение получили труды таких зарубежных авторов, как А. Басс, А. Дарки, К. Лоренц, Э. Фромм, З. Фрейд и другие.

По мнению К. Лоренца «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных»[1]. Лоренц считал, что термин «агрессивность» означает злобу, ненависть, ярость. Этот термин ни позитивен, ни негативен, он – нейтрален.

 Говоря об отечественной психологии, следует обратиться к трудам Л.С. Выготского, который считал, что агрессивность и агрессивное поведение – это форма адаптации к индивида социальной среде, сочетающуюся с нормами его окружения[2].

Агрессивное поведение формируется в детском и раннем подростковом возрасте. Часто причиной проявлений детской агрессивности является семья. Если детство ребенка сопровождается агрессивным поведением родителей в повседневных жизненных ситуациях, то у него формируется чувство опасности и недоброжелательности окружающего мира, ребенок начинает проявлять агрессию, она становится принципом его жизни. Также причинами агрессивного поведения могут быть особенности характера младшего школьника, например вспыльчивость, раздражительность и другие.

2.2 Особенности агрессивного поведения

По мнению В.С. Савиной на социализацию агрессивного поведения влияют два главных фактора:

1. взаимоотношения и поведение родителей;

2. подкрепление агрессивного поведения со стороны окружающих.

Также В.С. Савина пришла к выводам, что основными причинами агрессивного поведения детей младшего школьного возраста являются:

  • невозможность удовлетворения потребностей в самостоятельности, в достижении успеха, что способствует нарастанию внутриличностного конфликта и к агрессивному поведению, как способу его разрешения;
  •   стремление к лидерству, завышенная самооценка;
  •  нравственный климат семьи; взаимоотношения между взрослыми и ребенком.

  В младшем школьном возрасте агрессивное поведение выражается в форме физической агрессии, раздражения, чувстве вины, негативизма, подозрительности[3].


2. Практическая работа

В ходе работы в начальной школе в классах школьников с ограниченными возможностями здоровья такие учащиеся выявляются, чем сильно затрудняют учебный процесс. В школе собирается психолого-педагогический консилиум с приглашением родителей, и предлагает им перевести ребенка на домашнее обучение с составление индивидуального образовательного маршрута.

 Чаще всего такие учащиеся обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, состоят на учете в полиции. Необходимый минимум знаний, учений и навыков по школьной программе присутствует.

2.1 Анализ особенностей агрессивного поведения у младшего школьника с ОВЗ

Программный материал класса усваивает с большими затруднениями.  В учебной деятельности пассивен, мотивация к учебной деятельности отсутствует: учебные задачи не принимает или принимает формально, при попытках педагога активизировать работу над учебной задачей проявляет агрессию. Не проявляет поисковой активности.

 Не ориентирован на познавательную активность. При выполнении учебных заданий с большими затруднениями переключается с одного вида деятельности на другой.

Мышление наглядное-действенное. Операции анализа и синтеза не сформированы. Постоянно нуждается в организующей и поддерживающей внимание помощи педагога. По математике испытывает затруднения в решении задач. По русскому языку может писать под диктовку, затрудняется при восстановлении деформированного предложения. Графо-моторные навыки сформированы на низком уровне. Чтение по слогам, монотонное, допускает много ошибок.

На уроках часто демонстрирует протестное поведение. Всевозможными способами привлекает к себе внимание одноклассников и учителя во время урока. Матерится. Скидывает учебники на пол. На замечания учителя не реагирует. Может ударить и нагрубить в ответ.

Учебный материал запоминает фрагментарно, концентрация внимания низкая, работоспособность снижается через 5–7  минут после начала урока, через 10-15 минут после начала урока начинается демонстративное поведение. При попытках педагога пресечь нежелательное (просьбы, замечания) поведение постоянно наблюдаются аффективные состояния, вспышки агрессии, направленные как в адрес учителя, так и в адрес одноклассников. В состоянии аффекта убегает, целенаправленно роняет мебель, толкается, дерется. На замечания со стороны одноклассников реагирует крайне агрессивно. Поведение на переменах опасно и непредсказуемо. Учитель не может в полной мере обеспечивать безопасность учеников, так как их действия непредсказуемы и опасны.

За время обучения показал себя легковозбудимым, раздражительным, крайне неуравновешенным, вспыльчивым, с резкой сменой настроения. В таких случаях его приходится долго успокаивать, уговаривать, настраивать на учебную деятельность.

Мальчик общительный, в классе лидером не является. Постоянно старается задеть учащихся, взять их вещь, спровоцировать их любым возможным методом. Матерится на учащихся и классного руководителя. Очень болезненно переживает малейшую неудачу или ошибку, в этих случаях он резко переходит к капризно-негативному, раздражительному состоянию (может отказываться от работы, бросает вещи, прячется под стол, убегает из класса), обижается при получении недостаточно высокой, по его мнению, отметки. В целом в течение урока мальчику требуется постоянное индивидуальное внимание и одобрение учителя, не получив которое он замыкается и прекращает учебную деятельность. На замечания педагогов реагирует не адекватно, не воспринимает просьбы и замечания учителя, других педагогов. Сбегает из класса, бегает по всей школе, мешая вести образовательный процесс.

Вместе с тем, на индивидуальных занятиях наблюдается положительный эмоциональный фон, гораздо дольше удерживается внимание, увеличивается объем усваиваемого учебного материала.

2.2 Программа психолого-педагогической коррекции

 При составлении психолого-педагогической программы учитываются возрастные особенности ребенка и проводится диагностическая работа среди педагогов и родителей.

Заполняется тест-опросник М.Э. Вайнер[4] на определение типа отклоняющегося поведения.

Ответить на 42 вопроса (да, нет). Сочетание определенных номеров утверждений соответствует выраженности одного из шести типов отклоняющегося поведения:

- Конформного

- Протестного

- Гиперактивного

- Демонстративного

- Социальной дезориентации

- Агрессивного

Если по какому-либо типу неконструктивного поведения из семи характеристик отмечены 4 и более, следует сделать вывод, что данный тип поведения присущ и вписать в левую колонку таблицы.

Тип неконструктивного поведения

Критерии оценки

Частота

Длительность

Степень

Ситуационная специфичность

Суммарный балл

В случае превышения определенного количества баллов ребенку требуется квалифицированная психолого-педагогическая помощь.

Применяются различные психотехнические и игровые технологии для работы с данным ребенком, учитывая материально-техническое оснащение школы.

  • Игры с правилами
  • Игры-соревнования
  • Игра-лото
  • Нейропсихологическое лото
  • Арт-терапия (лепка, рисование, аппликация).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, нами была проанализирована профильная литература по исследуемой проблеме, проведен анализ агрессивного поведения школьника младших классов с ограниченными возможностями здоровья и предложена программа психолого-педагогический коррекции его поведения. Таким образом, задачи исследования выполнены и цель работы достигнута.

Работа по индивидуальной психолого-педагогической коррекции эффективна при соблюдении следующих условий:

1) Согласованность действий педагогического коллектива: классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, медицинской службы в школе.

2) Вовлечение в процесс родителей (выявление типа воспитания, способствующего проявления агрессивного поведения), семейное консультирование.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лоренц Конрад З. Агрессия (так называемое зло) / Конрад Лоренц; [Пер. с нем. Г. Ф. Швейника] // Амфора. - СПб., 2001.

2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Педагогика. - М., 1982.

3. Савина В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1441 (дата обращения: 19.05.2021)

4. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников  // Учеб. пособие М. Э. Вайнер сер. Воспитываем, обучаем дошкольников. – М., 2004.


Приложение

Тест-опросник М.Э. Вайнер

Инструкция для родителей и педагогов

Прочтите каждое из утверждений и подчеркните один из вариантов ответа. «Да» - если данное поведение свойственно для вашего ребенка, «нет» - если таких поведенческих реакций вы не наблюдаете в поведении ребенка.

1. Испуганно озирается, оглядывается (да, нет).

2. Продолжает заниматься своим делом даже после замечания (да, нет).

3. Нетерпелив, выкрикивает, перебивает (да, нет).

4. Претендует на главные роли (да, нет).

5. Неопрятный внешний вид (да, нет).

6. Дерется со сверстниками, кусается (да, нет).

7. Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы (да, нет).

8. Спорит, с трудом договаривается, соглашается (да, нет).

9. Не доводит начатое дело до конца (да, нет).

10. Требует к себе постоянного внимания (да, нет).

11. Не в состоянии поддержать порядок (да, нет).

12. Обзывает сверстников, грубит взрослым (да, нет).

13. Говорит тихо и мало (да, нет).

14. Ссорится, конфликтует со сверстниками (да, нет).

15. Склонен к быстрой и частой смене настроений (да, нет).

16. Кривляется, строит из себя шута (да, нет).

17. Опаздывает (да, нет).

18. Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение (да, нет).

19. Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов (да, нет).

20. Обидчив, склонен к беспричинным слезам (да, нет).

21. Говорит быстро и много (да, нет).

22. Любит приказывать другим детям, повелевать ими (да, нет).

23. Не держит обещания, забывает о порученном (да, нет).

24. Плюется в состоянии раздражения (да, нет).

25. Не уверен в себе (да, нет).

26. С трудом признает свои ошибки (да, нет).

27. Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами (да, нет).

28. Болезненно переживет поражения, неуспехи (да, нет).

29. Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости» (да, нет).

30. Стремится делать многое назло (да, нет).

31. Сторонится коллективных игр и заданий (да, нет).

32. Обвиняет в своих неудачах других (да, нет).

33. Неусидчив (да, нет).

34. Склонен к хвастовству (да, нет).

35. Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое (да, нет).

36. Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты (да, нет).

37. Избегает главных ролей в играх (да, нет).

38. Добивается своего капризами (да, нет).

39. Постоянно отвлекается (да, нет).

40. Не идет на уступки и компромиссы (да, нет).

41. Регулярно и целенаправленно нарушает правила (да, нет).

42. Замахивается на сверстников (да, нет).

Обработка данных

За каждый ответ «да» на нижеуказанные номера утверждений начисляется один балл.

Сочетание обозначенных номеров утверждений соответствуют выраженности одного из шести типов отклоняющегося поведения.

Конформное поведение – 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37 (максимум 7 баллов).

Протестное поведение – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38 (максимум 7 баллов).

Гиперактивное поведение – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39 (максимум 7 баллов).

Демонстративное поведение – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40 (максимум 7 баллов).

Социальная дезориентация – 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41 (максимум 7 баллов).

Агрессивное поведение – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42 (максимум 7 баллов).

Если по какому-либо типу неконструктивного поведения из семи характеристик отмечены 4 и более, следует сделать вывод, что данный тип поведения ребенку присущ и вписать в левую колонку таблицы.

Тип неконструктивного поведения

Критерии оценки

Частота

Длительность

Степень

Ситуационная специфичность

Суммарный балл

Следующий шаг поможет психологу ответить на вопрос – надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоления неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется.

Чтобы ответить на этот вопрос целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:

- частота подобного поведения;

- длительность его присутствия в поведенческом репертуаре;

- степень тяжести последствий неконструктивного поведения;

- ситуационная специфичность такого поведения.

Частота оценивается по следующим показателям:

Несколько раз в день – 5 баллов.

Один раз в день – 4 балла.

Несколько раз в неделю – 3 балла.

Один раз в неделю – 2 балла.

Один раз в месяц и реже – 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу в графу «Частота».

Длительность – критерий времени – указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка.

Год и дольше – 5 баллов.

Полгода – 4 балла.

Два-три месяца – 3 балла.

Три-четыре недели – 2 балла.

Несколько дней – 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу в графу «Длительность».

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:

- снижается продуктивность на занятиях;

- появляются негативные качества личности, черты характера;

- ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем;

- не складываются взаимоотношения со сверстниками;

- обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Каждый параметр оценивается в 1 балл. Суммарный балл (от 1 до 5) заносится в таблицу в графу «Степень».

Варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:

Поведение от ситуации не зависит – 5 баллов.

Поведение возникает в нескольких схожих ситуациях – 3 балла.

Поведение возникает всегда в одной и той же ситуации – 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу в графу «Ситуационная специфичность».

Заполнив таблицу, психолог анализирует комбинацию всех вышеуказанных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает выводы.

Если сумма от 15 до 20 баллов – ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь.

Если сумма от 10 до 14 баллов – ребенка целесообразно включить в профилактическую работу.

Если сумма от 4 до 9 баллов – отклонение в поведении временное возрастное или ситуативное.


[1] Лоренц Конрад З. Агрессия (так называемое зло) // Конрад Лоренц [Пер. с нем. Г. Ф. Швейника]. – СПб., 2001.

[2] Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Педагогика. – М., 1982.

[3] Савина В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1441 (дата обращения: 19.05.2021)

[4] Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников  // Учеб. пособие М. Э. Вайнер сер. Воспитываем, обучаем дошкольников. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Развитие эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Как работать на уроке над развитием эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (св...

Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (св...